Центральный координационно-методический совет ТГМА

Учебно-методическое объединение по высшему

медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

Центральный координационно-методический совет ТГМА

Редакционно-издательский совет ТГМА

Кафедра физиологии ТГМА

Г.А. Петров, О.Ю. Зенина

ВЫСШИЕ

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Учебное пособие для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тверь 2010

Авторы: кандидат медицинских наук, доцент Г.А. Петров, старший преподаватель О.Ю. Зенина.

Рецензенты:

Заслуженный работник высшей школы, профессор, доктор медицинских наук В.П. Дегтярев, зав. кафедрой нормальной физиологии Московского государственно медико-стоматологического университета;

Профессор, доктор биологических наук Т.Д. Джебраилова, кафедра нормаль­ной физиологии Московской медицинской академии им И.М. Сеченова.

Учебное пособие разработано на кафедре физиологии Тверской государст­венной медицинской академии. Пособие рекомендовано Центральным координаци­онно-методическим советом Тверской ГМА для самостоятельной подготовки студен­тов к практическим занятиям по физиологии интегративных функций головного мозга. Содержание пособия соответствует учебным программам Министерства здравоохранения Российской Федерации по нормальной физиологии для студентов высших учебных медицинских заведений, обучающихся на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, фармацевтическом факультетах, а также на факультете высшего сестринского образования.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВНД – высшая нервная деятельность

ГАМК – гамма-аминомасляная кислота

Гц – герц

ЛТ – личностная тревожность

ЛФК – левая фронтальная кора

мс - миллисекунда

ПВДС – пептид, вызывающий дельта-сон

ПФК – правая фронтальная кора

с - секунда

СТ – ситуативная тревожность

ч – час

ЭЭГ - электроэнцефалограмма

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………………………

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………..

Тема 1. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ…..………………………………………………………………………………..…

Тема 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………………………….

Тема 3. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИЙ. ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ………………………………………………………………………………………...

СИТУАЦИОННЫЕ (УЧЕБНЫЕ) ЗАДАЧИ………………………………………………………

АННОТИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ……………………………………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

В основе интегративных функций головного мозга лежат физиологические процессы, знание которых приобретает все большую роль в жизни общества. Это обусловлено задачами управления функциональным состоянием, обучением, памятью, вниманием и другими психофизиологическими функциями человека, которые постоянно возникают и решаются в педагогике, медицине, на производстве. В настоящее время эти вопросы имеют особую значимость.

Основная отличительная методологическая особенность данного пособия - современный модульный принцип его структурной организации. Пособие составляют три относительно автономных тематических модуля: «Физиология высшей нервной деятельности человека и животных», «Физиологические основы психических функций человека», «Физиология мотиваций и эмоций. Особые формы сознания».

Каждый из модулей включает в себя: методический блок (мотивационная характеристика темы, цель занятия, основные вопросы), учебный блок, контрольные вопросы, практические работы, список основной литературы за последние пять лет и дополнительные литературные источники, включая электронные адреса баз данных, доступных через Internet. В приложениях к тематическим модулям представлены аннотированные учебные элементы, которые могут быть использованы в качестве справочного материала.

В контрольных вопросах приведены выборочные тесты первого уровня с эталонами ответов и вопросы к конструктивным тестам второго уровня. Тесты первого уровня позволяют ориентировочно оценить исходную степень подготовки к занятию. Вопросы конструктивных тестов второго уровня обеспечивают учащимся возможность самостоятельно и достаточно глубоко проконтролировать качество своих итоговых знаний. Проверить свою способность применять полученные знания студенты могут также решая учебные задачи, которые приводятся в приложении.

В учебном пособии представлены практические работ по физиологии интегративных функций головного мозга - необходимый минимум, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по медицинским специальностям. Подробное описание практических работ и рекомендации по оформлению их протоколов, составлению заключений способствуют боле надежному закреплению полученных теоретических знаний и их переходу на уровень умения.

Текстовый учебный материал пособия дополнен рисунками и таблицами, способствующими лучшему восприятию материала тематических блоков, который системно и последовательно изложен в форме, доступной для восприятия студентами младших курсов. По качеству представляемая информация соответствует последним достижениям естественно-биологических наук.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Работа №1. Выработка и угасание условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок у человека.

Условный рефлекс - это сложная, приобретенная в течение индивидуальной жизни реакция организма, осуществляемая с участием высших отделов ЦНС, возникающая в ответ на действие раздражителя, имеющего сигнальный характер. Как показал И.П. Павлов, высшая нервная деятельность человека и высокоорганизованных животных представляет собой единство двух противоположных процессов – возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил два типа торможения условных рефлексов - безусловное (внешнее и запредельное) и условное, внутреннее (угасательное, дифференцировочное, запаздывательное и условный тормоз).

Ход работы. В работе участвуют исследуемые и экспериментаторы из числа студентов. Экспериментаторы проверяют у исследуемых отсутствие расширения зрачка на свету при включении звонка. Затем приступают к выработке условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок. При включении звонка испытуемому закрывают глаз плотным темным листом бумаги. При выключении звонка, убирая лист, глаз открывают. При затемнении глаза зрачок расширяется. Если звонок предъявлять 10-12 раз в сочетании с затемнением, то на 11-13 раз только включение звонка без затемнения глаза вызывает условнорефлекторное расширение зрачка. Для угасания условного вегетативного зрачкового рефлекса звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем – затемнением. У различных испытуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок угасает через различное число изолированных действий условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса внутреннего торможения.

Результат. Отметьте, после какого числа сочетаний сигнального раздражителя (звонка) с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс. Сколько раз потребовалось изолированно предъявлять сигнальный раздражитель для угасания выработанного условного рефлекса?

Вывод. Для выработки условного рефлекса необходимо многократное сочетание сигнального стимула с безусловнорефлекторным подкреплением. При неподкреплении сигнального раздражителя безусловным рефлексом условнорефлекторная деятельность угасает.

Работа №2. Выработка защитного мигательного рефлекса на звонок у человека.

Для образования мигательного условного рефлекса у человека в качестве безусловного раздражителя используют прерывистую струю воздуха, направленную на поверхность наружных оболочек глаза (роговицу, склеру), которая вызывает безусловный защитный рефлекс глаза – мигание. Такую струю воздуха получают, нажимая рукой на маленькую резиновую грушу, соединенную со стеклянной трубочкой, укрепленной в очковой оправе. В качестве индифферентного, не вызывающего мигания раздражителя, который должен стать условным, используют звонок.

Ход работы. 1. На испытуемого надевают очковую оправу с укрепленной на ней загнутой трубочкой для подачи воздуха. Направляют отверстие трубочки в наружный угол глаза так, чтобы струя воздуха, попадая на склеру и роговицу, вызывала мигание.

2. Включают на несколько секунд звонок и убеждаются, что это мигания не вызывает.

3. Приступают к выработке условного мигательного рефлекса на звонок:

а) включают звонок и тотчас же (через 1-2 сек) нажатием груши подают струю воздуха, такое сочетанное действие обоих раздражителей повторяют 5-6 раз и интервалами не менее минуты;

б) после 5-6 сочетаний включают звонок, не присоединяя к нему подачу воздуха, и наблюдают мигательный рефлекс без раздражения роговицы и склеры.

в) если после 5-6 сочетаний изолированное применение звонка не вызывает условного рефлекса, нужно повторить сочетание двух раздражителей еще несколько раз и снова попробовать изолированное применение звонка.

Результат.Отметьте, после какого числа сочетаний сигнального раздражителя (звонок) с безусловнорефлекторным подкреплением выработался условный мигательный рефлекс.

Вывод. Для выработки условного рефлекса необходимо многократное сочетание сигнального стимула с безусловно-рефлекторным подкреплением.

Работа №3. Выработка мигательного условного рефлекса и дифференцировочного торможения на звук метронома у человека.

Для образования мигательного условного рефлекса у человека в качестве безусловного раздражителя используют прерывистую струю воздуха, направленную на поверхность наружных оболочек глаза (роговицу и склеру), которая вызывает безусловный защитный рефлекс глаза – мигание. Такую струю воздуха получают, нажимая рукой на резиновую грушу, соединенную со стеклянной трубочкой, укрепленную в очковой оправе. В качестве индифферентного раздражителя, который должен стать условным сигналом используют звук метронома.

Ход работы:

1. Наденьте на испытуемого очковую оправу.

2. Включите метроном с частотой 70 в минуту (М70) и через 1-2 секунды подайте струю воздуха. Нажимайте на грушу слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений. Сделайте 5-6 сочетаний условного и безусловного раздражителей.

3. Через 5-6 сочетаний включите метроном, не сопровождая подачей струи воздуха. Отметьте наличие условного рефлекса.

4. Включите метроном с частотой 120 в минуту (М120), не сопровождая подачей струи воздуха. Отметьте наличие условного рефлекса.

5. Включайте попеременно М70 и М120, подкрепляя подачей воздуха только первый. Зарегистрируйте условнорефлекторную реакцию только на подкрепляемый условный раздражитель.

Результат. Отметьте наличие условного рефлекса и дифференцировочного торможения.

Вывод. При неоднократном сочетании условного раздражителя с безусловным вырабатываются условные рефлексы. Дифференцировочное торможение возникает при неподкреплении безусловным рефлексом тех раздражителей, параметры которых сходны с характеристиками условного стимула.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Инструкция.Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Основные врожденные поведенческие реакции

1) безусловный рефлекс

2) инстинкт

3) импринтинг

4) условный рефлекс

2. основные свойства врожденных поведенческих реакций

1) изменчивость

2) постоянность

3) сигнальность

4) стереотипичность

5) приобретаемость

3. основные отличительные особенности безусловных поведенческих рефлексов

1) врожденность

2) видовая специфичность

3) приобретаемость

4) индивидуальность

5) изменчивость

6) постоянность

7) вызываются биологически значимыми раздражителями

8) вызываются сигнальными раздражителями

9) реализуются по временным рефлекторным дугам

10) реализуются по постоянным рефлекторным дугам

11) переключаются в коре и ближайших подкорковых центрах

12) переключаются в подкорковых, стволовых и спинальных центрах

13) подготавливают организм к будущим событиям

14) возникают в ответ на биологически важные события

4. Форму поведения, которая обусловлена запечатлеванием

впервые воспринятой после рождения информации, называют

1) условный рефлекс

2) инстинкт

3) импринтинг

4) безусловный рефлекс

5. на установление взаимосвязи между новорожденным и родителями направлен

1) условный рефлекс

2) инстинкт

3) импринтинг

4) безусловный рефлекс

6. Импринтинг – это

1) врожденная видовая реакция, осуществляемая с обязательным участием ЦНС в пределах стабильного рефлекторного пути и возникающая при действии адекватного для данного вида деятельности раздражителя на рецепторы

2) совокупность безусловных поведенческих рефлексов, свойственных высокоорганизованным существам одного вида, возникающих в ответ на действие пусковых раздражителей

3) врожденная форма поведения, обусловленная запечатлеванием в мозге впервые воспринятой после рождения информации, существенной для выживания новорожденного

4) индивидуальная, приобретенная на протяжении жизни реакция, возникающая в ответ на действие сигнального раздражителя

7. Инстинкт – это

1) врожденная видовая реакция, осуществляемая с обязательным участием ЦНС в пределах стабильного рефлекторного пути и возникающая при действии адекватного для данного вида деятельности раздражителя на рецепторы

2) совокупность безусловных поведенческих рефлексов, свойственных высокоорганизованным существам одного вида, возникающих в ответ на действие пусковых раздражителей

3) врожденная форма поведения, обусловленная запечатлеванием в мозге впервые воспринятой после рождения информации, существенной для выживания новорожденного

4) индивидуальная, приобретенная на протяжении жизни реакция, возникающая в ответ на действие сигнального раздражителя

8. Условный рефлекс – это

1) врожденная видовая реакция, осуществляемая с обязательным участием ЦНС в пределах стабильного рефлекторного пути и возникающая при действии адекватного для данного вида деятельности раздражителя на рецепторы

2) совокупность безусловных поведенческих рефлексов, свойственных высокоорганизованным существам одного вида, возникающих в ответ на действие пусковых раздражителей

3) врожденная форма поведения, обусловленная запечатлеванием в мозге впервые воспринятой после рождения информации, существенной для выживания новорожденного

4) индивидуальная, приобретенная на протяжении жизни реакция, возникающая в ответ на действие сигнального раздражителя

9. индивидуальную, приобретаемую на протяжении жизни поведенческую реакцию называют

1) безусловный рефлекс

2) инстинкт

3) импринтинг

4) условный рефлекс

10. основные свойства условнорефлекторных поведенческих реакций

1) изменчивость

2) постоянность

3) сигнальность

4) стереотипичность

5) приобретаемость

11. основные отличительные особенности условнорефлекторных поведенческих реакций

1) врожденность

2) видовая специфичность

3) приобретаемость

4) индивидуальность

5) изменчивость

6) постоянность

7) вызываются биологически значимыми раздражителями

8) вызываются сигнальными раздражителями

9) реализуются по временным рефлекторным дугам

10) реализуются по постоянным рефлекторным дугам

11) переключаются в коре и ближайших подкорковых центрах

12) переключаются в подкорковых, стволовых и спинальных центрах

13) подготавливают организм к будущим событиям

14) возникают в ответ на биологически важные события

12. основные правила выработки условных рефлексов

1) совпадение во времени сигнального и подкрепляющего раздражителей

2) наличие мотивационного состояния

3) значимость безусловного раздражителя должна быть меньше силы условного сигнала

4) значимость безусловного раздражителя должна быть больше силы условного сигнала

5) необходимо активное состояние высших отделов ЦНС

6) не должны действовать посторонние раздражители

13. виды условных рефлексов по соотношению во времени действия сигнального и безусловного раздражителей

1) наличные

2) следовые

3) натуральные

4) искусственные

5) условные рефлексы первого прядка

6) условные рефлексы высшего порядка

14. Совпадающие условные рефлексы вырабатываются, если

1) действие сигнального раздражителя начинается одновременно или на 1-2 секунды раньше безусловного подкрепления

2) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько минут после начала предъявления условного сигнала

3) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько минут после окончания предъявления условного сигнала

4) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько часов после начала предъявления условного сигнала

15. Запаздывающие условные рефлексы вырабатываются, если

1) действие сигнального раздражителя начинается одновременно или на 1-2 секунды раньше безусловного подкрепления

2) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько минут после начала предъявления условного сигнала

3) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько минут после окончания предъявления условного сигнала

4) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько часов после начала предъявления условного сигнала

16. Следовые условные рефлексы вырабатываются, если

1) действие сигнального раздражителя начинается одновременно или на 1-2 секунды раньше безусловного подкрепления

2) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько минут после начала предъявления условного сигнала

3) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько минут после окончания предъявления условного сигнала

4) действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько часов после начала предъявления условного сигнала

17. виды условных рефлексов по природе сигнального раздражите-ля

1) наличные

2) следовые

3) натуральные

4) искусственные

5) условные рефлексы первого прядка

6) условные рефлексы высшего порядка

18. на естественные качественные признаки безусловных раздражителей (например, запах и вид пищи) вырабатываются

1) наличные условные рефлексы

2) следовые условные рефлексы

3) натуральные условные рефлексы

4) искусственные условные рефлексы

5) условные рефлексы первого прядка

6) условные рефлексы высшего порядка

19. условные рефлексы по механизму образования подразделяются на

1) наличные

2) следовые

3) натуральные

4) искусственные

5) условные рефлексы первого прядка

6) условные рефлексы высшего порядка

20. условные рефлексы, которые вырабатываются на базе безусловного рефлекса называют

1) наличные

2) следовые

3) натуральные

4) искусственные

5) условные рефлексы первого прядка

6) условные рефлексы высшего порядка

21. условные рефлексы, которые вырабатываются на базе ранее выработанного условного рефлекса называют

1) наличные

2) следовые

3) натуральные

4) искусственные

5) условные рефлексы первого прядка

6) условные рефлексы высшего порядка

22. выработка условных рефлексов у здорового взрослого человека возможна

1) до 3 порядка

2) до 6-9 порядка

3) до 20 порядка

23. выработка условных рефлексов у детей возможна

1) до 3 порядка

2) до 6-9 порядка

3) до 20 порядка

24. врожденными видами торможения условнорефлекторной деятельности являются

1) внешнее

2) запредельное

3) угасательное

4) дифференцировочное

5) запаздывательное

6) условный тормоз

25. основные виды безусловного торможения условнорефлектор-ной деятельности

1) внешнее

2) запредельное

3) угасательное

4) дифференцировочное

5) запаздывательное

6) условный тормоз

26. торможение условнорефлекторной деятельности, возникаю-щее при действии посторонних раздражителей, которые вызывают безусловный рефлекс называют

1) внешнее

2) запредельное

3) угасательное

4) дифференцировочное

5) запаздывательное

6) условный тормоз

27. торможение условнорефлекторной деятельности, которое воз-никает при чрезмерном увеличении интенсивности или длитель-ности подкрепляющего безусловного раздражителя называют

1) внешнее

2) запредельное

3) угасательное

4) дифференцировочное

5) запаздывательное

6) условный тормоз

28. должны Вырабатываться

1) внешнее торможение

2) запредельное торможение

3) угасательное торможение

4) дифференцировочное торможение

5) запаздывательное торможение

6) условный тормоз

29. основные виды внутреннего торможения условнорефлекторной деятельности

1) внешнее

2) запредельное

3) угасательное

4) дифференцировочное

5) запаздывательное

6) условный тормоз

30. торможение условнорефлекторной деятельности, которое возникает, если условный раздражитель многократно не подкрепляется безусловным рефлексом, называют

1) внешнее

2) запредельное

3) угасательное

4) дифференцировочное

5) запаздывательное

6) условный тормоз

31. торможение условнорефлекторной деятельности, которое возникает, если действие подкрепляющего безусловного раздражителя значительно отодвигается во времени от

начала действия сигнального стимула, называют

1) внешнее

2) запредельное

3) угасательное

4) дифференцировочное

5) запаздывательное

6) условный тормоз

32. торможение условнорефлекторной деятельности, которое возникает при неподкреплении безусловным рефлексом тех сигнальных раздражителей, параметры которых сходны с характеристиками условного стимула, называют

1) внешнее

2) запредельное

3) угасательное

4) дифференцировочное

5) запаздывательное

6) условный тормоз

33. в тех случаях, когда условный сигнал подкрепляется, а его сочетание с другим сигнальным раздражителем не подкрепляется безусловным рефлексом вырабатывается

1) внешнее торможение

2) запредельное торможение

3) угасательное торможение

4) дифференцировочное торможение

5) запаздывательное торможение

6) условный тормоз

Эталоны ответов

1– 1, 2, 3.2– 2, 4. 3– 1, 2, 6, 7, 10, 12, 14. 4– 3. 5– 3. 6– 3 7– 2. 8– 4. 9– 4. 10– 1, 3, 5. 11– 3, 4, 5, 8, 9, 11, 13. 12– 1, 2, 4, 5, 6. 13– 1, 2. 14– 1. 15– 2. 16– 3. 17– 3, 4. 18– 3. 19– 5, 6. 20– 5. 21– 6. 22– 2. 23– 3. 24– 1, 2. 25– 1, 2. 26 – 1. 27– 2. 28– 3, 4, 5, 6. 29– 3, 4, 5, 6. 30– 3. 30– 5. 32– 4. 33 – 6.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А.С. Батуев. – С.-Петербург: Лань, 2002. – 416 с.

2. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А. С. Батуев. – С.-Петербург: Питер, 2005. – 316 с.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Академия, 2005. – С. 260-263.

Дополнительная литература

1. Воронин, Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности / Л.Г. Воронин. – М.: Высшая школа, 1979. – 312 с.

2. Дегтярев, В.П. Нормальная физиология [Электронный ресурс] / В.П. Дегтярев, С.М. Будылина. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2006. – Режим доступа: http//www.medliter.ru. - Загл. с экрана.

3. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии [Электронный ресурс] / В.В. Шульговский. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2003. – Режим доступа: http//www.medliter.ru. - Загл. с экрана.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Работа №1. Определение объема внимания по таблице Шульте.

Умственная деятельность человека не может протекать продуктивно, если отсутствует сосредоточенность, которая зависит от объема и концентрации внимания. Объем внимания характеризуется числом информационных элементов, которые могут быть восприняты за единицу времени.

Ход работы. Для определения объема внимания испытуемому предъявляют таблицу, на которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (рис.2.3). Испытуемый должен назвать и показать все числа в восходящем порядке. Засекается время выполнения задания.

Результат.Записывают время, которое затрачено для выполнения задания.

Вывод. В соответствие с полученным результатом сформулируйте заключение об уровне объема внимания, учитывая, что от 40 до 60 с – объем внимания удовлетворительный, от 20 до 40 с – хороший, меньше 20 с - отличный.

Работа №2. Определение объема кратковременной памяти.

Кратковременная память характеризуется непродолжительным сохранением воспринятого материала. Объем кратковременной памяти измеряется числом сигнальных элементов, которые могут быть точно воспроизведены после их однократного предъявления.

Ход работы. Испытуемому поочередно зачитывают 10 рядов цифр, начиная с самого короткого (табл.2.1). Каждый последующий ряд содержит на одну цифру больше, чем предыдущий. Экспозиция цифр проводится со скоростью 3 сигнала в 2 секунды. Сразу после прочтения каждого ряда испытуемый записывает в протоколе запомнившиеся числа в том порядке, как их зачитывали. Наблюдение проводится дважды – с сигнальными элементами первой и второй группы.

Результат. Проверьте правильность записанных результатов с предъявленным материалом. Отметьте знаком «+» правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или записанные с неправильной последовательностью, отмечаются знаком «-». Объем памяти определяется количеством сигнальных элементов (цифр) в последнем правильно воспроизведенном ряду.

Вывод. Сформулируйте заключение о соответствии полученного результата норме (7±2).

Работа №3. Определение структуры темперамента методом идентификации.

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Ход работы. Испытуемому предъявляют список, в котором содержится по 20 свойств, характерных для каждого типа темперамента. Испытуемый должен прочитать список и заполнить таблицу ответов (табл.2.2). В таблице ответов рядом с номером каждого свойства поставить знак «+», если оно присуще его темпераменту или знак «-», если это свойство отсутствует. В сомнительных случаях ставится знак «-».

Список свойств темперамента

ХОЛЕРИК

  1. Неусидчивость, суетливость.
  2. Невыдержанность, вспыльчивость.
  3. Нетерпеливость.
  4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
  5. Решительность и инициативность.
  6. Упрямство.
  7. Находчивость в споре.
  8. Неритмичность в работе.
  9. Склонность к риску.
  10. Незлопамятность, необидчивость.
  11. Быстрота и страстность речи.
  12. Неуравновешенность и склонность к горячности.
  13. Нетерпимость к недостаткам.
  14. Агрессивность.
  15. Выразительность мимики.
  16. Способность быстро действовать и решать.
  17. Неустанное стремление к новому.
  18. Резкость, порывистость в движениях.
  19. Настойчивость в достижении поставленной цели.
  20. Склонность к резкой смене настроения.

САНГВИНИК

  1. Жизнерадостность.
  2. Энергичность и деловитость.
  3. Недоведение начатого дела до конца.
  4. Склонность переоценивать себя.
  5. Способность быстро схватывать новое.
  6. Неустойчивость в интересах и склонностях.
  7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
  8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
  9. Увлеченность любым делом.
  10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.
  11. Быстрое включение в новую работу и переключение в одного вида деятельности на другой.
  12. Тяготение однообразной, будничной и кропотливой работой.
  13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении.
  14. Выносливость и работоспособность.
  15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
  16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
  17. Обладание практически всегда добрым настроением.
  18. Быстрое засыпание и пробуждение.
  19. Частая несобранность, поспешность в решениях.
  20. Склонность скользить по поверхности, отвлекаться.

ФЛЕГМАТИК

  1. Спокойствие и хладнокровие.
  2. Последовательность и обстоятельность в делах.
  3. Осторожность и рассудительность.
  4. Умение ждать.
  5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
  6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций, мимики.
  7. Сдержанность и терпеливость.
  8. Доведение начатого дела до конца.
  9. Умение применять свои силы в дело, не растрачивая их по пустякам.
  10. Строгое соблюдение выработанного распорядка жизни, системы в работе.
  11. Легкое сдерживание порывов.
  12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
  13. Незлобливость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
  14. Постоянство в своих отношениях и интересах.
  15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида деятельности на другой.
  16. Ровность в отношениях со всеми.
  17. Аккуратность и порядок во всем.
  18. Трудное приспособление к новой обстановке.
  19. Обладание выдержкой.
  20. Постепенное схождение с новыми людьми.

МЕЛАНХОЛИК

  1. Стеснительность и застенчивость.
  2. Растерянность в новой обстановке.
  3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
  4. Неверие в свои силы.
  5. Легкое перенесение одиночества.
  6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
  7. Склонность уходить в себя.
  8. Быстрая утомляемость.
  9. Обладание тихой речи, иногда снижающейся до шепота.
  10. Невольное приспособление к характеру собеседника.
  11. Впечатлительность до слезливости.
  12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
  13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.
  14. Склонность к подозрительности и мнительности.
  15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.
  16. Чрезмерная обидчивость.
  17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.
  18. Малоактивность и робость.
  19. Безропотность и покорность.
  20. Стремление вызывать сочувствие и помощь окружающих.

Результат. 1. Зарисовать в протоколе таблицу ответов и заполнить ее. 2. Подсчитать количество знаков «+» по каждому из типов темперамента. 3. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента: Х=(Ах:А)х100; С=(Ас:А)х100; Ф=(Аф:А)х100; М=(Ам:А)х100, где Х, С, Ф, М – типы темперамента; Ах, Ас, Аф, Ам – число положительных ответов по каждому из типов темперамента; А – общее число положительных ответов. 4. Записать в протоколе структуру темперамента в соответствии с полученными результатами: Т=Х,%+С,%+Ф,%+М,%. Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.

Вывод. Сформулируйте заключение о преобладающем типе темперамента испытуемого.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Инструкция.Выберите один или несколько правильных ответов.

1. основные функции психики

1) оперативная оценка информации

2) контроль приспособительной поведенческой деятельности

3) координация приспособительной поведенческой деятельности

4) все выше названные функции

2. основная функция сознания

1) оперативная оценка информации

2) контроль приспособительной поведенческой деятельности

3) координация приспособительной поведенческой деятельности

4) все выше названные функции

3. динамический стереотип - это

1) комплекс условных и безусловных поведенческих рефлексов, которые разворачиваются в определенной временной последовательности

2) совокупность нервных процессов, которые возникают в результате действия на органы чувств конкретных природных предметов и явлений

3) совокупность нервных процессов, которые возникают в результате словесного обозначения природных предметов и явлений

4) форма активного отображения субъектом объективной реальности

5) специфически человеческая форма субъективного отражения действительности

4. первая сигнальная система - это

1) комплекс условных и безусловных поведенческих рефлексов, которые разворачиваются в определенной временной последовательности

2) совокупность нервных процессов, которые возникают в результате действия на органы чувств конкретных природных предметов и явлений

3) совокупность нервных процессов, которые возникают в результате словесного обозначения природных предметов и явлений

4) форма активного отображения субъектом объективной реальности

5) специфически человеческая форма субъективного отражения действительности

5. вторая сигнальная система - это

1) комплекс условных и безусловных поведенческих рефлексов, которые разворачиваются в определенной временной последовательности

2) совокупность нервных процессов, которые возникают в результате действия на органы чувств конкретных природных предметов и явлений

3) совокупность нервных процессов, которые возникают в результате словесного обозначения природных предметов и явлений

4) форма активного отображения субъектом объективной реальности

5) специфически человеческая форма субъективного отражения действительности

6. способ передачи информации от одного человека другому с помощью специальных кодирующих знаковых систем называется

1) первая сигнальная система

2) вторая сигнальная система

3) речь

4

Наши рекомендации