Текущая и промежуточная аттестация. фонд оценочных средств (открытая часть)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экспериментальной психологии
Кафедра общей психологии
УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО МГППУ Председатель УМС ФГБОУ ВО МГППУ, проректор по учебной работе _______________________ З.В. Макаровская (подпись, расшифровка подписи) Протокол № ________ от ____. _____ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология центральной нервной системы
(открытая часть)
Уровень высшего образования: Специалитет
Направление (специальность): 37.05.02 Психология служебной деятельности
Направленность (профиль) ОПОП ВО: Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях
Квалификация (степень) выпускника: Специалист
Форма обучения: Очная
Учебный план: утвержден Ученым советом МГППУ ()
Дисциплина в структуре ОПОП ВО: Блок 1 «Дисциплины (модули)» базовая часть
Тип дисциплины: Блок 1 «Дисциплины (модули)» базовая часть
Модуль № Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления)
Наличие курсовой: Нет
Курс: 1
Семестр: 1, 2
Москва, 2017
Рабочая программа и фонд оценочных средств (открытая часть) дисциплины Анатомия и физиология центральной нервной системы /сост. Кулагина Нина Николаевна – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
Составители (разработчики):
____________________ Кулагина Нина Николаевна (Доцент кафедры общей психологии Института экспериментальной психологи, кандидат биологических наук)
(подпись составителя)
Рецензент (внешний): Марютина Т.М., доктор психологических наук, зав. кафедры дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Рецензент (внутренний): Горбачева А.К. кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии Московского государственного психолого-педагогического Университета.
© Кулагина Нина Николаевна , 2017 | |
© ФГБОУ ВО МГППУ, 2017 |
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ И ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология центральной нервной системы
(открытая часть)
Специалитет
РЕКОМЕНДОВАНО
Учебно-методической комиссией факультета Факультет "Экстремальная психология" по направлению (специальности) 37.05.02 Психология служебной деятельности
Протокол № ____ от ____.____ 2017 г.
Председатель УМК факультета _____________ /_______________/ ____.____ 2017 г.
(количество рекомендаций соответствует числу факультетов, в образовательных программах которых реализуется данная дисциплина)
Заседанием кафедры Кафедра общей психологии
Протокол № ____ от ____.____ 2017 г.
Заведующий кафедрой _____________ /_______________/ ____.____ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Заведующий выпускающей кафедрой Научных основ экстремальной психологии
_____________ /_______________/ ____.____ 2017 г.
Начальник Учебного управления
(факультет, к которому относится кафедра, разработавшая рабочую программу) (для общеуниверситетских кафедр)
_____________ /_______________/ ____.____ 2017 г.
Фундаментальная библиотека ФГБОУ ВО МГППУ,
Директор __________ /Л.Б. Кривицкая/ ____.____ 2017 г.
Управление информационных технологий ФГБОУ ВО МГППУ,
Начальник ___________ /____________/ ____.____ 2017 г.
ПРОВЕРЕНО
Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации
«Соответствует требованиям положения о рабочей программе и фонде оценочных средств дисциплины образовательной программы высшего образования в части соответствия требованиям к Рабочей программе и ФОС открытой части по структуре, объему, количеству контрольных мероприятий и техническим требованиям.
ПРИНЯТО и ЗАРЕГИСТРИРОВАНО в Репозитории программ высшего образования ФГБОУ ВО МГППУ на правах электронного учебно-методического издания
Рег. № ______________________________,
Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации
Начальник отдела _______________ /Е.В. Шпакова/ ____.____ 2017 г.
· АННОТАЦИЯ
· 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ
o 1.1 Сокращения
o 1.2 Цели и задачи
o 1.3 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
o 1.4 Входные требования
o 1.5 Выходные требования
· 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
o 2.1. Структура и трудоемкость дисциплины
o 2.2. Содержание дисциплины
§ 2.2.1. Тематический план лекционных занятий
§ 2.2.2. Тематический план семинарских занятий
§ 2.2.3. Тематический план практических занятий
§ 2.2.4. Тематический план лабораторных занятий
§ 2.2.5. Курсовое проектирование (курсовая проект/работа)
· 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
o 3.1. Основная литература
o 3.2. Дополнительная литература
o 3.3. Периодические издания
o 3.4. Электронные ресурсы и базы
· 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
· 5. ТЕКУЩАЯ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ОТКРЫТАЯ ЧАСТЬ)
o 5.1. Текущая аттестация. Фонд оценочных средств образовательных результатов
§ 5.1.1. Фонд оценочных средств по самостоятельной работе обучающихся и содержанию лекционных занятий
§ 5.1.2. Фонд оценочных средств по содержанию семинарских занятий
§ 5.1.3. Фонд оценочных средств по содержанию практических занятий
§ 5.1.4. Фонд оценочных средств по содержанию лабораторных занятий
§ 5.1.5. Фонд оценочных средств курсового проектирования (выполнения курсовой работы/проекта)
o 5.2. Промежуточная аттестация. Фонд оценочных средств и критерии оценивания
§ 5.2.1. Вопросы для экзамена / Вопросы для зачета (самоконтроль)
§ 5.2.2. Критерии оценки образовательных результатов обучающихся по дисциплине
§ 5.2.3. Критерии оценки образовательных результатов обучающихся по курсовому проектированию (курсовая работа/проект)
· 6. КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
o 6.1. Входной контроль
o 6.2. Выходной контроль
· 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ
o 7.1. Организация образовательного процесса по дисциплине
o 7.2. Методические рекомендации обучающимся по изучению дисциплины
· 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
o 8.1. Методические указания по использованию образовательных технологий
o 8.2. Методические указания по формированию компетенций
АННОТАЦИЯ
Дисциплина Анатомия и физиология центральной нервной системы Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования направления подготовки (специальности) 37.05.02 Психология служебной деятельности (направленность программы Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях) реализуется в модуле Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления) и составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 37.05.02 Психология служебной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации От 19.12.2016 г. №1613 и профессионального стандарта .
Дисциплина Анатомия и физиология центральной нервной системы относится к Блок 1 «Дисциплины (модули)» базовая часть части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
Цель дисциплины – формирование компетенций у обучаемых, обеспечивающих четкое представление о неразрывной связи структуры и функции, сформировать общие представления о структурно-функциональных особенностях нервных клеток и синапсов, специфике биоэлектрической активности мозга, структуре функциональных систем, обеспечивающих регуляцию функциональных состояний, эмоционально-мотивационной сферы, когнитивных процессов (внимание, обучение, память).
Задачи дисциплины:
– Познакомить с современными представлениями о строении и функции клеток нервной ткани - нейронов и нейроглии, включая современные данные о биологии, биохимии и генетике; основами морфофункциональной организации головного и спинного мозга; современными представлениями о морфофункциональной организации соматической и вегетативной нервной системы; современными представлениями о роли структур нервной системы в формировании и реализации психических процессов.,
– Сформировать представление об основных интегративных системах мозга: сенсорных, двигательных, лимбической, ассоциативных; представление о рефлекторном принципе работы нервной системы; представление о нервной системе как о многоуровневой системе, организованной по иерархическому принципу;,
– Развить навыки соотносить различные психические реакции человека с функционированием конкретных анатомических структур нервной системы..
За дисциплиной закреплены компетенции:
5 способностью применять специальные знания для психологической подготовки персонала в экстремальных условиях деятельности
6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния
1 способностью применять закономерности и методы наук в решении профессиональных наук
Общая трудоемкость дисциплины Анатомия и физиология центральной нервной системы по Учебному плану составляет 5 зачётных единиц (180 часов), период обучения – 1, 2 семестр(ы), продолжительность обучения – Один семестр.
Входной контроль: Тестирование.
Выходной контроль: Тестирование и кейс-задание.
Промежуточная аттестация проводится в форме Экзамен.
Экзамен по дисциплине Анатомия и физиология центральной нервной системы может проводится как в традиционной форме, так и в форме тестирования, в том числе в объеме итогового контроля модуля Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления), в котором реализуется данная дисциплина.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ
Сокращения
ГК – групповая консультация
Д: – дополнительное учебно-методическое обеспечение (дополнительная литература)
ДЕ – дидактическая единица
ДОК – дополнительная общекультурные компетенции
ДОПК –дополнительная общепрофессиональная компетенция
ДПК – дополнительная профессиональная компетенция
Зач. Ед. – зачетная единица (1 зачетная единица равна 36 академическим часам)
ИР – индивидуальная работа с обучающимися
Л – лекция
ЛР – лабораторная работа
О: – основное учебно-методическое обеспечение (основная литература)
ОК – общекультурная компетенция
ОПК – общепрофессиональная компетенция
ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования
П: – периодические издания из числа учебно-методического обеспечения
ПЗ – практическое занятие
ПК – профессиональная компетенция
РПД – рабочая программа дисциплины
С – семинар
СР – самостоятельная работа обучающегося
ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
ФГБОУ ВО МГППУ – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Э: – электронные ресурсы и базы из числа учебно-методического обеспечения.
Цели и задачи
Цель дисциплины –
формирование компетенций у обучаемых, обеспечивающих четкое представление о неразрывной связи структуры и функции, сформировать общие представления о структурно-функциональных особенностях нервных клеток и синапсов, специфике биоэлектрической активности мозга, структуре функциональных систем, обеспечивающих регуляцию функциональных состояний, эмоционально-мотивационной сферы, когнитивных процессов (внимание, обучение, память).
Задачи дисциплины:
- Познакомить с современными представлениями о строении и функции клеток нервной ткани - нейронов и нейроглии, включая современные данные о биологии, биохимии и генетике; основами морфофункциональной организации головного и спинного мозга; современными представлениями о морфофункциональной организации соматической и вегетативной нервной системы; современными представлениями о роли структур нервной системы в формировании и реализации психических процессов.,
- Сформировать представление об основных интегративных системах мозга: сенсорных, двигательных, лимбической, ассоциативных; представление о рефлекторном принципе работы нервной системы; представление о нервной системе как о многоуровневой системе, организованной по иерархическому принципу;,
- Развить навыки соотносить различные психические реакции человека с функционированием конкретных анатомических структур нервной системы..
1.3 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина Анатомия и физиология центральной нервной системы в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее – ОПОП ВО) по направлению подготовки 37.05.02 Психология служебной деятельности (направленность программы Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях) относится к Базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана и реализуется в объеме модуля Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления).
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО определено с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 37.05.02 Психология служебной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации От 19.12.2016 г. №1613 и профессионального стандарта .
Обязательным условием реализации дисциплины в структуре ОПОП ВО является предшествующее изучение дисциплин (модулей): Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне школьного образования..
Дисциплина в структуре ОПОП ВО является основой для изучения последующих дисциплин (модулей): Нейрофизиология и физиология сенсорных систем, Психофизиология, Психогенетика.
1.4 Входные требования
Дисциплина Анатомия и физиология центральной нервной системы предусматривает/не предусматривает наличие у обучающихся входных требований в части базовых знаний, умений и компетенций в области (перечислить), что предполагает реализацию входного контроля в форме тестирования (см. пункт 5 настоящей программы).
1.5 Выходные требования
Выходные требования к результатам освоения дисциплины обучающимся определяются компетенциями, закрепленными за дисциплиной соответствующей ОПОП ВО (Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях, принятой Учёным советом ФГБОУ ВО МГППУ, утвержденной ректором ФГБОУ ВО МГППУ ), а также дополнительными общекультурными / общепрофессиональными / профессиональными компетенциями (в соответствии с ОПОП ВО), сформулированными с учётом целей и задач реализуемой ОПОП ВО, профессионального стандарта .
Образовательные результаты освоения дисциплины обучающимся, представлены в таблице 1.
Оценка освоения содержания дисциплины и закрепленных за ней компетенций в рамках промежуточной аттестаций осуществляется в форме Экзамен.
Экзамен по дисциплине Анатомия и физиология центральной нервной системы может проводится как в традиционной форме, так и в форме тестирования, в том числе в объеме итогового контроля модуля Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления), в котором реализуется данная дисциплина. Тестирование осуществляет Центр мониторинга качества профессионального образования.
Таблица 1. Компетенции, степень их реализации в дисциплине и образовательные результаты освоения компетенций обучающимися
Код и наименование компетенции | Степень реализации (в соответствие с ОПОП ВО) | В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 | гр.5 |
В соответствии с ФГОС ВО | ||||
Общекультурные: | ||||
ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния | в части, связанной с методами эмоциональной и когнитивной регуляции | - роль физиологических процессов в обеспечении психической деятельности; - анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности человека в фило-, онто- и социогенезе; | - оценивать основные физиологические показатели организма человека в целом и отдельных его систем; | - навыками использования представлений о строении и функциях структур нервной системы в психологических исследованиях; |
Общепрофессиональные: | ||||
ОПК-1 способностью применять закономерности и методы наук в решении профессиональных наук | полностью | -строение и функции основных отделов нервной системы; - особенности строения клеток нервной ткани, лежащие в основе функционирования нервной системы; - молекулярно-клеточные основы работы нервной системы и протекания психических процессов; - закономерности распространения и передачи сигнала в нервных сетях; | - использовать естественно-научный подход при анализе психических процессов и психических состояний; - применять полученные знания при изучении и анализе проблем, существующих не только в рамках анатомии и физиологии ЦНС, но и в смежных дисциплинах психологии, включенных в систему подготовки психологов: психофизиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, общей и возрастной психологии; | -современной терминологией анатомии (Пражская анатомическая номенклатура), которая необходима для понимания литературы по нейрофизиологии психофизиологиинейропсихологии и т.д. - навыками организации и проведения научного исследования: постановки задач, выбора адекватных методов исследования, анализа и интерпретации полученных результатов; - навыками поиска научной информации в учебной и научной литературе; |
Профессиональные: | ||||
ПСК-5 способностью применять специальные знания для психологической подготовки персонала в экстремальных условиях деятельности | полностью | - организацию и деятельность коры больших полушарий как анатомического субстрата высших психических функций | - на основе знаний основных закономерностей онтогенеза нервной системы человека интерпретировать и прогнозировать возрастные особенности поведения и психических процессов; - оценивать основные физиологические показатели организма человека в целом и отдельных его систем; | - владеть культурой научного мышления, способностью осуществлять устную и письменную коммуникации на руссом языке, логически верно, аргументированно и грамотно строить устную и письменную речь и вести полемику и дискуссии. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура и трудоемкость дисциплины
Структура и трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий и разделам представлена в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. Структура и трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
Виды учебных занятий | Трудоемкость | |||
Зач. Ед. | час. | в семестре №1 | в семестре №2 | |
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 | гр.5 |
ОБЩАЯ трудоемкость по учебному плану | ||||
Контактные часы | x | |||
Лекции (Л) | ||||
Семинары (С) | ||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Групповые консультации (ГК) и (или) индивидуальная работа с обучающимся (ИР), предусмотренные учебным планом подготовки | ||||
Промежуточная аттестация (Экзамен) | ||||
Самостоятельная работа (СР) | x |
Таблица 3. Трудоёмкость дисциплины по разделам с распределением по видам учебных занятий по семестру(ам)
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | |||||
Всего | Контактные часы (аудиторная работа) | СР | |||||
Л | С | ПЗ | ГК/ИК | ||||
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 | гр.5 | гр.6 | гр.7 | гр.8 |
Семестр №1 | |||||||
Клетка-структурно-функциональная единица многоклеточного организма | |||||||
Нейроцитология | |||||||
Онтогенез нервной системы | |||||||
Спинной мозг | |||||||
Головной мозг | |||||||
Варолиев мозг, средний мозг, мозжечок | |||||||
Промежуточный мозг | |||||||
Всего | |||||||
Промежуточная аттестация Контрольная работа | |||||||
Семестр №2 | |||||||
Конечный мозг | |||||||
Вегетативная нервная система | |||||||
Электрофизиологические процессы на мембране нейрона | |||||||
Строение и разнообразие синапсов. Понятие о нейронных сетях | |||||||
Медиаторы и их жизненный цикл | |||||||
Основные группы нейромедиаторов: АХ ,моноамины, аминокислоты, нейропептиды, пурины | |||||||
Эндокринная система и деятельность ЦНС | |||||||
Всего | |||||||
Промежуточная аттестация Экзамен | |||||||
ИТОГО |
2.2. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины по разделам представлено в таблице 4.
Таблица 4. Содержание дисциплины по разделам
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Кол-во часов |
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 |
Клетка-структурно-функциональная единица многоклеточного организма | Общий план строения клетки. Клеточные органеллы и их функции. Строение биологической мембраны. Клеточная теория Т.Шванна-М.Шлейдена. Ретикулярная теория и нейронная доктрина | ||
Нейроцитология | Общий план строения нервной клетки (сома, дендриты аксоны). Классификации нейронов. Нейроглия. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Миелинизация нервных волокон и её роль в обеспечении функций нейронов | ||
Онтогенез нервной системы | Основные этапы онтогенеза. Образование нервной трубки и основных отделов нервной системы. Формирование отделов головного мозга. Нервный гребешок и его производные. | ||
Спинной мозг | Спинной мозг, внешнее строение. Сегменты спинного мозга и его основные отделы. Корешки спинномозговых нервов. Внутреннее строение спинного мозга. Морфофункциональная организация серого и белого вещества спинного мозга. Основные функции спинного мозга (рефлекторная и проводящая). Основные проводящие пути (восходящие и нисходящие) | ||
Головной мозг | Общий план строения головного мозга. Основные отделы. Мозговой ствол. Ретикулярная формация и её морфофункциональная организация. Продолговатый мозг (внешнее и внутреннее строение) Крыша, покрышка, основание продолговатого мозга. Классификация ядер и их функции (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные ядра, собственные ядра) | ||
Варолиев мозг, средний мозг, мозжечок | Внешнее и внутреннее строение моста. Классификация и функции его ядер (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные, собственные ядра). Средний мозг. Крыша среднего мозга: морфофункциональная организация холмиков четверохолмия. Сильвиев водопровод- полость среднего мозга. Ножки мозга: покрышка и основание, распределение серого и белого вещества. Мозжечок. Внешнее и внутреннее строение. Кора, ядра и ножки мозжечка. Строение коры мозжечка. Моховидные(мшистые) и лиановидные (лазающие) волокна. | ||
Промежуточный мозг | Отделы промежуточного мозга. Таламический мозг (таламус, метаталамус, субталамус, эпиталамус) и гипоталамус. Специфические, неспецифические и ассоциативные ядра таламуса. Основные ядра гипоталамуса и их функции. Гипофиз, его строение и функции. Гипоталамо-гипофизарная система как основной компонент нейрогуморальной регуляции. | ||
Вегетативная нервная система | Общий план строения конечного мозга. Плащ, базальные ядра, обонятельный мозг. Доли, борозды и извилины. Древняя, старая и новая кора. Стратификация коры. Нейронные модули. Поля по Бродману. Первичные, вторичные, третичные поля. Понятие о локализации функций в коре: сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры. Понятие о лимбической системе. Основные структуры среднего, промежуточного и конечного мозга, входящие в лимбическую систему. Круг Пейпетца. | ||
Вегетативная нервная система | Функции вегетативной нервной системы (ВНС). Отличия ВНС от соматической нервной системы. Морфофункциональная организация симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС. Симпатические и парасимпатические ганглии. Пре-и постганглионарные волокна. Вегетативная рефлекторная дуга и её отличия от соматической. | ||
Электрофизиологические процессы на мембране нейрона | Транспорт низко- и высокомолекулярных веществ через мембрану. Диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз. Ионные каналы. Ионный состав клеточной и внеклеточной среды. Потенциал покоя. Равновесный ионный потенциал. Уравнение Нернста. Потенциал действия. Потенциалчувствительные ионные каналы. Условия генерации ПД. Закон «всё или ничего» Локальные потенциалы. Возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП). Суммация ВПСП и ТПСП ( временная и пространственная) | ||
Строение и разнообразие синапсов. Понятие о нейронных сетях | Структура синапса. Классификация синапсов. Основные механизмы передачи сигнала в нервных сетях: дивергенция и конвергенция. Принцип «общего конечного пути» как универсальный принцип интегративной деятельности центральной нервной системы. | ||
Медиаторы и их жизненный цикл | Медиаторы нервных клеток. Синтез, транспорт и выброс из пресинаптического окончания. Клеточный рецептор и механизм его взаимодействия с медиатором. Типы рецепторов (ионотропные и метаботропные). Вторичные посредники. Инактивация медиатора как завершающий этап его жизненного цикла. Агонисты и антагонисты медиаторов. Основные группы медиаторов нервной системы | ||
Основные группы нейромедиаторов: АХ ,моноамины, аминокислоты, нейропептиды, пурины | Основные характеристики, распространение и функции. Места синтеза и расположение рецепторов к нейромедиаторам. Пре- и постсинаптические рецепторы. | ||
Эндокринная система и деятельность ЦНС | Современные представления о гормонах и их свойствах. Основные принципы гуморальной регуляции функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринные железы, их гормоны и физиологическая роль. | ||
Всего |
Кроме того, в рамках текущего контроля предусмотрен рубежный контроль знаний на контрольной неделе семестра.
2.2.1. Тематический план лекционных занятий
Тематический план лекционных занятий представлен в таблице 5.1.
Таблица 5.1. Темы и трудоемкость лекционных занятий
№ занятия | № раздела | Темы лекционных занятий | Кол-во часов |
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 |
Клетка-структурно-функциональная единица многоклеточного организма | |||
Нейроцитология | |||
Онтогенез нервной системы | |||
Спинной мозг | |||
Внешнее строение. Сегменты спинного мозга и его основные отделы. Корешки спинномозговых нервов. Внутреннее строение спинного мозга. Морфофункциональная организация серого и белого вещества спинного мозга. Основные функции спинного мозга (рефлекторная и проводящая). Основные проводящие пути (восходящие и нисходящие) | |||
Общий план строения головного мозга. Основные отделы | |||
Мозговой ствол. Ретикулярная формация и её морфофункциональная организация. Продолговатый мозг (внешнее и внутреннее строение) Крыша, покрышка, основание продолговатого мозга. Классификация ядер и их функции (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные ядра, собственные ядра) | |||
Внешнее и внутреннее строение моста. Классификация и функции его ядер (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные, собственные ядра). Средний мозг. Крыша среднего мозга: морфофункциональная организация холмиков четверохолмия. Сильвиев водопровод- полость среднего мозга. Ножки мозга: покрышка и основание, распределение серого и белого вещества. Мозжечок. Внешнее и внутреннее строение. Кора, ядра и ножки мозжечка. Строение коры мозжечка. Моховидные(мшистые) и лиановидные ( лазающие ) волокна. | |||
Промежуточный мозг | |||
Вегетативная нервная система | |||
Функции вегетативной нервной системы (ВНС). Отличия ВНС от соматической нервной системы. Морфофункциональная организация симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС. Симпатические и парасимпатические ганглии. Пре-и постганглионарные волокна. | |||
Вегетативная рефлекторная дуга и её отличия от соматической. | |||
Электрофизиологические процессы на мембране нейрона | |||
Строение и разнообразие синапсов. Понятие о нейронных сетях | |||
Медиаторы и их жизненный цикл | |||
Основные группы нейромедиаторов: АХ ,моноамины, аминокислоты, нейропептиды, пурины | |||
Эндокринная система и деятельность ЦНС | |||
Эндокринные железы, их гормоны и физиологическая роль. | |||
Всего |
2.2.2. Тематический план семинарских занятий
Тематический план семинарских занятий представлен в таблице 5.2.
Таблица 5.2. Темы и трудоемкость семинарских занятий
№ занятия | № раздела | Темы семинарских занятий | Кол-во часов |
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 |
Общий план строения клетки. Клеточные органеллы и их функции. Строение биологической мембраны. Клеточная теория Т.Шванна-М.Шлейдена. Ретикулярная теория и нейронная доктрина | |||
Общий план строения нервной клетки (сома, дендриты аксоны). Классификации нейронов. Нейроглия. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Миелинизация нервных волокон и её роль в обеспечении функций нейронов | |||
Основные этапы онтогенеза. Образование нервной трубки и основных отделов нервной системы. Формирование отделов головного мозга. Нервный гребешок и его производные. | |||
Спинной мозг, внешнее строение. Сегменты спинного мозга и его основные отделы. Корешки спинномозговых нервов. Внутреннее строение спинного мозга. Морфофункциональная организация серого и белого вещества спинного мозга. Основные функции спинного мозга (рефлекторная и проводящая). Основные проводящие пути (восходящие и нисходящие) | |||
Общий план строения головного мозга. Основные отделы. Мозговой ствол. | |||
Ретикулярная формация и её морфофункциональная организация. Продолговатый мозг (внешнее и внутреннее строение) Крыша, покрышка, основание продолговатого мозга. Классификация ядер и их функции (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные ядра, собственные ядра) | |||
Внешнее и внутреннее строение моста. Классификация и функции его ядер (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные, собственные ядра). Средний мозг. Крыша среднего мозга: морфофункциональная организация холмиков четверохолмия. Сильвиев водопровод- полость среднего мозга. Ножки мозга: покрышка и основание, распределение серого и белого вещества. Мозжечок. Внешнее и внутреннее строение. Кора, ядра и ножки мозжечка. Строение коры мозжечка. Моховидные(мшистые) и лиановидные ( лазающие ) волокна. | |||
Отделы промежуточного мозга. | |||
Таламический мозг (таламус, метаталамус, субталамус, эпиталамус) и гипоталамус. Специфические, неспецифические и ассоциативные ядра таламуса. Основные ядра гипоталамуса и их функции. Гипофиз, его строение и функции. Гипоталамо-гипофизарная система как основной компонент нейрогуморальной регуляции. | |||
Общий план строения конечного мозга. | |||
Плащ, базальные ядра, обонятельный мозг. Доли, борозды и извилины. Древняя, старая и новая кора. Стратификация коры. Нейронные модули. Поля по Бродману. Первичные, вторичные, третичные поля. Понятие о локализации функций в коре: сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры. Понятие о лимбической системе. Основные структуры среднего, промежуточного и конечного мозга, входящие в лимбическую систему. Круг Пейпетца. | |||
Функции вегетативной нервной системы (ВНС). Отличия ВНС от соматической нервной системы. Морфофункциональная организация симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС. Симпатические и парасимпатические ганглии. Пре-и постганглионарные волокна. Вегетативная рефлекторная дуга и её отличия от соматической. | |||
Транспорт низко- и высокомолекулярных веществ через мембрану. Диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз. Ионные каналы. Ионный состав клеточной и внекл Наши рекомендации
|