Урок 13. экологический календарь
Задачи урока: продолжать формирование экологического сознания детей; дать понятие об экологии, о необходимости охраны природы; познакомить с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.
Планируемые результаты: понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы.
Ход урока
1. Орг. класса
2. Повторение пройденного
В начале урока следует повторить материал предыдущих уроков о календарях по вопросам:
1. Зачем нужны календари?
2. Какие бывают календари?
3. Какие государственные праздники вы знаете?
4. Какие дни называются погодоуказателями?
3. Работа над темой
– Ребята, наши друзья к сегодняшнему уроку выучили стихотворения. Послушайте их и скажите, о чем говорится в этих стихах. Что между ними общего?
В домике круглом,
В круглом окошке
Грела улитка
На солнышке рожки.
Грела улитка
На солнышке рожки,
И разморило улитку
Немножко.
Вот потянулась
Лениво улитка,
Вот затворила улитка
Калитку,
Спрятала ключ
И отправилась спать
В самую круглую
В мире кровать.
И. Пивоварова
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
И. Токмакова
– О чем говорится в этих стихотворениях? Что между ними общего?(Стихи рассказывают о домиках, в которых живут животные.)
– Ребята, а теперь рассмотрим рисунок на с. 48—49 учебника. Какие животные, растения вам знакомы? Давайте подумаем, где у каждого из этих животных дом. Какой дом у оленя? у жука? у улитки?
Дети рассуждают вместе с учителем и приходят к выводу, что вся планета Земля как огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озера, горы, поля и реки — это все «квартиры» с прекрасными и удивительными жильцами.
– Давайте вспомним, что вы узнали в 1 классе о связи живой и неживой природы. Как человек связан с природой?
Дети с помощью учителя вспоминают пройденный материал и делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жителями. Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой, растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. Название этой науки — замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом и «логос» — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — на планете Земля.
4. Физминутка
5. Закрепление по теме
1). Учитель предлагает детям выполнить задание № 1 на с. 32 рабочей тетради.
2). Затем учитель задает вопросы о том, что сегодня угрожает природе, как ее охраняют люди, как дети берегут и охраняют природу. После ответов детей учитель спрашивает о том, какого цвета они выбрали бы флаг для своей науки, если бы были учеными-экологами. Окончательно выбирают зеленый цвет флага после прочтения первого абзаца текста на с. 49 учебника.
3). Выполняют задание № 2 на с. 32 рабочей тетради.
– В любом доме жильцы постоянно заботятся о чистоте и порядке в нем. Вместе с детьми читает текст на с. 49 и обсуждает описание случаев экологического неблагополучия, виновником которых бывает человек. Вместе с детьми формулирует выражения «экологические дни», «экологический календарь» и цель этого календаря.
3). Рассмотрение экологического календаря:
– Ребята, сейчас мы превратим наш обычный настенный календарь в особый, экологический. Для этого отметим в нем международные экологические дни.
С помощью текста на с. 50—51 учебника дети и учитель называют экологические дни, обсуждают их смысл. При этом можно обратить внимание на то, что 22 марта — во Всемирный день воды — еще отмечается и День поэзии — праздник поэтического искусства и его создателей — поэтов. Последовательно, используя наклейки, дети отмечают даты экологического календаря на настенном календаре в классе. Определяют, какой из названных дней ближайший по времени к дате урока. Учащиеся вместе с учителем обсуждают план проведения этого дня для выполнения в скором будущем творческого задания на с. 34—35 рабочей тетради.
4). Обобщение
– Почему экологические дни так разнообразны? Что такое экология? Что такое экологический календарь? Приведите примеры экологических дней.
Завершается урок чтением вывода на с. 51 учебника. Учитель спрашивает у детей, все ли им понятно по данной теме, кого заинтересовала наука экология, кто из ребят хотел бы стать экологом.
Региональный компонент. Приведите учащимся контрастные примеры: 1) небрежного отношения к природе, что может в результате привести к экологическому неблагополучию в вашем крае, и 2) охраны природы, по возможности назвав учреждения (организации) и лиц, осуществивших в вашем селе эти мероприятия.
6. Рефлекси
7. Домашнее задание:
теоретический материал на с. 48—51 учебника, задание № 3 на с. 33 рабочей тетради.
Окружающий мир