Плоды, которые растут не на том дереве
В своих садах мы привыкли видеть яблони, вишни и персиковые деревья, и у нас сложилось твердое представление, что именно так должны выглядеть плодовые деревья. А потому иной раз нам кажется, будто съедобные плоды взяли да и выросли не на том дереве, на каком им положено расти.
Финики и кокосовые орехи — не такая уж редкость в наших кухнях, и тем не менее нам кажется странным, что пальмы дают съедобные плоды. И все же есть еще две пальмы, которые на их родине культивируются как плодовые деревья. Это венесуэльская персиковая пальма (Guilielma gasipaes) и египетская имбирная пальма (Hyphaene thebaica).
Восемнадцатиметровый ствол персиковой пальмы вооружен очень острыми иглоподобными колючками, которые оберегают зреющие плоды от посягательств животных. Даже ее большие перистые листья усыпаны колючками. Яйцеобразные плоды размером с абрикос свисают огромными гроздьями, точно крупный виноград. Они бывают ярко-красными или оранжево-желтыми, но вкус и у тех и у других одинаков. Мясистая внешняя часть плода содержит крахмал, вкусом напоминает каштан, и если ее долго варить в соленой воде, то получается очень приятное блюдо. Иногда плоды поджаривают и едят с патокой. Агроном из Турри-альбы (Коста-Рика) сообщает, что эти плоды, называемые там «пехибайя», богаты витаминами. Местным жителям всячески рекомендуется разводить их и есть. Во многих латиноамериканских странах они считаются деликатесом.
Гроздь плодов персиковой пальмы, которую в тропической Америке называют «пехибайя».
Имбирная пальма обладает другой особенностью: у нее есть ветки, часто по 3—4 на десятиметровом дереве, тогда как обычные пальмы их не образуют. Каждая ветка завершается фонтаном веерообразных листьев, между которыми появляются цветки — на одном дереве женские, на другом — мужские. У женских особей цветки сменяются большими гроздьями красивых, блестящих желто-коричневых плодов. В одной грозди их бывает до двухсот штук. В Верхнем Египте, где это дерево называют «пальмой дум», его плоды составляют важный источник питания беднейших слоев населения. Едят волокнистую мучнистую шелуху, которая по вкусу напоминает имбирный пряник, но чересчур суха.
Имбирная пальма (Hyphaene thebaica) - единственная в своем роде, так как она принадлежит к числу редких ветвящихся пальм.
Среди съедобных плодов, растущих как будто бы не на том дереве, стоит назвать еще мули (Melocanna bambusoides), который можно видеть на стеблях вечнозеленого бамбука в Индии и Бирме. (Хотя бамбуки — это трава, их деревянистые стебли и высота — у некоторых видов до 30 м — позволяют рассматривать их в одном ряду с деревьями.) Гладкие, прямые тонкостенные стебли этого бамбука, достигающие в высоту от 9 до 21 л, очень крепки, и их широко используют для строительства, для изготовления бумаги, плотов, на которых сплавляются тяжелые деревья, и еще для многих целей. Растение быстро распространяется с помощью подземных корневищ, и там, где лес сводится под поля с переложной обработкой почвы, отдыхающие участки скоро исчезают под настоящим морем этой гигантской травы, избавиться от которой бывает очень трудно. По наблюдениям Курца [66], для этого бамбука характерно групповое цветение с интервалами в тридцать-тридцать пять лет, но стеблей так много, что в плодах никогда не бывает недостатка.
Плоды имбирной пальмы.
Трауп говорит, что эти гладкие зеленые плоды довольно велики (от 8 до 13 см в длину и от 5 до 8 см в ширину) и мясисты, плод присоединяется к плодоножке широким концом, а противоположный изгибается в форме клюва. Плоды полны крахмала, и их охотно едят слоны, домашний скот, буйволы, носороги, олени, кабаны и другие животные. Цветение происходит в декабре или в январе. Вскоре листья высыхают и опадают, а стебли желтеют. Плоды развиваются быстро — они созревают и падают с апреля по июнь. Хотя значительная часть плодов так и не успевает созреть, все же у каждого узла стебля можно найти спелую гроздь из восьми-десяти штук. Плоды быстро портятся, и пересылать их можно, только тщательно уложив в сухой песок или древесный уголь. Молодая поросль этого бамбука чрезвычайно густа: из одного семени вырастает несколько побегов, достигающих в первый тод в высоту 3 м, во второй — 6 м, а максимальной высоты на пятый год, оставаясь такими же тонкими и густыми. К этому времени разросшиеся корневища начинают давать новые побеги через промежутки примерно в полметра.
Яркие плоды
Плоды многих растений гораздо более эффектны, чем их цветки, и используются в декоративных целях. В умеренных климатических зонах падуб и шиповник удивительно украшают ландшафт. Подобный наряд больше свойствен кустарникам, но в тропиках некоторые деревья особенно хороши именно в пору созревания плодов.
Десять видов Heliocarpus, растущих от Мексики до Парагвая, цветут крохотными желтыми или зелеными цветками, собранными в кисти на концах веток. Развивающиеся из них малюсенькие «солнечные» плоды привлекают к себе внимание благодаря изящным, торчащим во все стороны колючкам. Тамайо [114] пишет о венесуэльском виде (Н. americanus), представляющем собой невысокое прямое дерево: «Украшают это дерево не цветки... а красноватые или розовые бесчисленные плоды, по форме напоминающие изображение солнца, раскинувшего лучи во все стороны».
Трансваальское дерево вернония (Vernonia colorata) в декабре щеголяет большими соцветиями белых, лиловатых или желтых цветков. Они не представляют собой ничего особенного, но на смену им приходят удивительно красивые маленькие жесткие золотистые плоды, каждый с одним семенем.
Женские особи Ruprechtia coriacea (Венесуэла) в период образования семян выглядят очень красиво — их чашелистики образуют ярко-красные гроздья. Цветки мужских особей невзрачны.
Плоды-коробочки Bixa orellana раскрываются, как устрицы, выставляя напоказ маленькие семена, покрытые влажной ярко-оранжевой красящей пыльцой, которая называется «аннато». Незаменимая вещь для ребятишек, играющих в индейцев!
Эти коробочки по виду напоминают каштаны, но колючки у них мягкие; коробочки обычно бывают зелеными, а колючки — красными. Известны также ярко-алые, коричнево-оранжевые и желтые разновидности. В Южной Америке они имеют промышленное применение — их красящее вещество используется для подкрашивания сыров, маргарина и других пищевых продуктов. Некоторые туземцы покрывают этой краской все тело.
Ярко-окрашенные семенные коробочки Bixa orellana.
Название вида «орельяна» увековечивает фамилию испанского путешественника, который явился в Перу с Писарро, а позже спустился вниз по течению реки, которая теперь называется Амазонкой. Своим названием она обязана его нелепым россказням о женщинах-воительницах (амазонках), якобы обитающих на ее берегах.
Семенные коробочки больших деревьев рода Monotes (Центральная Африка).
В Центральной Африке есть группа не особенно высоких деревьев, чьи твердые круглые плоды окружены пятью отогнутыми чашелистиками, которые похожи на красные или желтые цветочные лепестки величиной от 4 до 8 см. Ботаническое название этих деревьев Monotes.
Cnestis jerruginea растет на западе Африки от Гамбии до Ганы. Его ярко-красные плоды собраны в гроздь на конце ветки.
На западе тропической Африки плоды с такой же особенностью мы находим у Heisteria parvifolia. Обревиль [4] утверждает, что чашечка значительно увеличивается и преобразуется в подобие венчика с четырьмя-пятью листиками розовато-лилового цвета 4 см в поперечнике.
Пустотелые пятисантиметровые плоды китайских фонариков (Ny mania capensis) (мыс Доброй Надежды) бывают красными, розовыми, желтыми и зелеными.
Об Aptandra zenkeri тот же автор говорит: «Плод очень интересен. Маленькая чашечка значительно увеличивается, приобретая форму воронки с волнистыми краями великолепного темно-розового цвета, диаметром примерно 6 см. В центре находится небольшой овальный плод синего цвета».
Красивые плоды Triplaris и Ruprechtia в Центральной и Южной Америке можно принять за цветки даже с близкого расстояния. Женские особи покрываются большими гроздьями красных или розовых крылатых семян. Цветки мужских особей довольно невзрачны.
В Западной Африке Дж. Долзил и Д. Фэрчайлд были поражены красотой багряных бархатистых плодов Cnestis ferruginea.
Фэрчайлд [41] писал: «Алые всплески в темной зелени придорожной листвы, цвет даже более насыщенный, чем у красного клена, выделяющегося на фоне темных елей Новой Шотландии, — эта плоды кнестиса».
Кнестис — кустарник или небольшое деревце с невзрачными цветками. Миндалевидные пятисантиметровые плоды висят гроздьями на концах веток.
Яркие розовато-красные плоды аки (Blighia sapida), падая с дерева, с шумом лопаются.
Яркие декоративные шарики, похожие на елочные украшения, отличают небольшое южноафриканское дерево Nymania саpensis, которое называют также «китайские фонарики». Палмер и Питмен [89] пишут:
«Путешественники, проезжающие по степи Карру весной, часто останавливаются в изумлении при виде ярких цветовых пятен среди серо-бурого кустарника на склонах холмов. Это знаменитые «китайские фонарики». Если бы это деревце удавалось выращивать в культурных условиях, оно стало бы знаменитым, настолько оно живописно. К несчастью, это очень капризное и недолговечное растение. Цветки — розовые, по форме несколько напоминающие колокольчики — не представляют собой ничего особенного, но затем из них развиваются пузыревидные плоды с тонкой плотной оболочкой (как у крыжовника), иногда достигающие почти 5 см в диаметре — темно-розовые, бледно-розовые и зеленые, а также всех промежуточных оттенков. Эти плоды, собранные в плотные гроздья, остаются на дереве несколько недель, и оно эффектно выделяется на однообразном и скучном фоне. Когда семена созревают, ветер разносит легкие коробочки далеко во все стороны».
Дерево аки (Blighia sapida) из Гвинеи, широко распространенное во Флориде и Вест-Индии, приносит треугольные плоды величиной с грушу, которые из зеленых становятся розовыми, а потом ярко-красными. Дерево, обвешанное этими покачивающимися украшениями, очень красиво. Созрев, плод трескается в трех направлениях и раскрывается, обнаруживая черные глянцевые семена величиной с вишню. Съедобна у этого плода только разросшаяся часть плодоножки — твердая, кремового цвета масса, прикрепленная к основанию семени. Поджаренная в масле со специями, она удивительно вкусна. На Ямайке ее теперь консервируют для экспорта. В недозревшем состоянии (когда плод еще не лопнул) она ядовита, а когда переспеет, то ее тоже не рекомендуется есть.
Плоды-кинжалы
Кинжалообразные или змеевидные стручки всегда привлекают внимание к дереву, на котором они висят. Одно из таких наиболее грозных деревьев — это владыка малайских лесов высотой 18 м и более, которого Корнер называет «деревом Дамокла» (Oroxylon indicum). Саблеподобные стручки длиной от 0,6 до 1,2 м и шириной 8 см, изогнутые, как ятаган, висят на самых кончиках безлистых веток. Их вес таков, что ветви гнутся.
В Малайе, кроме того, растет кинжальное дерево (Pajanelia longifolia) с полуметровыми стручками, собранными в пучки. Вначале они зеленого цвета, но, созревая, буреют.
Малайское змеиное дерево (Stereospermum fimbriatum) получило свое название из-за шестидесятисантиметровых болтающихся стручков, которые свиваются в широкие свободные кольца.
Саблеподобные семенные коробочки ороксилона.
Когда созревают семена трансваальского парчового дерева (Cassia abbreviata), его покрывает такое количество шестидесятисантиметровых стручков, что, по свидетельству Палмера и Питмена, кажется, будто оно плачет — но не слезами, а длинными тонкими колбасами. Однако его репутацию спасают желтые цветки которыми оно окутывается в таком изобилии, что его приходится признать «одним из эффектнейших деревьев».
Цветки и плоды, похожие на желтые свечи, Parmentiera cereifera.
Свечное дерево (Parmentiera cereifera), шестиметровый вечнозеленый уроженец Панамы, покрывается пятисантиметровыми белыми воронками цветков, растущих непосредственно на стволе и ветвях. Их сменяют болтающиеся цилиндры гладких, мясистых белых или желтоватых плодов, которые могут достигать в длину метра, хотя в диаметре имеют не больше 2—3 см. Для домашнего скота это лакомство.
Семенные коробочки малайского дерева Heterophragma adenophyllum.
Редечное дерево (Moringa oleifera) получило это название из-за вкуса своих корней, хотя оно и не состоит в родстве с вышеупомянутой культурой. Это ломкое индийское дерево замечательно тем, что круглый год выпускает белые цветки-мотыльки, из которых развиваются трехгранные похожие на кинжал стручки .длиной от 30 до 45 см. В Индии молодые стручки этого дерева едят как овощи.
Висячие плоды еще одного малайского дерева (Heterophragmа adenophyllum) могут нагнать жуть на случайного прохожего: они слегка изогнуты, и, когда дует ветер, создается впечатление, будто они, извиваясь, ползают по дереву. Длина их достигает 60 см и более. Большие желтые чашевидные цветки довольно непривлекательны.