Урок 17. звездное небо осенью

Задачи урока: продолжить знакомство второклассников со звездами и созвездиями; познакомить с созвездиями Большая Медведица и Лебедь.

Планируемые результаты: понять, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

В начале урока дети коротко повторяют материал предыдущего урока.

3. Работа над темой

1). Вступительная беседа.

– Как вы знаете, ребята, кроме народных игр, у каждого народа есть свои народные песни, заговоры, сказки. Их создали в глубокой древности, а затем они передавались из уст в уста, от поколения к поколению и так дошли до нас. Теперь их рассказывают мамы детям, бабушки — внукам. Эти сказки изучаются в школе. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

2). Греческие мифы.

– И у греческого народа в древности были свои сказания. Они называются мифами. Это сказания о жизни богов и героев. Богов было, как вы знаете из материала урока, посвященного Солнечной системе, много. Как называли древние римляне главного своего бога, а сейчас так называется самая большая планета Солнечной системы? (Ответы детей.) Может быть, кто-то знает, как в Древней Греции люди называли своего главного бога? (Ответы детей.) Главным богом древних греков был Зевс. Вот послушайте один из мифов о Зевсе и красавице Каллисто.

Учитель рассказывает миф или зачитывает его на с. 68 учебника.

– Для древних людей наблюдение за звездами имело огромное значение, так как до изобретения компаса они могли ориентироваться по положению звезд, особенно во время морских путешествий, когда нет никаких ориентиров, кроме звезд. Наблюдая за звездами, древние объединяли их в разные фигуры, которые назвали созвездиями, а имена им дали по именам героев мифов (Орион, Андромеда, Близнецы Кастор и Поллукс, Кассиопея) или животных, на которых, как им казалось, были похожи очертания созвездий (Лев, Рак, Рыбы, Лебедь). В числе их была и Большая Медведица.

Но когда у ученых появились точные приборы, то стало понятно, что никаких фигур из звезд на небе нет и звезды, входящие в созвездие, могут быть удалены друг от друга на огромные расстояния; просто нам кажется, что они близки друг к другу и вроде бы как-то связаны между собой. Поэтому ученые считают созвездиями не фигуры из звезд, а участки неба, на которых они расположены. Всего таких участков на небе 88.

4. Физминутка

5. Закрепление по теме

1). Работа в тетради.

После объяснения учителя дети выполняют задание № 1 на с. 42 рабочей тетради.

2). Изучение созвездия Лебедь.

Учитель зачитывает теоретический материал на с. 68 учебника, обращает внимание детей на схему созвездия Лебедь и его изображение на старинной звездной карте (рисунки на с. 69 учебника) и просит сравнить их.

6. Рефлексия

В завершение занятия учащиеся отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 69 учебника, а также читают вывод урока.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 66—69, № 2, № 3, № 4 на с. 42-43 (в РТ)

Окружающий мир

Урок 18. ТРАВА У НАШЕГО ДОМА

Задачи урока: продолжить начатое в 1 классе знакомство с наиболее часто встречающимися травянистыми растениями; научить, пользуясь атласом-определителем «От земли до неба», распознавать травянистые растения.

Планируемые результаты: понять причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью справочников.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

В начале урока дети повторяют материал предыдущего урока о созвездиях, делятся впечатлениями о наблюдениях за звездным небом, зачитывают свои рассказы о созвездиях осеннего неба.

3. Работа над темой

  1. Вступительная беседа.

– Сейчас трава уже отнюдь не зеленая, как летом. А какого цвета становится трава осенью? (Ответы детей.) А как вы думаете, почему осенью трава желтеет? Ученые долго искали ответ на этот вопрос. Наконец, ответ дали ученые-химики.

– Растения кажутся нам зелеными от большого количества мельчайших хлорофилловых зерен, расположенных в клетках листьев и стеблей. Хлорофилл — это красящее вещество в тканях растений. В хлорофилловом зерне совершается процесс усвоения питательных веществ под влиянием солнечного света. Но хлорофилловое зерно недолговечно. Улавливая солнечную энергию, необходимую для процесса питания, хлорофилл разрушается под влиянием света и вновь образуется в растении, причем это может происходить только лишь при условии хорошего освещения. Однако хлорофилл не единственное красящее вещество в тканях растений. Наряду с ним в растении постоянно присутствуют особые красители, известные под названием ксантофилла и каротина. Первый из них имеет чисто желтый цвет, второй — оранжевый. Каротин дает характерный цвет корню моркови, где он содержится в очень большом количестве. Желтые пигменты всегда есть в зелени растений, но летом они совершенно незаметны, так как замаскированы интенсивной зеленой окраской хлорофилла.

Осенью по мере прекращения образования хлорофилла и разрушения его под влиянием солнечного света лист теряет свою зеленую окраску, и желтые пигменты, незаметные до этого времени, внезапно обнаруживаются.

  1. Знакомство с травами.

– Ребята, а теперь давайте познакомимся с травами, которые вы часто видите во дворе или на даче, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей. Как вы думаете, что это за трава? (Учитель показывает букетик полыни и рассказывает об этом растении, его использовании в медицине. Можно добавить, что полынь используют для изгнания кровососущих паразитов (клопов, блох), которые не выносят ее запаха.)

Затем учащиеся отыскивают букетик крапивы и рассказывают о ее свойствах и применении в кулинарии. Учитель добавляет сведения о том, что отвар крапивы используют для укрепления волос, и рассказывает, почему крапива жжется.

4. Физминутка

5. Работа с учебником

Рассматривают рисунок на с. 70—71 учебника, читают текст о птичьей гречишке и подорожнике на «Страничках Умного Совенка» (с. 124 учебника) и выполняют задание № 1 на с. 44 рабочей тетради.

На следующем этапе урока проводится работа с рисунками на с. 72 учебника. Дети находят в атласе-определителе на с. 44—58 растения, изображенные на рисунках, зачитывают комментарии атласа к каждому растению и рассказывают, видели ли они эти травы, и если видели, то где.

6. Рефлексия

Заканчивается урок ответами детей на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтением вывода на с. 73 учебника.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 70—71 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 44—45 рабочей тетради.

Окружающий мир

Наши рекомендации