Диагностика уровня эмпатических способностей

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин "эмпатия" ввел в психологию Э.Титченер, обобщивший философские идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Э.Липпса. Важная характеристика процессов эмпатии, отличающая ее от других видов понимания (принятие ролей, децентрация и др.) - слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Методика разработана В.В.Бойко.

Инструкция: Вам предложен ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.д. Если Вы считаете, что соответствие имеет место, то дайте ответ "да", в противном случае – ответ "нет".

Список утверждений:

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю "родственную душу" в человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговоры о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности – бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки, состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и предчувствия оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами я обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимательности к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражать им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным ,замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистическая.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Обработка результатов.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Знак (+) в ключе означает ответ "да" на соответствующее утверждение, знак (-) в ключе означает ответ "нет" на соответствующе утверждение.

Ключ:

шкала номера утверждений и вид ответа
рациональный канал эмпатии 1(+), 7(+), 13(-), 19(+), 25(+), 31(-)
эмоциональный канал эмпатии 2(-), 8(+), 14(-), 20(+), 26(-), 32(+)
интуитивный канал эмпатии 3(-), 9(+), 15(+), 21(+), 27(+), 33(-)
установки, способствующие эмпатии 4(+), 10(-), 16(-), 22(-), 28(-), 34(-)
проникающая способность в эмпатии 5(+), 11(-), 17(-), 23(+), 29(-), 35(-)
идентификация в эмпатии 6(+), 12(+), 18(+), 24(-), 30(+), 36(-)

Оценки по каждой школе могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, поведение, проблемы. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир человека, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнера.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатийных каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Балльная оценка свидетельствует о степени установок, способствующих эмпатии.

Проникающая способность в эмпатии расценивается, как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера способствует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижении.

Идентификация в эмпатии – умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место другого. В основе идентификации – легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Таблица для качественной характеристики каждого из каналов эмпатии

уровень количество баллов
низкий 0 - 2
средний 3 – 4
высокий 5 – 6

По баллам, полученным по каждому из каналов эмпатии, следует построить график – по оси ОХ откладываются каналы эмпатии, по оси ОY – баллы.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель может быть расположен в диапазоне от 0 до 36 баллов.

Таблица для качественной характеристики уровня эмпатии:

уровень эмпатии диапазон баллов
высокий 30 – 36
средний 22 – 29
заниженный 15 – 21
очень низкий 0 – 14

При составлении выводов следует охарактеризовать уровень эмпатии, а также подробно описать уровень каждого канала эмпатии у испытуемого.

Наши рекомендации