Почему город Киев так называется
Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в каменном веке. Киев был основан примерно в VI—VII вв. как центр восточнославянского племени полян. Свое название Киев получил по имени Кия — легендарного основателя города. Сохранились два летописных предания о Кие. По одному он был перевозчиком через Днепр, и место перевоза стало называться Киевским. По другому, Кий и его братья Щек и Хорив были князьями у полян и основали три поселения, которые позже слились в один город, названный по имени старшего брата. Сам летописец считает вторую версию более верной и, сообщая о поездке Кия в Царьград (Константинополь), добавляет, что если бы Кий был простым перевозчиком, то не ездил бы к византийскому императору. Во всяком случае, археологические раскопки подтвердили существование на месте Киева нескольких поселений, слившихся в один город.
В русских летописях город Киев впервые упоминается в 860 г. Возвышение Киева произошло благодаря его удобному географическому положению: через Киев проходили важнейшие торговые пути — «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород.
В 882 г. Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «мать городов русских». После распада Киевской Руси на отдельные княжества в XII в. Киев утратил свое значение главного города.
Великий Новгород
Много было богатых городов на Руси, но всех богаче был Новгород, что на реке Волхов, у Ильмень-озера стоит. Известен он в истории с 859 г. Почему же один из древнейших русских городов носит название нового города? Существуют разные предположения. Вот одно из них. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие-далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.
700-800 лет назад Новгород был огромным по тем временам городом. Он раскинулся по обоим берегам реки Волхов. Две его части соединяв между собой широкий деревянный мост.
Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его надежно защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец кремль.
За стенами Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Предполагают, что оба храма воздвигли одни и те же мастера. Собор построен в середине XI в. Он был главным храмом, символом Новгорода. «Где святая София, там и Новгород», — говорили в те времена новгородцы.
Напротив Новгородского кремля располагалась торговая площадь города. Вокруг нее теснились каменные амбары, в которых хранились зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов. Судов было так много и стояли они, так тесно прижавшись друг к другу, что, случись пожар, огонь мог перекинуться по ним с одного берега на другой.
Первоначально киевские князья присылали управлять Новгородом своих старших сыновей. Затем новгородцы стали приглашать к себе князя по своему усмотрению. Бывало, что приглашенный князь попадал в немилость к новгородцам. И тогда его прогоняли прочь и искали другого.
В XII в. единое государство Киевская Русь распалось на отдельные княжества. Каждым княжеством правил свой особый княжеский род. Только в Великом Новгороде сидели на престоле выборные князья. Сначала Новгород подчинялся киевским князьям, но Киев был далеко, и поэтому новгородцы стали управлять «сами собой».
Звон особого колокола — новгородцы хорошо отличали его голос от голосов других колоколов — собирал народ на вече (собрание). Вече решало все вопросы городской жизни: как править землей, с кем воевать, а с кем мириться. Вече же решало, кого пригласить на княжение.
Избранный князь приезжал в Новгород, давал клятву соблюдать интересы новгородцев. Занимался князь в основном вопросами обороны государства от врагов. Если князь «не полюбился» новгородцам, то вече говорило ему: «Мы тебя не хотим, ступай от нас добром, куда знаешь». Так и князь: если ему не по сердцу приходилось в Новгороде, созывал он вече, кланялся ему, благодарил за хлеб-соль и уезжал, куда хотел.
Любил Великий Новгород свою вольность и дорожил ею. Трудно было князьям смириться с новгородскими порядками, но все-таки они соглашались прийти в Новгород. Поладив с жителями, князь добывал себе новую славу.
Кончилась новгородская вольность при Иване III в 1478 г. Вечевой колокол — символ (знак) вольности — привезли в Москву и «вознесли его на колокольницу, — говорит летописец, — с прочими колоколами звонити».
Через сто лет, в 1570 г., Иван Грозный, ненавидя свободное прошлое Новгорода, совершил бессмысленный поход в Новгородскую землю. Царские слуги — опричники — уничтожали не только мирных жителей, но и домашний скот. Долго жила в Новгороде память об этом страшном времени.