Творческая индивидуальность и «любитель»
Как развить свои эмоции и тела? В данную минуту,когда мы верим, что есть творческая индивидуальность и другой , кого мы называем «любителем», мы уже принимаем участие в этой борьбе, чтобы согласится с творческой индивидуальностью и пытаемся с ее помощью победить «любителя», пользующегося и злоупотребляющего нашими голосом, телом и эмоциями. Это тот момент, когда вы должны решить, или вы хотите идти этим путем, или продолжить развитие самого себя в школе, в наших дискуссиях.
Когда мы поймем, что существуют две индивидуальности- одна против творческого процесса, другая за него- тогда только это знание имеет уже громадное значение. Когда мы знаем, что их две и мы знаем, которую принимаем и от которой отказываемся, это уже великая сила, которую мы уже можем придать творческой индивидуальности, и можем ослабить в себе «любителя». Как только мы начнем развивать свои тела, голоса и эмоции, мы начнем постигать свою профессиональную актерскую технику, а также как только овладеем техникой, мы сможем начать творческий процесс- и что это будет?
Атмосфера
творческая индивидуальность начинает создавать.
Когда творческая индивидуальность начинает создавать, начинает быть активной, что прежде всего случается? Прежде всего, творческая индивидуальность чувствует себя как если бы окруженные атмосферой будущей работы- мы еще не можем знать, что это будет- но знаем, что наша творческая индивидуальность окружена ясной определенной атмосферой, которая приятно беспокоит нас. Когда мы получили определенную роль и говорим, что она не нравится мне- почему? Это потому, что атмосфера другого вида и не согласуется с ролью. Сознаете ли вы эту главную атмосферу или нет, не имеет значения, но мы знаем результат, когда атмосфера говорит: «Нет, это не то, что я хочу». Или мы можем сказать, например, что хотим сыграть более трагичные роли, более мелодраматичные и т.д. Что это означает? Это главная атмосфера, длящаяся всю жизнь как творческая индивидуальность. Итак, существует главная атмосфера, которая диктует нам, как актерам, что мы должны играть.
Конечно, есть индивидуумы, у которых много атмосфер, меняющихся с годами, со временем, каждый день и т.д., но тем не менее всегда присутствует одна отдельная атмосфера. Например, кто-то хочет быть клоуном, но никогда не имел такой возможности, и эта атмосфера клоуна останется неудовлетворенной. Это мой случай. У меня никогда не было возможности показать свои клоунские трюки. Я хотел быть клоуном, но играл Гамлета и подобные роли, а для клоунады не было места. Позже я заметил, что клоунствую в измененном виде!
Мы должны удовлетворять эти атмосферы и не можем уклонятся от этого. Убить атмосферу, окружающую индивидуальность невозможно. Мы обязаны чувствовать ее и, когда мы знаем, что атмосфера в нас, окружает нас, тогда опять знание этого
производит громадные в наших жизнях. Если я знаю, что я клоун, это делает мою жизнь легче для меня.
Техника чтения текста
Когда, например, мы собираемся ставить «Ромео и Джульетту», мы , прежде всего, читаем пьесу несколько раз и создаем в своем сознании и душах атмосферу. Затем будет начата следующая ступень, во время чтения пьесы, которая должна состоять из смотрения, воображения, но не понимания, а представления текста. Это намного приятнее, чем читать и запоминать строчки. Воображать все события, характеры и т.д!, то ли они прекрасны или то ли они примитивны в самом начале, это не имеет значения, важно только то, что мы избегаем ошибки никогда не воображать пьесу.
Когда вы представляете сцену на балконе, вы представите все картины, которые видели. Вы будете взволнованы многими картинами, но, возможно, избавитесь от них.
Третья ступень - вообразить всю пьесу, каждое предложение, каждое слово, детали и т.д. Этот вид воображения вызывается всецело атмосферой. Все образы, которые придут, и примитивные, и сложные, будут в полной гармонии с атмосферой «Ромео и Джульетты», которую мы открыли или создали во время чтения пьесы.
Теперь процесс атмосферы. Он должен продолжаться одновременно с нашими ежедневными репетициями. Мы должны приспособить себя к ней. При помощи «Ромео и Джульетты» и особенно своей роли в ней вы должны стараться развитьболее и более детально все, что собираетесь играть на сцене. Более подробно- лучше. Это значит, что вы должны играть в вашем воображении вашу роль и другие роли так, чтобы прояснить свою роль, ваш персонаж и т.д.
Актер как режиссер
Каждый актер должен быть режиссером, в конце концов, внутренне. Физиология
режиссера должна быть изучена каждым актером. Это значит, что актер, получивший роль должен быть способен увидеть все вокруг этой роли. Он должен быть способен увидеть весь спектакль или, по крайней мере, предвидеть как он бы поставил пьесу. Бродвейский постановщик поставит пьесу по- своему, совершенно по- разному, чем мы, но это не вредное противоречие.
Важно то, что у нас есть глаз, видящий больше чем только нашу роль. Во время воображения «Ромео и Джульетты» и роли вы должны более или менее представлять весь спектакль вокруг вас. Это станет необходимостью потому, что атмосфера «Ромео и Джульетты» не разрешит вам ограничится только своей ролью. Она должна быть подана в согласии с атмосферой, которая становится все более и более творческой и требовательной. Удовлетворяя такой атмосфере нужно воображать все.
Творческая индивидуальность
Это то, что случается систематически. Во-первых, творческая индивидуальность окружена атмосферой, а затем в атмосферу погружаются все больше и больше образов и подробностей. Первыми были наши неразвитые эмоции и тела. Затем, когда мы начинаем развивать общую технику, что-то возрастает, как если бы встретить воображаемый спектакль. Когда спектакль развивается детально все больше и больше, вы будете нуждаться не только в хорошей общей технике, а в особой технике для особой роли. Техника для Дон Кихота отличается от техники для Фауста, техника для
Короля Лира отличается от техники для Корделии. Это наиболее приятно для нашей творческой индивидуальности, что является художником в нас.
Эту особую технику нужно искать каждый раз, когда готовим роль. Например, мы должны найти как Король Лир ходит, потому что никто в мире не ходит как он. Как ходит Офелия- опять то, что должно быть найдено актрисой. Это особая техника, это особое тело для Короля Лира, этот особый голос.
Голос актера
Величайшая ошибка в том, что мы всегда используем свои голоса для каждой роли. Недостаток воображения, недостаток 'интереса к характеру роли, недостаток времени, возможно, но это производит самое плохое впечатление о нашем настоящем театре. Мы говорим «вообще» и так много в одном тоне, что потеряли чувства голоса -только намерения, дело, идеи. Мы не слышим наши голоса произносящими или наших приятелей говорящими. Мы в действительности не слышим многое, во всяком случае -мы понимаем многое, но не слышим. Но если чей-то голос вдруг меняется, мы понимаем, что это необычный голос. На сцене ставить новый голос для каждой роли есть, действительно, наша обязанность. Когда мы играем Корделию и Офелию, и Марию своим собственным голосом - это театрально неверно.
С художественной точки зрения, если мы услышим персонаж говорящим, обнаружим, что не можем услышать этот голос: как она играет и как она говорит находятся в большой дисгармонии- кто-то еще говорит за ее спиной. Один актер говорит неправильно, другой двигается неверно, а иной усиливает свои эмоции неверно. Но через воображение в подробностях и слушание голоса Джульетты в своем воображении мы можем достигнуть желания имитировать этот прекрасный голос, который мы слышим в своем воображении. Поэтому мы должны обратиться к своему голосу, чтобы увидеть, можем ли мы поставить его, а это вопрос техники. В таком случае мы встречаемся с необходимостью иметь особую технику, особый голос, особое тело и особое построение эмоций. Тогда индивидуум становится более активным. Атмосфера окружает все образы, образы рождены, а обычная техника становится специальной.
Вдохновение
Когда случается, что мы разработали свою особую технику для определенной роли и определенными способами объединили все свои образы - использованием особых техник для этого характера - тогда должны ждать последней стадии, которая придет сама по себе. И эта стадия, которую называем «вдохновением». Вдохновение приходит тогда, когда все забыто - метод, техника, роль, автор, зрители, все. Тогда случается чудо. Это заключается в том, что пьеса, роль начинает существовать независимо от нас самих. Каждому знакомо это приятное состояние, которое не может быть ошибочным ни для кого. Это момент такой величины и силы, что не может быть ошибочным для кого-нибудь еще.
Вдохновенная игра
Момент вдохновения - это тогда, когда персонаж, существование, подсказанные правильной атмосферой, существование, подготовленное внимательным воображением, существование , дружелюбное с творческой индивидуальностью- там, а мы здесь. Нет, индивидуальность здесь и там и все гармонично, хорошо соединенное психологически и физиологически в целое. Это событие, ради которого мы пришли на сцену. Мы выбрали свою профессию потому, что наша художественная индивидуальность ожидает это вдохновение. Это начало нашей карьеры, мечта нашей профессии и это должно быть концом ее. А между- работа, техника, старание и тогда приходит гармоничное целое.
Импровизация
Сейчас я надеюсь, что вы согласитесь с моим предложением если мы начнем наш скетч как бы логически- вначале атмосфера, потом уточнение и техника, а затем придет момент вдохновения. Таким образом, начнем наш скетч с атмосферы. Я дам вам некий материал для воображения, и вы узнаете, что должно бы быть логикой творческого процесса.
Я подразумеваю тему, которую хочу привнести в сферу спектакля. На данный момент я один знаю, что это такое, но мы постепенно придем к постановке.
Атмосферы для скетча
Первая атмосфера будет следующая: рано утром, очень рано, перед рассветом, в очень грязной, очень скверной таверне. Все люди очень пьяные - они пили всю ночь. Все устали и измучены - проститутки и моряки. Все, что могло случится - уже случилось. Они измучены, распущены, ослаблены и сверх усталы- это похоже на кошмар. Где-то пытаются петь песни, которые пели всю ночь- дисгармония везде. Пресыщение. Пьянка идет очень лениво - некие возгласы, некие попытки петь, ничего умеренного, усталость, спертость. Это- атмосфера.
Попытайтесь представить ее, окружающую нас - не пытайтесь почувствовать что-либо. Вы почувствуете, как только появится атмосфера. Когда вы вообразите атмосферу вокруг себя, разрешите себе открыться ей. Не заставляйте себя открыться -только откройте себя этой тяжелой атмосфере. Теперь постарайтесь подвигаться немного в согласии с этой атмосферой. Делая эти маленькие движения, попытайтесь избежать анализирования, что означают эти движения. Без всякой особой цели, кроме как двигаться гармонично с этой атмосферой. Не давайте вашему разуму удерживать вас в этот момент.
Сейчас во время этого движения, просто произнесите слово «хорошо», которое также должно быть в атмосфере. Затем встаньте, как если бы идете домой, и упадите снова. В соответствии с атмосферой. Потом кто-то начинает неясно петь, другие попытаются присоединиться, потом бросят это. Каждый моряк и проститутка выберут партнера и сядут вместе- они так близки физически, что не могут разделится. Он: «Сколько времени ты здесь?» Она: «Восемь лет». Оба абсолютно равнодушны. Сейчас нарушим атмосферу.
Теперь возьмем момент наибольшей активности- пения , пития и взаимных поцелуев. В это время атмосфера соответствует такой таверне - такой дурно пахнущий, грязный низкий уровень морали. Ночь, и все черти здесь. Разнузданная атмосфера -очень активная. Она полна откровенной горячей любви - лицемерной любви, без ненависти. Один моряк, капитан находится в комнате с девушкой. Он говорит матросам, что они должны быть на судне в шесть часов. Они пытаются создать некое подобие дисциплины. Для этого скетча есть две атмосферы, в которых вы можете поупражняться дома. Представьте пространство вокруг вас, дополненным атмосферой. Постарайтесь подвигаться и поговорить в ней - в начале в одном, потом - в другой.
Чувство свободы
Есть четыре качества, которые каждый художник должен развивать в себе так сильно, что они всегда присутствовали. Какая бы ни была роль, какие бы ни были моменты в роли, эти четыре качества- признаки того, кто является творцом. Мы назовем это чувством свободы, потому что это - очень сильно выраженное чувство легкости и непринужденности. Это значит, что все, что мы собираемся пережить на сцене, даже если это ужасно тяжело и нелегко, впечатление того, что это ужасно тяжело должно быть дано, но как это поставлено, должно быть художественно легким и непринужденным всегда. Тогда это будет действительно нечто, отчего мы можем получить удовольствие и поймем немного больше, что стоит за актерским действием, которое с чувством свободы. Если, например, мы показываем очень тяжелое с чувством свободы, с чувством легкости и свободы в мускулах и физиологии, это будет приятно . для зрителей, но если мы действительно делаем это тяжело и напряженно- используя все противопоставленное чувству свободы- это создаст впечатление тяжести, и это будет неприятное ощущение для зрителей. Такие усилия действительно делают больными зрителей и актеров - если два человека борются на сцене всерьез- на это невозможно смотреть, но если они борются , имея чувство свободы, они произведут впечатление борьбы и это будет работа в искусстве.
Давайте возьмем для примера «Моисея» Микеланджело. Здесь вы увидите, как тяжела каждая складка щеки, носа, волос, одежды - и в тоже время легки. Посмотрите на это с такой точки зрения - наиболее тяжелое выражено с магическим чувством свободы.
Другой пример: когда чернорабочие заняты работой, -они должны достигнуть этого чувства свободы, когда пользуются своими тяжелыми инструментами. Если они не овладеют этим чувством свободы и ритма, то не смогут делать свою работу. Природа сама заставляет их немедленно достигнуть этого чувства свободы. Итак, это- первое качество, которое будет полезно для всех нас. Это делает актера вдвойне счастливым на сцене, а зрители втройне, смотря на него. Нет философии этого, это просто чувство непринужденности. Оно- легкое, когда в хорошем настроении, и тяжелое - в плохом.
Упражнение
Постарайтесь вызвать чувство вашего тела невесомым. Как только вы поднимете свою руку и испытаете желание стать свободнее и легче. Это простое упражнение может привести к большим результатам. Если мы будем способны двигаться с чувством свободы, мы изменим свою психологию. Много знаний придут как результат стука в дверь чувства свободы. Старайтесь потерять вес своего тела.
Всегда есть определенная легкая подготовка к движению. Сейчас добавьте определенный ритм, который от природы. Почувствуйте свои руки крыльями. Теперь сделайте это вдвое быстрее, потом еще дважды быстрее опять. Затем сделайте это в своем воображении. Когда у вас совсем нет рук, когда вы становитесь необычным в использовании своих невидимых рук, тогда увидите, что должны только спою «видимую» руку вашими невидимыми руками, и она потеряет свой вес совершенно. Невидимое становится художественной вещью. Это чувство свободы.
Теперь скажите слово «хорошо» с этим чувством свободы. Это то, что доводит до конца речь и делает ее намного слышимой.
Урок четвертый
Теория и практика
(17 ноября 1941г.)
Теория и практика
Возможно, вы отнесетесь с уважением ко всеем моим абстрактным разговором как вещам, которые,если они действительно усвоены, абсолютно применимы на практике. Если возьмем их только как теорию, тогда, конечно же, они будут бесполезны для нашей профессиональной работы на Бродвее. Но если мы возьмем их и усвоим, как предложения, которые могут проникнуть во все, что мы собираемся делать на сцене, тогда вы убедитесь, что это так. Все зависит от того, как использовать эти, по-видимому, теоретические вещи. Есть вещи, которые более применимы на практике, чем другие. Например, атмосфера. Она может быть использована каждым актером на сцене. Потом вы поймете, что я не даю вам чего-то, что является совершенно теоретическим.