Урок 2. МЫ — ЖИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ (с.8-11)
Задачи урока: формировать представления о строении Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет; помочь детям понять зависимость жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.
Планируемые результаты: научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.
Ход урока
1. Орг. класса
2. Повторение пройденного
– Как называется наша страна? А в документах? Что такое федерация? Сколько народов проживает в нашей стране? Чем они различны? Что их объединяет?
3. Вступительная беседа
Людей с глубокой древности интересовали тайны неба, особенно ночного. Много тысяч лет назад огромное количество звезд ночного неба древние греки назвали Космосом, что означало «Вселенная», то есть огромный мир вне Земли.
И древние греки, и древние римляне верили, что звезды и планеты — это глаза богов и героев, живущих на небе. То, что богов было много, отражало страх древнего человека перед природой.
Беззащитный, плохо вооруженный древний человек боялся всего: грозы, засухи, наводнений, шторма на море. Он не понимал тех закономерностей природы, которые сейчас изучают дети в начальных классах. А тогда человек мог только просить пощадить его. Вот и создали древние люди в своем воображении богов, каждый из которых «управлял» своим явлением природы, молились им, просили помощи и защиты.
И у наших древних предков было многобожие: верховный бог Сварог, бог солнца Ярило и др. Но мифов об этих богах не сохранилось, зато сохранились мифы о героях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Микуле Селяниновиче, Алеше Поповиче. Существовали мифы и о малых богах, олицетворявших опасности, которые таились в лесу, на болотах, в реках. Это Баба-яга, Кощей Бессмертный, Мороз Красный Нос и т. д. У нас мифы о них называются былинами и сказками.
Прошли века, человечество ушло вперед в своем развитии, были изобретены подзорные трубы и телескопы. Рассматривая с их помощью звездное небо, ученые поняли, что звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела. В чем же их различие? Сегодня мы и узнаем на уроке.
4. Работа над темой
Учитель предлагает детям прочитать об этом материал на с. 8—9 учебника. Затем учащиеся выполняют задания № 2 и № 3 на с. 6—7 рабочей тетради.
5. Физминутка
6. Строение Солнечной системы.
1) Знакомство с планетами.
– Планеты расположены гораздо ближе к Земле, чем звезды. До звезд нужно лететь столетиями, а до планет — от нескольких месяцев до нескольких лет. Планеты вращаются вокруг Солнца. Все планеты, кроме Земли, названы именами древнеримских богов.
Дети рассматривают схему строения Солнечной системы:
– Самая ближняя к Солнцу планета называется Меркурий, по имени бога торговли. Эту планету очень трудно рассмотреть: она находится так близко от Солнца, что увидеть ее можно только в свете вечерней зари.
– На втором месте от Солнца находится планета Венера. Венера — это богиня любви, прекрасная, вечно юная. Эта планета также находится довольно близко от Солнца, поэтому увидеть ее можно либо ранним вечером, после захода Солнца, либо ранним утром, перед восходом Солнца. Из-за этого Венеру еще называют Авророй, что означает «утренняя звезда».
– Третья планета от Солнца — Земля. Это наше, русское, название планеты. Международное название заимствовано у древних греков. У греков Земля называлась Гея. От этого названия произошли названия многих наук, изучающих все, что связано с Землей. Например: география — наука, описывающая поверхность Земли и все, что расположено на ней; геология — наука о недрах Земли.
– Земля из всех планет наиболее удачно расположена по отношению к Солнцу. Она имеет атмосферу и температуру, благоприятную для развития жизни.
– Четвертая планета от Солнца называется Марс, по имени кровожадного бога войны у древних римлян. Марс имеет красноватый цвет, отличающий его от других планет.
– Юпитер — верховное божество у древних римлян. Этим именем названа пятая планета Солнечной системы». Учитель просит детей догадаться, почему именно эту планету древние люди назвали Юпитером. Дети должны ответить, что Юпитер — это самая большая планета Солнечной системы. Поэтому она названа в честь верховного божества римлян.
Далее учитель просит детей назвать шестую планету от Солнца (Сатурн) и рассказать о том, чем она интересна (огромным кольцом вокруг нее). Затем дополняет ответы учащихся: «Астрономы открыли кольца и вокруг других планет. Но вокруг Сатурна это кольцо намного больше. Эта планета названа в честь Сатурна — бога времени».
– Уран — седьмая планета Солнечной системы. Уран — это бог неба. Согласно мифу, он был свергнут своим сыном Сатурном.
– Восьмая планета Солнечной системы — Нептун — названа по имени бога морей. Открытие Нептуна было необычным. Вначале он был вычислен математически французским астрономом Леверье, а затем уже замечен в телескоп немецким астрономом Галле именно в той точке неба, на которую указал в своих вычислениях Леверье».
2) Заучивание планет с помощью считалки (П)
3) Работа в тетради - №4, с.7
Подпись названий планет.
7. Рефлексия.
Обобщение по вопросам. Оценивание работы.
8. Д.З.
№1, с.6 (в Т); с.8-11, отв на вопросы, знать определения.
Окружающий мир