Урок 3. ЗИМА — ВРЕМЯ НАУКИ И СКАЗОК
Задачи урока: углубить представление детей о том, как учились дети в старину; расширять знание народных погодоведческих примет; учить пониманию нравственного значения сказок народов России; развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, учить своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения, определять, какими средствами передает внутреннее состояние героев художник.
Планируемые результаты: знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.
Ход урока
1. Орг. класса
2. Вступительная беседа
Предлагается неожиданное начало данного урока.
– Здравствуйте, дети! Проверьте свои чернильницы, есть ли в них чернила. Хорошо ли заточены перья? Прошу вас запомнить, что из-за каждой кляксы в тетради будут снижаться ваши отметки!
Учитель дает время детям отреагировать на неожиданное начало занятия и спрашивает:
– Как вы думаете, в какое время и в какое место переносит нас такое начало сегодняшней нашей встречи? Что вы почувствовали при первых словах нашего урока?
3. Работа над темой
1). Учеба в школе в старые времена.
– Мы попробовали пофантазировать и представить, что так начинались уроки в старинной школе. Хотелось бы вам до конца пробыть на таком уроке? Почему? Кто помнит, что мы узнали о старинной школе в 1 классе? Кстати, в школу тогда дети приходили не 1 сентября, а... Попробуйте сами найти ответ в учебнике. Откройте учебники на с. 8. Каждый самостоятельно прочитайте про себя первый абзац. Найдите ответ на вопрос. Каждый, кто прочитает абзац до конца и найдет ответ на вопрос, молча поднимет руку.
2). Работа с учебником
Учитель показывает детям, какую часть текста им предстоит прочитать, после прочтения задает вопросы:
– Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета? А кто может ответить, к кому обращались дети за помощью в ученье? Посмотрите на изображение иконы святого Наума. Правда, он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя? А теперь давайте переведем взгляд на картину внизу с. 8. Давайте определим, кто здесь учитель. Сколько детей в классе? Кого больше — мальчиков или девочек? Если попробовать „послушать“ картину, что мы услышим? Как вам кажется, дело происходит в городе или в селе? Как вы это определили? Какое время года изображено на картине? Какая погода на улице?
3). Как узнавали погоду.
– Ну, а теперь давайте-ка поучимся узнавать погоду по старинным народным приметам. Рассмотрите картину замечательных художников братьев Ткачевых. Она называется «В субботний день“. Можно ли понять, куда идут люди на картине? Кто они друг другу? Какое у них настроение? Давно ли лег снег? А можем ли мы примерно определить температуру воздуха? (Учитель выслушивает предположения детей.) Теперь внимательно послушайте то, что я вам сейчас прочитаю. В рассказе спрятана подсказка. Попробуйте применить народную примету к картине и определить температуру. (Учитель читает текст на с. 9 учебника, изменяя текст так, чтобы дети могли самостоятельно применить примету к изображению.) Когда дым из печных труб поднимается вверх столбом — мороз на улице ниже 10 градусов. А вот когда дым стелется по ветру, температура немного ниже нуля градусов.
– Теперь обратимся к одному из важных дней-погодоуказателей. Народ издавна привязывал свои наблюдения за погодой к дням памяти святителя Николая — любимого святого и в России, и в целом мире. Всмотритесь в икону святого Николая. Она наполнена теплом, написана теплыми красками. Святого Николая даже называют в народе, как родного, близкого, любимого человека — Никола.
4. Физминутка
5. Закрепление изученного
1). Работа в тетради.
Далее учитель предлагает детям выполнить задания № 1 и № 2 на с. 6 рабочей тетради.
2). Работа со сказками.
– Зима — это время не только науки, но и сказок. Посмотрите, герои какой сказки в виде пальчиковых кукол изображены рядом с заголовком урока на с. 8 учебника. Кто может коротко сказать, о чем эта сказка? Михайло Потапыч несет в коробе не только пироги и Машеньку, но и сказку. Давайте-ка сядем потеснее, поуютнее, так, как это бывало зимними вечерами в старинных домах. Вот и покатился наш волшебный клубочек. Полилась сказка. Послушаем ее!
Учитель читает даргинскую сказку «Скупясь, не сбережешь» на с. 10 учебника.
После прочтения просит детей объяснить смысл сказки.
Затем вместе с детьми, знающими сказку «Два жадных медвежонка», вспоминают её.
Дети сравнивают сказки «Скупясь, не сбережешь» и «Два жадных медвежонка».
6. Рефлексия
В форме беседы с учителем отвечают на вопросы рубрики «Обсудим» на с. 11 учебника.
Делают вывод из урока в форме ответов на незаконченные предложения учителя:
«Зима — хорошее время для ... . Народные приметы и сказки учат нас ...»
7. Домашнее задание:
теоретический материал на с. 8—10 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 6—7 рабочей тетради.
Окружающий мир