Возможности установления факта

ВЫПОЛНЕНИЯ РУКОПИСИ ЛИЦОМ,

НАХОДИВШИМСЯ В НЕОБЫЧНОМ

Психофизиологическом состоянии.

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ВЫЗЫВАЮЩИХ

ВРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ

НА ЕГО ПИСЬМО

Среди вопросов неидентификационного характера определенное место занимает группа задач, связанных с установлением факта выполнения текста лицом, вре­менно находившимся в состоянии возбуждения или тор­можения либо страдающим нервным или психическим заболеванием.

Экспертной практике известны случаи исследования разнообразных записей, предсмертных писем, написан­ных в состоянии душевного волнения. В них, как пра­вило, наряду с совпадающими имеются различающиеся признаки почерка. В теории почерковедческой эксперти­зы нет сведений о характере и пределах изменений при­знаков письма в рукописях, выполненных в состоянии душевного волнения, об устойчивости этих признаков. Практика производства подобных экспертиз не обобще­на. Данные о- признаках, характеризующих письмо, вы­полненное в таком состоянии, можно было бы рассмат­ривать как объективное основание и для решения неидентификационных задач. В связи с этим возникает необходимость детально изучить письмо лиц, находив­шихся в необычном нервно-психическом состоянии, для определения характера влияния на почерк временных изменений физиологического состояния пишущего.

На наличие тесной связи между психическим состоя­нием пишущего и характером его письма обращали вни­мание специалисты разных профилей (физиологи, психологи, психиатры, педагоги и криминалисты). Еще Е. Ф. Буринский, обобщив работы психографологов, отмечавших наличие полной зависимости внешнего вида почерка от душевного и физического состояния пишу­щего, ставил перед почерковедами задачу «найти законы зависимости между деятельностью органов, производя­щих письмо, и результатом этой деятельности — почер­ком». Такую связь между письмом и внутренним со­стоянием пишущего заметил и С. Оттоленги: «...графи­ческие начертания являются... исключительно тонким орудием определения внутреннего состояния, ...малей­шее волнение может быть отмечено в почерке, и с его помощью мы достигнем толкования психики» и сможем получить «ценные сведения о состоянии возбуждения, подавленности, эмоциональных реакциях» .

Исследования психологов, психиатров, педагогов, судебных медиков, криминалистов8 показывают, что нарушения деятельности соответствующих отделов нерв­ной системы и костно-мышечного аппарата приводят к определенным расстройствам письма. В настоящее время

криминалисты все чаще обращаются к изучению психо­логических основ письма ', патологии его в зависимости от повреждения участков мозга.

Описанные в литературе наблюдения за письмом пси­хических больных проводились с целью диагностирова­ния заболевания. Внимание обращалось в основном на признаки, характеризующие внешний вид рукописи, раз­мещение и форму строк, нарушения координации дви­жений, своеобразие стиля, содержания, орфографические ошибки. Называя признаки, присущие письму больных туберкулезом, артритом, базедовой болезнью, шизофре­нией, маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией, хореей, параличом, неврозами и т. д., авторы попутно отмечают, что они могут быть использованы и при экс­пертизе письма.

В медицинских и криминалистических целях В. Н. Суровкиным и В. П. Юдиным были установлены комплексы признаков, помогающие дифференцировать разновидно­сти психических заболеваний'. Авторы рекомендуют использовать данные сочетания признаков в почерковедческих экспертизах в качестве показателя всех забо­леваний. А. Р. Лурия и Е. Я. Барановский3 изучали нарушения письма в случаях грубого органического по­ражения определенных участков головного мозга, при­ведших к выпадению некоторых его функций. В. А. Труб­никова и М. В. Шванкова предприняли удачную попытку выявить совокупность признаков, присущую письму лиц, давно перенесших черепно-мозговую травму, и прове­рить возможность дифференциации признаков письма патологического характера. У этих лиц темп письма (по сравнению с письмом здоровых людей) замедлен, координация движений нарушена, связность уменьшена, имеются нарушения письменной речи, надстрочные и подстрочные элементы, начальные и заключительные штрихи увеличены. Эти «патологические признаки» реко­мендуются ими как имеющие групповое идентификаци­онное значение. Однако одних названных признаков недостаточно для отрицательного вывода, поскольку данный комплекс не отдифференцирован от изменений в письме, наступающих под воздействием функциональных расстройств нервной системы или временного болезнен­ного состояния.

Таким образом, вопрос о влиянии необычного внут­реннего состояния человека, в частности, повышенного возбуждения, заторможенности, утомления, на его почерк изучен недостаточно.

Из работ иностранных авторов следует назвать рабо­ту А. Легрюна, посвященную исследованию отображе­ния в почерке признаков возбуждения. Приведенные им •признаки, характеризующие письмо человека в состоя­нии возбуждения (неравномерность букв, снижение связ­ности и др.), проявляются в зависимости от способности исполнителя возбуждаться и степени возбуждения в кон­кретный момент. Автор считает возможным в настоящее время устанавливать путем экспертного исследования рукописи психическое состояние писавшего (например, «состояние интенсивного возбуждения»). Однако А. Легрюн не учитывает, что установленные им признаки в большей или меньшей степени могут характеризовать и иные необычные физиологические состояния.

В. А. Браун2 сделал попытку выявить в почерке отклонения, обусловленные изменением общего физиоло­гического состояния пишущего, с целью криминалисти­ческой идентификации личности. Для этого он исполь­зовал физиологические методы исследования почеркового материала. В основу экспериментов В. А. Брау­ном положено сравнительное изучение письма 12 лиц, выполнявших тексты в естественном состоянии и фар­макологически вызванных состояниях возбуждения и торможения. Предварительные результаты свидетель­ствуют о том, что преобладание как тормозного, так и Возбуждающего процессов у лиц с устойчивой к внешним раздражителям нервной системой не оказывает на письмо существенного влияния. В случаях резкого нару­шения деятельности коры головного мозга изменения проявляются прежде всего в грамматике, топографии, темпе, выработанное™ письма и общих признаках почер­ка. Частные признаки почерка изменяются незначитель­но. Кроме того, не установлена существенная разница между письмом испытуемых в состоянии возбуждения и заторможенности.

В связи с последним обстоятельством мы, исследуя предсмертные письма, полагали, что исполнители их находились в момент письма в необычном нервном со­стоянии (возбуждения или торможения). В качестве исходных были взяты разработанные теорией1 и приня­тые экспертной практикой положения о структуре пись­менного процесса.

Высоковыработанный письменный навык предопределяет тот факт, что в привычных условиях процесс письма, т. е. все движения, связанные с изображением пись­менных знаков и связным выполнением их, ориентация движений во времени и пространстве, стиль и грамот­ность изложенных мыслей, протекает автоматизировано.

Главную роль в управлении двигательными реакция­ми организма играет центральная нервная система. В современной физиологии разработана теория о том, что все двигательные реакции протекают по принципу так называемого рефлекторного кольца 2. Сигналы, посылае­мые центральной нервной системой, вызывают сокраще­ние соответствующих мышц и сухожилий, в результате чего мышцы напрягаются, изменяются суставные углы, положение головы, рук, корпуса. Эти изменения фикси­руются проприорецепторами и вестибулярной системой.

Импульсы о происшедших в двигательной сфере изме­нениях направляются в центральную нервную систему. Последняя, получив о них информацию, посылает новые сигналы, корректируя настоящий и организовывая после­дующий двигательный процесс. Осуществление его вызы­вает новый поток информационных импульсов в цент­ральную нервную систему.

И. А. Славуцкая анализируя работы Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина и А. Р. Лурия, приводит схему вырабатываемой центральной нервной системой «про­граммы» действия, которое предстоит выполнить чело­веку. Центростремительные импульсы, поступающие в центральную нервную систему, информируют ее о про­текающих процессах-, синтезируются и передаются в кору головного мозга в виде сложного образа. Новое дей­ствие человека вызывает раздражение нервных оконча­ний, посылаемое в виде импульсов в центральную нерв­ную систему, где они синтезируются. Результат синтеза, отражающий произведенное действие, сопоставляется со сложившимся образом. Если они совпадают, то движе­ние соответствует запрограммированному, реакция за­крепляется. В противном случае оно корректируется (очень быстро и очень точно) и, в конце концов, дово­дится до соответствия запрограммированному образу. Таким путем в ходе коррекции одни реакции тормо­зятся, другие — закрепляются; благодаря упражнениям вырабатываются наиболее точные соотношения процес­сов возбуждения и торможения в деятельности мышц и, как следствие, — высококоординированные точные дви­жения. При высокой выработанности почерка акт письма протекает плавно, однако постоянно контролируется зри­тельным рецептором, проприорецепторами и корой голов­ного мозга.

Формирующийся в центральной нервной системе чело­века образ является результатом действия не столько отдельных раздражителей, сколько целого их комплекса, т. е. образ приобретает обобщенный характер. Поэтому во время письма организм человека мгновенно реаги­рует на действие любого безусловного раздражителя, координируя деятельность всех отделов двигательной системы. Только сильный фактор (например, значительное изменение функционального состояния — временное резкое возбуждение или торможение) может нарушить эту слаженность, что немедленно скажется на письме в виде снижения координации движений, темпа, размеще­ния движений и иных признаков.

В этих условиях формирование движений переклю­чается на более высокий уровень центральной нервной системы ', что приводит к усилению контроля и повы­шению коррекции отдельных или целого комплекса дви­жений.

Таковы некоторые психофизиологические характерис­тики письма в нормальных условиях.

В необычных для организма состояниях, вызванных возбуждением или торможением нервных процессов, происходят изменения в двигательной сфере, что, в свою очередь, ведет к изменению признаков почерка. –

Наши рекомендации