Тема: Наши проекты: «Школа кулинаров»

Цель: систематизировать знания о разнообразии питательных веществ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяс­нений, подготовки собственных сообщений.

Оборудование:картинки (яйца, молоко, рыба, мясо, овощи); упаковки продуктов с этикетками; распечатки с перечнем пищевых добавок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Какие питательные вещества человек получает с пищей?

— Из каких органов состоит пищеварительная система?

— Какие изменения происходят с пищей в органах пищева­рения?

— Что нового вы узнали о правильном питании?

III. Самоопределение к деятельности

— Расскажите, какие полезные для здоровья блюда готовят в вашей семье. (Ответы учеников.)

— Почему они полезны? Как это объясняет ваша мама? (От­веты учеников.)

(Учитель вывешивает на доску картинки: яйца, молоко, рыба, мясо, овощи.)

— Чем полезны эти продукты? (Ответы учеников.)

— Белки, жиры, витамины... А как это все выглядит на тарел­ке? Что нужно есть, какие продукты обеспечат организм всем необходимым?

— Послушайте рассказ.

Неоценимые для вашего организма сокровища таит содержимое хрупкой скорлупки. В одном яйце содержится 6 г белка, 15 г жиров, необходимые организму фосфор, кальций, железо, не говоря уже о ценных витаминах, например витамине А. Одно яйцо содержит пя­тую часть суточной потребности человека в этом витамине. Два яйца удовлетворяют значительную часть дневной потребности взрослого человека в белке.

Чудесная способность поддерживать наш организм в цветущем со­стоянии свойственна молоку, оно содержит полноценный белок, каль­ций, жиры, молочный сахар, витамины. Человеческий организм усваи­вает содержащиеся в молоке богатства очень легко, легче, чем из других продуктов. Это же относится и к кисломолочным продуктам — кефиру, простокваше, ряженке, ацидофилину. Из молока готовят также сыр и творог. Сыру можно найти самое разнообразное применение: упо­треблять в чистом виде (на хлеб, булку, гренки), в качестве приправы, как основу нескольких очень вкусных блюд, например салата из тертого сыра с добавлением чеснока и майонеза.

Мясо снабжает организм очень ценным питательным веществом т животным белком.

Еще один прекрасный источник белка — рыба. Введя в свое меню рыбу, особенно морскую, вы вполне обеспечите свой организм, кроме белка, и такими полезными веществами, как йод, фосфор и др.

Сливочное масло содержит животные жиры, в нем есть витамины. Масло лучше есть в натуральном виде (но не злоупотреблять им), так как во время жарения в нем уничтожаются витамины и ухудшается е усвояемость. В большинство блюд масло нужно добавлять уже после того, как они готовы. Только свежее масло вкусно и полезно. Все жиры, ее они прогоркли, опасны для здоровья.

У того, кто ест много салатов, особенно из сырых овощей, как пра­вило, хорошая кожа, изящная фигура и нет хлопот с желудком. Свежие сырые овощи и фрукты — это главные поставщики витамина С и других витаминов, они содержат минеральные соли, в том числе железо и каль­ций, необходимые для ваших костей, зубов и крови.

По В. Кудашевой

IV. Работа по теме урока

Беседа

— Питание может оказывать и негативное воздействие на здо­ровье человека. Каким образом? (Ответы учеников.)

— На какие составляющие при переваривании делится пища? (На белки, жиры, углеводы.)

— Как вы думаете, почему сметана, которую мы купили, ис­портится через 5—6 дней, а йогурты могут храниться меся­цами? (Ответы учеников.)

То, что добавляют в продукты, чтобы они приобрели специ­фический вкус, консистенцию, дольше хранились, называется пищевыми добавками. Они бывают вредные и безопасные. Вредные способны вызвать расстройство пищеварения, болезни органов и даже опухоли.

Практическая работа

(Учитель раздает ученикам упаковки продуктов с этикетками (обертки от конфет, шоколада, газированных сладких напитков, продуктов быстрого приготовления) и распечатки с перечнем пи­щевых добавок.)

Перечень пищевых добавок

Наиболее опасная пищевая добавка:

ЕЗЗО — лимонная кислота.

Опасные пищевые добавки:

Е102,Е110,Е120, Е124.

Добавки, наносящие вред здоровью человека:

Е220, Е221, Е223, Е224 (раздражение в кишечнике),

Е338-341, Е450, Е407, Е461, Е463, Е465, Е466 (расстройство пищеварения),

Е200 (разрушает витамин В12), Е230-233 (заболевания кожи),

Е320, Е321 (увеличение уровня холестерина в крови),

Е125, Е131, Е141, Е142, Е150, Е153, Е171, Е172, Е173, Е210, Е211, 11213, Е214, Е217, Е239, Е240, Е241, Е245, Е246, Е477.

Безопасные пищевые добавки:

Е100, Е101, Е103, Е105, Е111, Е121, Е126, Е130, Е132, E14Q, Е151, Е152, Е160-162, Е170, Е174, Е175, Е180, Е181.

Консерванты:

Е201-203, Е236-238, Е260-263, Е280-282.

Газ для насыщения напитка:

Е290.

Антиокислители:

Е300, Е301, ЕЗОЗ, Е305-309, Е322, Е325.

Регуляторы кислотности:

Е326, Е327, ЕЗЗ1-337, Е382.

Загустители:

Е400-406, Е408, Е410, Е411, Е413, Е414.

Подсластители:

Е420, Е421.

Желирующий:

Е440.

Эмульгаторы:

Е471-475, Е480.

— Работая в группах, рассмотрите состав продуктов на этикет­ках. Расскажите, какие пищевые добавки (то есть составные части) вы обнаружили. После работы представитель группы поделится своими впечатлениями.

— Что вас удивило и возмутило?

— Продают ли такие продукты в вашей школьной столовой?

— Почему же производители выпускают такие продукты? Взрослые не знают об этом?

— Что же делать нам, как этому помешать? (Не покупать не будут производить.)

— Сформулируйте правила покупки продуктов в магазине.

Наши рекомендации