III. Самоопределение к деятельности Кроссворд

Куда приведет нас дорога —

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

(Ученики работают в группах.)

                   
                   
                 
             
    . : ■      

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брус­ника.) 2. Вроде сосны, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственни­ца.) 3. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) 4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа.) 5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по неболь­шим темным шишечкам на ветках. (Ольха.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: степи.) А зовет дорога к югу, в бескрайние степи, или в зону степей. Тема путешествия: «Зона степей».

(На доске учитель записывает тему урока.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Индивидуальное задание Игра «Верно — неверно»

— У вас на столах лежат листочки с верными и неверными утверждениями. Внимательно прочитайте и поставьте в гра­фу «До чтения» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.

(После окончания индивидуальной работы путем подсчета поднятых рук учитель выясняет мнения учеников и фиксирует на доске. Желающим предлагается обосновать свою точку зрения.)

№ п/п Утверждение До чтения После чтения
Встепной зоне дуют горячие сухие ветры — суховеи    
Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ    
В степи мало насекомых    
Самая мелкая птица — степной орел    
Самые плодородные почвы — степные черноземы    

— Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах

(Ученики в парах читают текст на с. 110—115 учебника. Воз­вращение к верным и неверным утверждениям. Верные утвер­ждения № 1, 2, 5.)

— Работа в парах помогала или мешала?

— Что необходимо сделать, чтобы работалось легко?

— Какие умения вам понадобились для работы в парах?

Работа с картой

— Найдите зону степей на карте. Что карта может рассказать нам про степную зону? (Степная зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской.)

Работа в группах

— Познакомимся подробнее с зоной степей. В работу вклю­чаются наши ботаники, зоологи и экологи.

(Ученики делятся на группы.)

— Ботаники, используя гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Растения», учебник (с. 111, 114), расскажите о расте­ниях степной зоны по плану.

План рассказа о растениях

1. Общая особенность растений.

2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

— Зоологи, используя картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 112—115), расскажите о жи­вотных степной зоны по плану.

План рассказа о животных

1. Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере раз­личных животных (размер, форма, окрас).

— Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану.

План рассказа о природоохранной деятельности

1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

Рассказ ботаников

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле оста­ется луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, слайдов). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти ра­стения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Рассказ зоологов

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек или слайдов). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков или слайдов). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хо­мяки, мыши-полевки (показ рисунков или слайдов), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков или слайдов), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет расти­тельности.

Рассказ экологов

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу за­несены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (показ рисунков или слайдов). Есть еще одна проблема — это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на земле, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний 1.Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 53.

— Южнее зоны лесов расположена зона степей? (Да.)

— В степной зоне холодное, дождливое лето? (Нет.)

— А какое лето в зоне степей? (Лето теплое, продолжительное, засушливое?)

— Почвы в зоне степей очень плодородные? (Да.)

— Тюльпаны цветут в разгар лета? (Нет.)

— Когда цветут тюльпаны в степи? (Весной.)

— Дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны? (Нет.)

— Что вы знаете о дрофе? (Дрофа — одна из самых крупных птиц нашей страны.)

— Составим цепь питания, выполнив задание 5 на с. 55. (Ра­стения - насекомые - куропатка —»степной орел.)

— Выполним задание 6 на с. 55. Рассмотрите рисунки. Какие экологические проблемы на них отражены? (1. Не осталось нетронутых степей. Они все распаханы. 2. Большие стада по­долгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота — браконьерство.)

— Выполним задание 7 на с. 55. Найдите в тетради плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных степей. Подпишите их названия. (Пион тонко­листный, степной орел, журавль-красавка, кузнечик степная дыбка.)

2. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

Наши рекомендации