Тема: Наши проекты: «Школа кулинаров»
Цель: систематизировать знания о разнообразии питательных веществ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.
Оборудование:картинки (яйца, молоко, рыба, мясо, овощи); упаковки продуктов с этикетками; распечатки с перечнем пищевых добавок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— Какие питательные вещества человек получает с пищей?
— Из каких органов состоит пищеварительная система?
— Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
— Что нового вы узнали о правильном питании?
III. Самоопределение к деятельности
— Расскажите, какие полезные для здоровья блюда готовят в вашей семье. (Ответы учеников.)
— Почему они полезны? Как это объясняет ваша мама? (Ответы учеников.)
(Учитель вывешивает на доску картинки: яйца, молоко, рыба, мясо, овощи.)
— Чем полезны эти продукты? (Ответы учеников.)
— Белки, жиры, витамины... А как это все выглядит на тарелке? Что нужно есть, какие продукты обеспечат организм всем необходимым?
— Послушайте рассказ.
Неоценимые для вашего организма сокровища таит содержимое хрупкой скорлупки. В одном яйце содержится 6 г белка, 15 г жиров, необходимые организму фосфор, кальций, железо, не говоря уже о ценных витаминах, например витамине А. Одно яйцо содержит пятую часть суточной потребности человека в этом витамине. Два яйца удовлетворяют значительную часть дневной потребности взрослого человека в белке.
Чудесная способность поддерживать наш организм в цветущем состоянии свойственна молоку, оно содержит полноценный белок, кальций, жиры, молочный сахар, витамины. Человеческий организм усваивает содержащиеся в молоке богатства очень легко, легче, чем из других продуктов. Это же относится и к кисломолочным продуктам — кефиру, простокваше, ряженке, ацидофилину. Из молока готовят также сыр и творог. Сыру можно найти самое разнообразное применение: употреблять в чистом виде (на хлеб, булку, гренки), в качестве приправы, как основу нескольких очень вкусных блюд, например салата из тертого сыра с добавлением чеснока и майонеза.
Мясо снабжает организм очень ценным питательным веществом т животным белком.
Еще один прекрасный источник белка — рыба. Введя в свое меню рыбу, особенно морскую, вы вполне обеспечите свой организм, кроме белка, и такими полезными веществами, как йод, фосфор и др.
Сливочное масло содержит животные жиры, в нем есть витамины. Масло лучше есть в натуральном виде (но не злоупотреблять им), так как во время жарения в нем уничтожаются витамины и ухудшается е усвояемость. В большинство блюд масло нужно добавлять уже после того, как они готовы. Только свежее масло вкусно и полезно. Все жиры, ее они прогоркли, опасны для здоровья.
У того, кто ест много салатов, особенно из сырых овощей, как правило, хорошая кожа, изящная фигура и нет хлопот с желудком. Свежие сырые овощи и фрукты — это главные поставщики витамина С и других витаминов, они содержат минеральные соли, в том числе железо и кальций, необходимые для ваших костей, зубов и крови.
По В. Кудашевой
IV. Работа по теме урока
Беседа
— Питание может оказывать и негативное воздействие на здоровье человека. Каким образом? (Ответы учеников.)
— На какие составляющие при переваривании делится пища? (На белки, жиры, углеводы.)
— Как вы думаете, почему сметана, которую мы купили, испортится через 5—6 дней, а йогурты могут храниться месяцами? (Ответы учеников.)
То, что добавляют в продукты, чтобы они приобрели специфический вкус, консистенцию, дольше хранились, называется пищевыми добавками. Они бывают вредные и безопасные. Вредные способны вызвать расстройство пищеварения, болезни органов и даже опухоли.
Практическая работа
(Учитель раздает ученикам упаковки продуктов с этикетками (обертки от конфет, шоколада, газированных сладких напитков, продуктов быстрого приготовления) и распечатки с перечнем пищевых добавок.)
Перечень пищевых добавок
Наиболее опасная пищевая добавка:
ЕЗЗО — лимонная кислота.
Опасные пищевые добавки:
Е102,Е110,Е120, Е124.
Добавки, наносящие вред здоровью человека:
Е220, Е221, Е223, Е224 (раздражение в кишечнике),
Е338-341, Е450, Е407, Е461, Е463, Е465, Е466 (расстройство пищеварения),
Е200 (разрушает витамин В12), Е230-233 (заболевания кожи),
Е320, Е321 (увеличение уровня холестерина в крови),
Е125, Е131, Е141, Е142, Е150, Е153, Е171, Е172, Е173, Е210, Е211, 11213, Е214, Е217, Е239, Е240, Е241, Е245, Е246, Е477.
Безопасные пищевые добавки:
Е100, Е101, Е103, Е105, Е111, Е121, Е126, Е130, Е132, E14Q, Е151, Е152, Е160-162, Е170, Е174, Е175, Е180, Е181.
Консерванты:
Е201-203, Е236-238, Е260-263, Е280-282.
Газ для насыщения напитка:
Е290.
Антиокислители:
Е300, Е301, ЕЗОЗ, Е305-309, Е322, Е325.
Регуляторы кислотности:
Е326, Е327, ЕЗЗ1-337, Е382.
Загустители:
Е400-406, Е408, Е410, Е411, Е413, Е414.
Подсластители:
Е420, Е421.
Желирующий:
Е440.
Эмульгаторы:
Е471-475, Е480.
— Работая в группах, рассмотрите состав продуктов на этикетках. Расскажите, какие пищевые добавки (то есть составные части) вы обнаружили. После работы представитель группы поделится своими впечатлениями.
— Что вас удивило и возмутило?
— Продают ли такие продукты в вашей школьной столовой?
— Почему же производители выпускают такие продукты? Взрослые не знают об этом?
— Что же делать нам, как этому помешать? (Не покупать не будут производить.)
— Сформулируйте правила покупки продуктов в магазине.