В17 Установите соответствие между классами и характерными для них признаками

признаки класс растений
1.стержневая корневая система 2. параллельное или дуговое жилкование листьев 3. сетчатое жилкование листьев 4. развит камбий, древесина 5. мочковатая корневая система 6. камбия нет А. однодольные Б. двудольные
             

В18( выберите несколько верных ответов из шести) Какие из перечисленных тканей входят в состав корня?

А. кожица Б. древесина В. образовательная ткань Г. соединительная ткань Д.фотосинтезирующая ткань

Е. проводящая ткань

В19(выберите несколько верных ответов из шести) Выберите признаки характерные для пшеницы:А. стебель – соломина

Б. плод – семянка В. дуговое жилкование листа Г. мочковатая корневая система Д. гетеротрофный способ питания

Е. питательные вещества в эндосперме

В20(выберите несколько верных ответов из шести) Основные ткани (паренхимы) у растений могут выполнять функции:

А. рост органов в толщину Б. синтез органических веществ В. отложение конечных продуктов распада веществ

Г. участие в регуляции газообмена Д. запас питательных веществ Е. защита других тканей от повреждений

В21(выберите несколько верных ответов из шести) Значение транспирации:А. регулирует газовый состав внутри листа

Б. способствует передвижению водыВ. обеспечивает привлечение опылителей Г. улучшает транспорт углеводов

Д. регулирует температуру листьев Е. снижает удельный вес листвы

В22(выберите несколько верных ответов из шести) Основными элементами флоэмы являются:А. клетки камбия

Б. ситовидные трубки с клетками-спутницамиВ. древесинные волокна Г. сосуды Д. паренхимные клетки Е. лубяные волокна

В23(выберите несколько верных ответов из шести) Корневой чехлик выполняет функции:

А. обеспечивает отрицательный геотропизм Б. обеспечивает положительный геотропизм В. облегчает проникновение корня в почву Г. запасает питательные вещества Д. защищает активно делящиеся клетки Е. участвует в транспорте веществ

В24 Установите соответствие между семействами Покрытосеменных и их представителями

представители семейства
1. Хрен 2. Акация 3. Тростник 4. Соя 5. Люцерна 6. Бамбук А. злаки Б. крестоцветные В. бобовые
             

В25 Установите соответствие между растениями и типом их соцветия

1. Клевер А. метелка
2. Василек Б. головка
3. Сирень В. кисть
4. Ландыш Г. корзинка
5. Хризантема  
6. Астра  
             

Часть С

С1 (краткий ответ)На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений?

С2 (развернутый ответ)Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег

С3(краткий ответ)Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

С4 (развернутый ответ)В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные)?

С5(развернутый ответ)Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые (Бобовые) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

С6(развернутый ответ)Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

С7(краткий ответ)Какой вред приносит гриб-трутовик березе?

С8(развернутый ответ)В чем сходство и различие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковые и Сложноцветные?

С9(краткий ответ)С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

С10(краткий ответ)Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву?

C11(развернутый ответ)Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

С12(развернутый ответ)Какова роль мхов в природе?

С13(краткий ответ)Опытные садоводы удобрения вносят в почву по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему?

С14(краткий ответ)Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

С15(краткий ответ)Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

С16(развернутый ответ)Как человек борется с грибом – паразитом головней, приносящим большой ущерб урожаю зерновых?

С17(развернутый ответ)Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?

С18(краткий ответ)В чем особенность питания одноклеточных водорослей?

С19(развернутый ответ)Какие характерные признаки растений вы знаете?

С20(развернутый ответ)Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

С21(развернутый ответ)Какую роль играют устьица в жизни растений

С22(развернутый ответ)Почему покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?

С23 (развернутый ответ)Почему лишайники могут жить в бесплодных местах, где другие организмы не выживают?

С24 (развернутый ответ)Листопад в жизни растений имеет очень большое значение. В чем оно заключается?

С25(краткий ответ)Все растения условно делят на низшие и высшие. Наряду со сходством, между ними есть и различия. В чем главное ?

С26(краткий ответ)Моховидные – одна из древ. групп растений. От кого они произошли в процессе эволюции? Как это можно доказать?

С27(развернутый ответ)На спиле ствола древесного растения обычно хорошо заметны годичные кольца. Что по ним можно определить?

С28(развернутый ответ)Вторым по численности покрытосеменных отделом высших растений являются моховидные. Они широко распространены по всему земному шару. Какое основное значение они имеют в природе?

С29(краткий ответ)У грибов и споровых растений имеются антеридии. Что это такое?

С30(краткий ответ)Лишайники неслучайно называют "пионерными" организмами. Они первыми поселяются в тех местах, где уничтожены или до этого вообще не существовали живые организмы. Иногда отсутствует даже почва. Но для лишайников это неважно. Они очень нетребовательны и для их обитания достаточно хотя бы небольшого количества света. Но есть один фактор, который может ограничивать их распространение на новых, или уже заселенных территориях. Назовите его.

Ответы

Часть А

номер задания ответ номер задания ответ номер задания ответ номер задания ответ
В В В В
Г Б В Г
А Б В В
Г А Б Б
А Б Б В
А В В Г
Г В? В А
Б В Б Г
Б Г Б Б
В В Б А
А Б В В
Б Б Г В
В Б Б Г
Б Б Г Б
А Г Г В
Г Г В Б
Б Б В А
А Б А В
В Г Б Б
Б Г Г А

Часть В

ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ
В1 АВД В6 БВГ В11 БВГА В16 БГД В21 АБД
В2 АБАББ В7 АБАБАА В12 АБББАА В17 БАББАА В22 БДЕ
В3 ВГД В8 АБАББА В13 ГБДАВ В18 АВЕ В23 БВД
В4 БАБББА В9 АВД В14 БББАА В19 АГЕ В24 БВАВВА
В5 БВЕ В10 АВД В15 АВГД В20 БГД В25 БГАВГГ

Часть С

С1. Пчелы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрестное опыление, что повышает урожайность растений.

С2. 1. корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2. на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3. от корневища отходят придаточные корни;

4. внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем;

С3. Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушению водного и воздушного режима корней) и угнетению растений

С4. 1. Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) – стручок;

2. сходство: боб и стручок – сухие многосеменные вскрывающиеся плоды;

3. различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке

С5. 1. цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, парные лепестки весла и сросшиеся лепестки – лодочка;

2. корневая система стержневого типа;

3. плод боб, а не стручок

С6. 1. корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;

2. у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

3. листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки

С7. Трутовик – паразит, высасывает органические вещества из живых тканей березы и разрушает ее древесину

С8. 1.общие признаки: односеменные сухие невскрывающиеся плоды;

Различия:

2. у злаковых плод зерновка, а у сложноцветных – семянка

3. у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки

С9. Для увеличения числа боковых корней, что приводит к увеличению площади питания растений

С10. Чтобы улучшить дыхание корней и уменьшить испарение воды из почвы.

С11. 1. уменьшение численности шмелей;

2. увеличение численности растительноядных животных;

3. размножение растений-конкурентов (злаков и др.)

С12. 1. в процессе фотосинтеза образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород;

2. накапливают и удерживают воду, вызывают заболачивание почвы;

3. способствуют образованию торфа;

4. являются продуцентами в экосистеме и звеном в цепи питания

С13. Корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня. Корни с развитой зоной всасывания – корневыми волосками – находятся по краям приствольных кругов

С14. Нельзя повреждать грибницу, так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела

С15. Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке и через мембрану путем осмоса

С16. 1. обработка семян перед посевом ядохимикатами. 2. применение севооборота

3. посев устойчивых к головневым грибам сортов растений

С17. 1. Грибы – одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей гифов.

2. Грибы – гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты).

3. Размножение грибов: спорами, частями грибницы – вегетативное размножение; почкованием у дрожжей; половое размножение у некоторых грибов

С18. Особенность в том, что они способны поглощать растворенные органические вещества через поры оболочки

С19. Характерные признаки растений:

1. клетки растений покрыты толстой плотной целлюлозной клеточной стенкой (оболочкой), которая придает им форму.

2. клетки содержат пластиды, в которых есть зеленый пигмент хлорофилл. Это фотосинтезирующий пигмент.

3. растениям характерен процесс фотосинтеза – образования органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. Поэтому по способу питания большинство растений относится к автотрофам

4. клетки растения содержат вакуоли с клеточным соком, они регулируют осмотическое поступление воды в клетку, а также в них скапливаются запасные питательные вещества и продукты обмена веществ клетки.

С20. При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.

С21. Устьице – высокоспециализированное образование эпидермиса растений, состоящее из двух замыкающих клеток и межклетника (устьичной щели) между ними. Через устьице осуществляется транспирация и газообмен. Транспирация – испарение воды растением. Транспирация регулирует водный и температурный режим растения

С22. 1. Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками, травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность

2. Вегетативные органы (корни, листья, побеги) имеют многочисленные видоизменения и являются самыми специализированными по строению и функциям.

3. Семена покрытосеменных защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению

4. для оплодотворения не требуется вода, а способы опыления очень разнообразны (насекомыми, ветром, самоопылением и т.д.)

5. они распространяются с помощью ветра, воды, животных или человека

С23. Лишайник – это симбиотический организм. Его тело, слоевище, состоит из гриба и водоросли. Лишайники могут расти на камнях, на стенах, на песке. Им не нужна почва. Гифы гриба поглощают влагу дождей, росы и туманов всей своей поверхностью. Одноклеточные водоросли, содержащие хлорофилл, вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза

С24. 1. обеспечивает экономию воды и питательных веществ, необходимых для переживания зимнего периода

2. Защищает растение от механических повреждений в зимнее время

3. освобождает от конечных продуктов обмена веществ, накопившихся в листьях.

С25. В теле низших растений (талломе, слоевище) отсутствуют ткани и органы

С26. Моховидные в процессе эволюции произошли от водорослей. Подтверждением этого является большое сходство протонемы мхов с нитчатыми зелеными водорослями

С27. 1. Примерный возраст растения 2. Условия произрастания в разные периоды жизни

3. Расположение сторон света

С 28. 1. Вызывают заболачивание местности 2. участвуют в образовании торфа

3. могут участвовать в почвообразовании

С29. Антеридии – это одноклеточные (у низших) или многоклеточные (у высших) органы растений, в которых формируются мужские гаметы

С30. Основным фактором, ограничивающим распространение лишайников, является степень загрязнения воздуха, особенно соединениями серы.

Наши рекомендации