Я чувствую только время, когда мы достигали всего, что было близко около атмосферы, когда объединились в исполнении песни. Это правильно или нет?
Когда я говорю, что атмосфера умерла, это не совсем правильно, потому что она есть там вопреки некоторым неправильностям. Поэтому я бы хотел бы сказать, что там была не только атмосфера пения, но и все другие атмосферы тоже, однако недостаточно сильные для нас, чтобы получить от них вдохновение. Поэтому это вопрос равновесия, баланса.
Мы можем понять атмосферу, но когда начинаем играть, то наши старые привычки отбрасывают атмосферу. Поэтому без тренинга этого нового действительно невозможно создать ее. Со временем станет все более и более очевидным, что атмосфера- один из способов, один из самых важных способов постичь новое в самом себе и быть самобытным и искренним каждый раз. У нас нет этого из-за многих привычек и клише, не дающих нам прорваться сквозь них и создать новое. Это причина, чтобы набраться смелости сказать «нет» этому, вводящему нас в заблуждение.
Давайте попытаемся исследовать и положимся на эту атмосферу, произнося одну фразу и делая неопределенный жест, которые я вам дам. Произнесите фразу «Я люблю тебя» с этим жестом в атмосфере секретности, очень тепло , но очень осторожно. Из- за того, что вы узнали, что это очень просто, ваши творческие импульсы появились сразу же и все было намного индивидуальней, чем на шумном занятии недавно. Но будь это «Гамлет» или какая-нибудь сложная вещь, это именно тоже самое, если мы имеем эту простую технику.
Для меня было легче, потому что я был совсем один, по волнует то, что делать это, когда ты должен работать с таким множеством людей. Как вы удерживаетесь в атмосфере, когда ваш партнер вне ее?
Трудность нашего искусства в том, что вообще мы зависим от множества других людей. Эта проблема должна решаться однородной культурой, если мы стремимся к общему и имеем одинаковую подготовку, тогда она уменьшится и проблема исчезнет.
Если я занят в пьесе на Бродвее и я - единственный актер, знающий метод, есть ли способ, каким я могу повести засобой своих партнеров?
В определенном пространстве - не можете, но многое можно сделать. Если нельзя увлечь каждого, то некоторые последуют за вами, и вы можете свершить многое,
будучи одиноким. Конечно, это трудно, но это одно из несчастий в нашем современном театре.
Актеры и метод
Я пытался сделать некоторые вещи в Германии, когда играл с Рейнхардтом. Немецкие актеры невероятны с точки зрения клише... как скалы и камни. Вы думаете, что группа немецких актеров сойдутся как мы? Они даже не решаются спросить кого-либо , что думают о том или этом. Это такая вежливая страна, в неправильном смысле слова. Ни у кого не было интереса, что я делал, но я использовал одну вещь, хотя знал, что это было рискованно. В то время, когда другой актер произносил некие слова, я делал нечто, что переключало внимание зрителей на себя. Бедный актер был так несчастен, но не мог обнаружить лица, делающего это. В конце концов, когда он обнаружил, что это был я, он подошел ко мне, бедный и дрожащий. Он умолял меня дать играть ему одному, вместо того, чтобы попытаться понять, что я делал, чтобы вместе постараться сделать что-нибудь поинтересней. Но никогда не позволил бы этого. В другой раз я поменял мизансцену во время игры, и помреж прошипел: «Прекратите это! Вы будете оштрафованы за этого!» Когда я спросил его, что тут было неверного, он ответил: «Вы поняли свою мизансцену, а что будут делать другие?» Было очень трудно играть в Германии- они были такими затянутыми, как корсет.
Психология массовой сцены
Мы часто совершаем другую массовую ошибку и ее вы совершили в импровизации на днях. Когда массовая сцена, актеры делают одну ошибку- вдруг забывают, что они- индивидуальности, и каждый пытается превратится в толпу. Они пытаются поставить всю сцену, все шумят и т.д., вместо того , чтобы подождать результата, потому что массовые сцены- всегда результат многого происходящего. Но актеры смешивают это, и каждый актер старается играть за всю массовку. Если вы постараетесь остаться индивидуальностью в этой массовой сцене, тогда получите привлекательную сцену.
Подход к репетиции
Первое, к чему мы попытались обратиться, была атмосфера. Второй была импровизация, и я предложил, чтобы вы прочитали текст пьесы, не столько ради содержания, что произойдет само по себе, а для воображения, когда слова произносятся - видеть и слышать их, и видеть как действие идет в вашем воображении во время чтения текста. Таким образом, вы поймете текст через воображение , а не через текст.
После первого наброска спектакль становится достаточно ясным в вашем воображении, тогда следующим шагом будет объединить это представление. Верно или нет. Репетиции служат целью поиска лучшего. Первого образа целого, образа атмосферы, образа персонажей, образа как произносить слова. Всегда важно быть способным создать один образ, мы можем создать другой и лучший также. Читайте пьесу, представляя ее.
Достоинства контрастов
Давайте попытаемся перечислить вещи в этом помещении. Постарайтесь перечислить их в одной длинной прямой строке речи. Начните говорить медленно, потом увеличьте темп. Сразу же ваше перечисление стало более выразительным. Оно становится более физиологическим к концу. Или испытайте обратной- ничего не получится, даже если оно будет ровным, прямым. Конечно, можно даже сделать сознательно, но тогда нужно делать очень сознательно. Давайте произнесем очень ровно, потом все более и более медленно. Из этого вы увидите, что мы можем соединить много качеств.
Вначале произнесите с чувством досады, затем становитесь все больше и больше заинтересованным в вещах , на которые смотрите. Начните быстро, а затем замедляйте; сразу же становится интересно наблюдать за тем, что происходит. Попросту, процесс выразительности интересен. Возможно, такая игра более интересна, чем зачастую «Гамлет». Если мы умеем делать такое в этом простом упражнении, как чудесно будет делать такие вещи с Шекспиром, чьи пьесы полны таких контрастов. Давайте повторим упражнение, вначале быстро, раздраженно и громко, потом к концу медленно, заинтересованно и мягко.
Эти достоинства контрастов вызовут определенные чувства в нас. Например, если мы представим себе, что наша индивидуальность стремится выразить себя, но средства, которыми снабдили ее так однообразны, неинтересны, что индивидуальность не может воспользоваться ими. Представьте, что это прямая линия, которую индивидуальность никак не может использовать, но как только мы дадим маленький контраст , также как быстро и медленно, индивидуальность немедленно постарается воспользоваться этим. Маленькое упражнение даст нам самих себя, и обогатит нас средствами от самих себя, потому что в нас, как актерах, есть все.
Упражнение
Приняв позицию и держа руку, скажите : «Пожалуйста, не надо». Потом положите другую руку на грудь, снова скажите: «Пожалуйста, не надо». Появится другой нюанс. Это чистая игра - ни философии, ни физиологии за ней. Мы идем определенным путем и это пробуждает нашу эмоциональную жизнь. Сейчас прибавьте четвертое движение раскиньте руки в стороны и скажите: «Пожалуйста, не надо». Не думайте о последовательности- только продолжайте и следите, что происходит. Это доказательство того, что наша актерская природа не хочет останавливаться. Если мы ввели в наше существование что-либо- цель, атмосферу, простой жест, это должно продолжаться и это есть актерская игра. Это импровизация , которая всегда должна присутствовать на сцене. Это клише, делающие нас мертвыми и останавливающие нас.
Воображение
Есть одно предложение: я уже предлагал, чтобы мы делали упражнения несколькими путями: 1. Увидеть нечто в моем воображении, которое я знаю точно, но которое не могу увидеть своими физическими глазами; 2. Вообразить вещи, которые я никогда не видел, но о которых я знаю; 3. Создать нечто, что является абсолютным продуктом чистой фантазии. Теперь я предлагаю другое упражнение, которое будет гидом в воображении персонажа, которого вы выберете или создадите заново. Постарайтесь представить персонаж исполняющим цели, разные цели, чисто в воображении. Попросите персонаж исполнить цель: «Я хочу получить немного денег». Представьте некую ситуацию- где есть персонаж, у которого он или она хотят получить деньги. Постарайтесь представить персонаж выполняющим задание. Это будет следующим шагом. Следуйте за своим воображением так, чтобы в нем не было перерывов.
Чувство непринужденности
Вызовите снова момент, когда вы были веселы и счастливы. Каков был вес вашего тела? Теперь поднимите руки, делая движение маленьким кусочком искусства. Сейчас перебрасывайте воображаемый мяч друг другу, используя тело очень свободно, каждый занят все время. Тогда вы почувствуете что-то текущее в ваших телах. Так много эмоций придет к вам, если мы будем полностью участвовать в этом. Сразу же все привлекает к чувствам, которые показывают насколько актерская природа похожа на детскую, если мы призываем к ней. Это чувство непринужденности- одно из четырех качеств, которые должен иметь в своем распоряжении актер все время.
Урок шестой
Творческий процесс:
Вдохновение- метод
(24 ноября 1941г)
Когда ученые сегодня пытаются подсчитать возможность человеческого сердца, перекачать так много жидкости, движущейся по большим и малым сосудам тела, они не могут видеть, что невозможно механически представить такой насос как наше сердце. Прежде всего, человеческое сердце, способное перекачивать это количество крови, должно быть намного больше и сильнее, чем есть , а вещество сердца должно бы быть совершенно другого материала. Весь секрет в том, что кровь движется и сердце поддерживает, но наши физиологи не так хорошо развиты в науке, чтобы согласится с этим. Они не могут подумать, что кровь может двигаться сама по себе, а они верят ,что сердце само движется.