Определение группы крови в системе АВО
Для предотвращения осложнений при переливании крови вследствие реакции агглютинации необходимо предварительно определять группу крови человека.
Цель работы: определить группы крови в системе АВО (с помощью цоликлонов).
Оснащение: цоликлоны, стерильный скарификатор, две стеклянные палочки, стандартные сыворотки групп I, II, III; кафельная белая плитка, вата, спирт, йод, эфир. Объект исследования — человек.
Проведение работы. Группы крови определяют по свойствам эритроцитов, которые устанавливают с помощью стандартных сывороток, содержащих известные агглютинины (антитела).
На кафельную плитку наносят, не смешивая, по одной капле стандартных сывороток I, II и III групп, содержащих соответственно следующие агглютинины: I-α и β, II-β и III - α. Затем, получив каплю крови из пальца, первой стеклянной палочкой переносят небольшое количество её в каплю сыворотки I группы, вторым чистым концом этой же палочки такое же количество крови переносят в сыворотку II группы. При помощи второй стеклянной палочки третью каплю исследуемой крови переносят в сыворотку III группы. Каждый раз кровь тщательно размешивают в капле сыворотки, пока смесь не станет равномерно розоватого цвета. Реакция агглютинации наступает через 1-5 мин. При наличии агглютинации капля утрачивает гомогенность и становится прозрачной, а эритроциты склеиваются в виде комочков. Группу крови устанавливают в зависимости от наличия или отсутствия агглютинации.
1. Если агглютинации нет во всех трёх каплях, это свидетельствует об отсутствии агглютиногенов в эритроцитах исследуемой крови и, следовательно, она принадлежит I (0) группе.
2. Если агглютинация произошла с сыворотками I и III групп, содержащими соответственно агглютинины α + β и α, то эритроциты исследуемой крови содержат агглютиноген А и эта кровь принадлежит II (А) группе.
3. Если агглютинация произошла с сыворотками I и II групп, содержащими агглютинины α + β и β, то эритроциты исследуемой крови содержат агглютиноген В и она принадлежит III (В) группе.
4. Если агглютинация произошла с сыворотками I, II и III групп, содержащими соответственно α + β, β и α агглютинины, то эритроциты исследуемой крови содержат как агглютиноген А, так и агглютиноген В. Следовательно, исследуемая кровь принадлежит IV (АВ) группе.
В последнее время определение групп крови человека системы АВО проводят с помощью цоликлонов Анти-А и Анти-В (антитела моноклональные Анти-А и Анти-В), которые применяют или взамен или параллельно с поликлональными иммунными сыворотками. Моноклональные Анти-А и Анти-В антитела продуцируются двумя мышиными гибридомами и принадлежат к иммуноглобулинам класса М. Цоликлоны изготавливаются из асцитной жидкости мышей-носителей анти-А и анти-В гибридом. Технология изготовления реагента исключает возможность его контаминации патогенными для человека вирусами.
Таблица 1. Оценка результатов определения групп крови с применением цоликлонов
Результаты реакции с цоликлоном | Группа крови | |
Анти-А | Анти-В | |
- | - | 0 (1) |
+ | - | А (II) |
- | + | В(III) |
+ | + | АВ (IV) |
Проведение работы. Нанесите на пластину индивидуальными пипетками цоликлоны Анти-А и Анти-В по одной большой капле. Рядом с каплями антител нанесите по одной маленькой капле исследуемой крови. Наблюдайте за ходом реакции с цоликлонами визуально при лёгком покачивании пластины в течение 3 минут. Агглютинация эритроцитов с цоликлонами обычно наступает в первые 3-5 сек, но наблюдение следует вести 3 мин ввиду более позднего появления агглютинации с эритроцитами, содержащими слабые разновидности антигенов А или В. Положительный результат выражается в агглютинации эритроцитов. При отрицательной реакции капля остаётся равномерно окрашенной в красный цвет.
Знаком плюс (+) обозначено наличие агглютинации, знаком минус (-) - отсутствие агглютинации.
Оформление протокола. Запишите, к какой группе крови принадлежит ваша кровь. Определите: реципиентам с какими группами крови можно переливать вашу кровь и кровь какой группы можно переливать вам?
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача№1
При длительном голодании у людей появляются так называемые голодные отёки. В чём причина?
Задача №2
Человек съел недоброкачественную пищу. Через некоторое время у него обнаруживается повышение вязкости в крови. Чем можно объяснить это?
Задача№3
При исследовании крови обнаружено, что 80% гемоглобина составляет фетальный гемоглобин. Кому принадлежит кровь?
Задача №4
При подсчёте в больших квадратах камеры Горяева оказалось 580 эритроцитов. Сколько их содержится в 1мл крови, если кровь в меланжер набиралась до метки 0,5?
Задача №5
В 25 больших квадратах камеры Горяева оказалось 100 лейкоцитов. Сколько их содержится в 1мм3 крови, если она набиралась в меланжер до метки 0,5?
Задача №6
В 1мм3 крови содержится 6млн. эритроцитов. Сколько всего их в циркулирующей крови, если 20% всей крови находится в кровяном депо? Вес тела принять за 80кг.
Задача №7
В результате переливания несовместимой группы крови произойдет склеивание эритроцитов, что в дальнейшем приведет к гемолизу. Назовите вид гемолиза?
Задача №8
Почему женщинам запрещено работать на производстве с высоким уровнем вибрации, водить большегрузные машины и т.д.?
Задача №9
В чём причина увеличения билирубина в крови при отравлении уксусной кислотой?
Задача №10
Кровь отца резус-положительная, матери резус-отрицательная, первая беременность. Существует ли опасность резус-конфликта матери и плода, если плод имеет резус-положительную кровь?
Задача №11
Отец имеет резус-отрицательную кровь, мать – резус-положительную. У плода резус-фактора нет. Существует ли опасность резус-конфликта между плодом и матерью?
Задача №12
Почему при остром психическом стрессе может произойти инфаркт миокарда?
Задача №13
Свёртывание крови представляет собой сложный многокомпонентный «каскадный» ферментативный процесс. Нормальное протекание каждой предшествующей фазы обеспечивает развитие и завершение каждой последующей. Что происходит в первую, вторую и третью фазы коагуляционного гемостаза? Что включает послефаза гемокоагуляции?
Задача №14
Для нормального протекания свёртывания крови необходим ряд факторов: протромбин, тромбопластин, АС – глобулин, ионизированный кальций, проконвертин и др. Назовите фактор, участие которого необходимо для протекания всех фаз гемокоагуляции. Какой фактор обеспечивает превращение растворимого фибрин – полимера в нерастворимый фибрин? Где образуется протромбин? Какие факторы принимают участие в образование плазменной и тканевой протромбиназ?
ЗАНЯТИЕ №10
Итоговое занятие №2.Тестированию и обсуждению подлежат вопросы предыдущих тем (6 – 9).
ЗАНЯТИЕ №11
ТЕМА: Этапы дыхания (внешнее дыхание, газообмен в лёгких, транспорт газов). Функциональная система, поддерживающая постоянство газового состава крови.
Дыханием называется совокупность процессов, обеспечивающих обмен кислорода и углекислого газа между организмом и внешней средой. Процессы эти имеют определённую последовательность. Газообмен между лёгкими и внешней средой называется лёгочной вентиляцией (внешним дыханием); между альвеолами и кровью – лёгочным дыханием; между лёгкими и тканями – тканевым (клеточным) дыханием. Обязательным компонентом дыхания является транспорт газов кровью. Дыхательная система представляет собой совокупность органов, выполняющих воздухопроводящую и газообменную функции. В неё входят полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и лёгкие.
Деятельность функциональной системы дыхания всегда подчинена удовлетворению дыхательной потребности организма, которая в значительной степени определяется тканевым метаболизмом. Для компенсации повышенной дыхательной потребности увеличивается интенсивность лёгочной вентиляции, что выражается в увеличении частоты и глубины дыхания.
Цель занятия:
1) знать:
- значение дыхания для организма и его этапы;
- биологическое значение оксигемоглобина;
- эффект Бора;
- строение и функции лёгкого;
- характеристику лёгочной вентиляции;
- понятие функциональной системы газового состава крови и её компоненты;
2) уметь:
- приготовить модель Дондерса;
- нарисовать кривую диссоциации оксигемоглобина и двуокиси углерода.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.
6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.
4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Воздухоносные пути и их значение в дыхании для организма в целом.
2) Строение и функции лёгкого.
3) Внешнее дыхание (механизмы вдоха и выдоха).
4) Давление в плевральной полости. Пневмоторакс.
5) Характеристика лёгочной вентиляции. Значение и объём «мёртвого» пространства. Сурфактант.
6) Газообмен в лёгких и факторы его определяющие.
7) Функциональная система, поддерживающая газовый состав крови. Динамика её работы.
8) Газообмен в лёгких.
9) Транспорт кислорода. Кривая диссоциации оксигемоглобина и её биологическое значение. Эффект Бора.
10) Транспорт двуокиси углерода. Кривая диссоциации двуокиси углерода. Зависимость pH от содержания двуокиси углерода и кислорода.
Задания для самостоятельной работы на занятии:
Практическая работа №1
Расчёт дыхательных показателей (должного минутного объёма дыхания, ДМОД) по стандартизированным формулам
Многие показатели функции внешнего дыхания существенно зависят от конституции обследуемого, размеров тела (масса, рост), возраста, пола, физической подготовки и даже характера профессиональной деятельности. Поэтому при анализе полученных данных фактические значения следует сопоставлять с должными величинами. В норме отклонения фактических значений дыхательных показателей от должных колеблются в пределах 10-15%.
Цель работы: рассчитать ДМОД по стандартизированной формуле.
Содержание работы: должный минутный объём дыхания (ДМОД) рассчитывают по следующей форме:
ДМОД = ДОО / (7,07х40),
где ДОО – должный основной обмен (вычисляют по таблицам и формулам).
Таблица 1. Формулы для расчёта ДОО (должного основного обмена)
Пол | Должный основной объём |
Мужчины Женщины | 66,47+13,7*Р+5*Н-6,75*А 65,59+19,56*Р+1,85*Н-4,67*А |
Р-масса тела, кг; Н-рост, см; А-возраст, годы |
Минутный объём дыхания (МОД) – количество вентилируемого в лёгких воздуха за 1 минуту.
МОД=ДОхЧД,
где ДО – дыхательный объем, ЧД – частота дыхания.
Оформление протокола. Сравните полученные должные величины с рассчитанными фактическими, вычислите % отклонения.
Практическая работа №2