Физиологических исследований

При проведении лабораторных работ на кафедре нормальной физиологии студенты пользуются медицинскими инструментами, растворами кислот, электронной аппарату­рой и т.п., что требует проявления осторожности и продуманности совершаемых дейст­вий. Объектом исследования служат пациенты и лабораторные животные. Поэтому во время выполнения исследований необходимо соблюдать ряд правил, главные из кото­рых указаны ниже.

1. Заземлить электронный прибор.

2. Ознакомиться с устройством прибора, назначением всех его узлов, проверить правильность работы переключателей прибора.

3. Проверить изоляцию проводов, несущих электрический ток.

4. Проверить клеммы подключения электродов.

5. Вилки электродов раздражения подключать только к электростимулятору.

6. Проверить соответствие напряжения электрического тока прибора напряжению сетевого тока.

7. Включить прибор в сеть и убедиться в исправной работе индикаторной лампочки.

8. После включения прибора выждать 1-2 минуты для его прогрева, после чего обеспечивается стабильная работа прибора.

9. Все вопросы по качеству работы прибора рассматривать только с преподавателем.

10. При выполнении лабораторных работ, требующих наличия пипеток, мундштуков и т.п., необходимо проводить их предварительную дезинфекцию 70% этиловым спиртом.

11. Острые инструменты (иглы, скальпели, ножницы и т.п.) рассматриваются как потенциально инфицированные, поэтому ими надо пользоваться с особой осто­рожностью во избежание ранений.

12. Проведение физиологических исследований на человеке требуется добровольное согласие испытуемого.

14. После выполнения исследования необходима тщательная уборка приборов, ин­струментария и рабочего места.

Ознакомлен

Дата___ ___

ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

З А Н Я Т И Е № 1« » __________ 2017

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Введение в предмет «нормальная физиология» и в раздел «Физиология висцеральных функций»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Предмет физиология. Связь физиологии с другими естественными и медицинскими науками.

2. Понятие о внутренней среде организма и гомеостазе.

3. Понятие о функции, уровни и механизмы её регуляции.

4. Понятие о регуляции функций. Виды регуляций физиологических функций (механическая, нервная, гуморальная, нейро-гуморальная). Аналитический и системный подходы в изучении физиологических процессов и функций.

5. Принцип саморегуляции гомеостатических констант организма. Учение о функциональных системах.

Литература для подготовки к занятиям приведена

В конце рабочей тетради

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1. Анализ схемы функциональной системы

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Проанализировать структурно-функциональ-ную организацию функциональной системы.

ДЛЯ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО: Цветные карандаши, линейка, схемы функциональных систем.

ХОД РАБОТЫ: Зарисовать схему функциональной системы

ВЫВОД:(указать, что является системообразующим фактором в функциональной системе).

Подпись преподавателя

РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА: Физиология пищеварения

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРЕДМЕТА. Усвоить знания необходимые для принципиального понимания механизмов процессов:

1 - формирования голода и насыщения;

2 - поддержания постоянства питательных веществ во внутренней среде организма;

3 - пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта (ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной и других отделах тонкой и толстой кишки) и его регуляции;

4 - всасывания веществ в пищеварительном тракте и его регуляции.

З А Н Я Т И Е №2« » __________ 2017

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общие вопросы пищеварения. Механизмы голода и насыщения. Пищеварительная функция полости рта. Моторный и секреторный компоненты жевания.

Пищеварение в желудке

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Пищеварение, его значение. Пищеварительный конвейер, особенности его организации и функционирования.

2. Общие принципы нейро-гуморальной регуляции функций пищеварительного конвейера.

3. Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.

4. Механизмы голода и насыщения.

5. Функциональная система поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови и анализ ее компонентов.

6. Роль и значение пищеварения в полости рта в функциональной системе питания.

7. Понятие мастикациографии и мастикациограммы. Фазы мастикациограммы и принципы анализа.

8. Особенности мастикациограммы при жевании пищи различной консистенции.

9. Пищеварение в полости рта, его роль и значение. Механическая и обработка пищи в полости рта.

10. Моторный компонент жевания. Биомеханика жевания.

11. Особенности жевательных движений при пережевывании пи­щи различной консистенции.

12. Методы изучения механической функции жевания (электромиография).

13. Секреторный компонент жевания.

14. Слюнные железы. Роль слюнных желез в пищеварительной функции полости рта.

15. Состав и свойства и функции слюны.

16. Приспособительный характер слюноотделения в ответ на поступление в ротовую полость пищевых и отвергаемых веществ.

17. Процесс глотания, его фазы и механизм саморегуляции.

18. Функции желудка. Пищеварение в желудке.

19. Роль желудка в пищеварительном конвейере.

20. Секреторная деятельность желудка. Количество, свойства и состав желудоч­ного сока. Различие секретов пилорических и фундальных желёз желудка.

21. Функции соляной кислоты и других компонентов желудочного сока.

22. Фазы желудочной секреции: сложно-рефлекторная (мозговая), её безусловно­й условно-рефлекторные компоненты; нейрогуморальная, ее желудочный и кишечный компоненты.

23. Влияние нервных (симпатических и парасимпатических) и гуморальных факторов на секреторную функцию же­лудка.

24. Экспериментальное изучение механизмов регуляции секреторной функции желудка.

25. Моторная деятельность желудка.

26. Виды сокращений желудка, механизм их воз­никновения и роль в процессах механической обработки пищи.

27. Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную функ­цию желудка.

Наши рекомендации