Урок 15. осень в неживой природе

Задачи урока: показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите; обобщить повседневные наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью; дать понятие о дне осеннего равноденствия.

Планируемые результаты: понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

1). Повторение материала предыдущего урока (осенние месяцы, их современные и старинные названия, выполнение задания № 4 на с. 37 рабочей тетради).

1. Что относится к неживой природе?

2. От чего зависит то, что осенью температура по сравнению с летом понижается?

2). Работа со схемами в задании № 1 на с. 38 рабочей тетради и отмечают ту из них, на которой показано положение Солнца осенью.

3. Работа над темой

1). Понижение температуры.

– Какие причины снижения температуры воздуха осень?

Учитель зачитывает текст первого абзаца на с. 58 учебника. Затем дети возвращаются к своим наблюдениям за температурой воздуха в сентябре — октябре, которые они делали при выполнении практической работы «Термометр» по теме «Погода» (с. 23 рабочей тетради). Далее учитель обращает внимание учащихся на заполненную им самим таблицу температуры воздуха в сентябре — ноябре и делает вывод о том, что температура постепенно снижалась с такого-то градуса по такой-то. После этого учитель делает соответствующую запись на первой линии в задании № 2 на с. 38 рабочей тетради: «Снижение температуры с ... до ...».

2). Дожди.

Изучение характера дождей как наиболее значимого признака осени.

– Чем отличаются осенние дожди от летних.

После ответов детей зачитывает текст третьего абзаца на с. 58 учебника. Учитель обращает особое внимание учеников на слова «мелкие», «моросящие», «затяжные» как характеристики осенних дождей (даже если второклассники и знают эти слова, то в своей повседневной речи, как правило, их не употребляют).

Затем дети рассматривают в составленной учителем таблице графу, в которой отражены наблюдения над дождями, и делают вторую запись в задании № 2 на с. 38 рабочей тетради: «Мелкие, моросящие, затяжные дожди с ... по ... сентября (октября)».

3). Другие погодные явления.

По той же технологии изучаются другие осенние явления в неживой природе: увеличение туманов, заморозки, образование инея и начало ледостава.

4). Бабье лето.

Обратить внимание детей на такой погодный феномен, как «бабье лето».

5). Осеннее равноденствие.

Завершается данная часть урока сообщением учителя о дне осеннего равноденствия и выполнением задания № 3 на с. 38 рабочей тетради.

4. Физминутка

5. Как замерзает река

Материал изучается вербально, с использованием иллюстрации на с. 61 учебника.

6. Рефлексия

Завершается урок ответами на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» и чтением вывода на с. 61 учебника.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 58—61 учебника, задание № 4 на с. 38—39 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 16. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОРУ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ

Задачи урока: познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям.

Планируемые результаты: уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

– Какие из этих даров природы вы можете назвать? (Дети называют дары природы, описывают их по форме, цвету, вкусу; рассказывают, что можно приготовить из них.)

– Каким одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов? (Урожай.)

– А откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? Какое время года называют урожайным? (Дети предлагают свои объяснения.)

– И еще, ребята, подумайте, пожалуйста, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия. Что такое равноденствие? Кто помнит, когда бывает осеннее равноденствие? Что происходит в природе после этого дня?

3. Работа над темой

1). Знакомство с куклами «День — ночь».

Учитель обращает внимание на фотографию кукол «День — ночь» рядом с темой урока на с. 62 учебника, показывает этих кукол. Вместе с детьми выясняет, почему они выполнены из контрастных по цвету тканей; как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года начиная от дня осеннего равноденствия. (Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подготовленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, увеличивается или уменьшается долгота дня.)

– В конце сентября, а именно 22 сентября, день и ночь уравниваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом... Как много света в это время, как жарко греет солнце. Как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло, да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху.

2). Знакомство с осенними праздниками.

Учитель зачитывает первое предложение текста на с. 62 учебника и продолжает обсуждение: – – – Крестьяне благодарили матушку-землю. Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.) Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай. А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

Ученики еще раз кланяются и садятся за парты.

3). Кукла-зернушка.

– К нам пришла очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Выслушивает ответы детей. Дает куклу каждому ученику по очереди.) Теперь давайте почитаем учебник. И найдем имя нашей гостьи». Ученики читают первый абзац текста на с. 62—63 учебника (включая и первое, уже прочитанное учителем предложение). Каждый читает по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.

– Вот, оказывается, какое у нее имя — зернушка. (Учитель берет кукол-помощников.) Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хочет попробовать разыграть сценку? (Если находится желающий, учитель дает ему возможность выступить.) Ребята, предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя — Крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка.

4. Физминутка

5. Жизнь людей осенью

1). Огонь в жизни людей.

Далее учитель предлагает детям узнать, что еще делали люди в пору осеннего равноденствия, и продолжает чтение текста на с. 63 учебника.

– Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света. Но у нас есть прекрасная возможность „зажечь новый огонь“ в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы. Для этого раскройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1. Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть „зажгут“ огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам». Дети выполняют работу в рабочих тетрадях. Во время выполнения задания учитель может включить музыкальную запись.

2). Праздники на Севере страны.

Затем учитель читает классу текст о праздниках охотников и оленеводов на с. 64—65 учебника. Чтение можно сопровождать показом иллюстраций природы описываемых областей, изображениями упоминаемых в тексте животных, народных костюмов. После прочтения учитель разбивает класс на группы. Каждой группе дает для ответа один из вопросов рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника. Уточняет у детей, понимают ли они, что значит поститься (ограничивать себя в удовольствиях, чтобы таким образом приготовиться к празднику). Затем предлагает выполнить задания № 3 и № 4 на с. 41 рабочей тетради.

6. Рефлексия

– Что вам показалось особенно интересным на данном уроке, что удивило, что осталось непонятным?

В конце урока один из учеников читает вывод на с. 65 учебника.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради, прочитайте сказку «Крупеничка» Н. Д. Телешова.

Окружающий мир

Наши рекомендации