IV. Изучение нового материала.

1. З а г р я з н е н и е в о д.

– Среди такого огромного количества воды человек беспокоится о ее нехватке. Правомерно ли это?

– Воды одного только Тихого океана хватило бы для нужд человечества на долгие годы. Но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических нужд и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за ее загрязнения.

Р а б о т а п о у ч е б н и к у: прочитать и обсудить статью (с. 58–59).

2. О х р а н а в о д.

Б е с е д а.

– Какие меры предложили бы вы по защите вод от загрязнений?

– Как вы предлагаете защитить реку, на которой стоит ваш родной город?

– Прочитайте статью (с. 60).

– Что вы думаете по поводу прочитанного?

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали о значении воды для людей?

– Отчего загрязняются реки, моря, озера?

– Чем опасно загрязнение воды?

& Домашнее задание:прочитать статью (с. 57–61); выполнить задания 1, 2 (с. 61).

У р о к 13
разрушение горных пород

Цель: формировать представление о разрушении горных пород под воздействием определенных факторов.

О б о р у д о в а н и е: спиртовка, коллекция камней, молоток.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

В о п р о с ы:

– Расскажите о значении воды для человека.

– Чем опасно загрязнение воды?

– Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?

– Как люди охраняют воду от загрязнения?

З а д а н и я - з а г а д к и.

– Во время похода туристы нечаянно рассыпали всю соль. Она смешалась с песком. Как быть?

– Почему нельзя наливать полный чайник воды?

II. Сообщение темы урока.

– Что происходит с газами и жидкостями при нагревании и охлаждении?

– Интересно, как поведут себя твердые тела при нагревании и охлаждении?

– Тема нашего урока «Разрушение камней». Сегодня мы узнаем о силах, которые разрушают горы.

III. Изучение нового материала.

1. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.

З а д а н и я. Рассмотрите коллекцию камней. Поделитесь своими впечатлениями.

– Подумайте, как составляли эту коллекцию.

– Подержите в руках кусочек гранита. Попробуйте его разломить. Почему не получилось?

– Как же ученым удается собрать образцы разных пород?

– Вы знаете, что камни очень тверды. Почему от них откалываются кусочки и падают к подножию гор? Вот это мы и постараемся выяснить на уроке.

Камни – это твердые тела. В природе в теплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. При этом они то расширяются, то сжимаются. Причем в одних местах они нагреваются больше, в других меньше. Значит, сжимаются и расширяются они неравномерно.

2. П р о в е д е н и е о п ы т а.

– Попробуйте расколоть гранит с помощью молотка. Что наблюдаем?

– Однако этот кусочек можно разрушить.

Учитель нагревает кусочек гранита на спиртовке и опускает его в холодную воду. После 6–7-кратного повторения опыта учитель предлагает любому ученику разломить гранит. Образец распадется на мелкие кусочки.

– Сделайте вывод.

– Значит, какая сила влияет на разрушение камней?

– Под действием колебания температуры в камнях образуются трещины.

– Запишем п р и ч и н ы р а з р у ш е н и я к а м н е й.

1) Изменение температуры воздуха.

– Что еще влияет на камни?

– Прочитайте первый абзац на с. 63.

– Назовите следующий фактор.

2)Замерзание воды в трещинах.

– Посмотрите на горы. Что вы видите? На горах растут растения. В трещины скал ветер заносит семена растений, в результате на камнях вырастают травы, кусты и даже деревья. Корни их, разрастаясь, еще больше расширяют трещины, разламывают камни.

– Какая еще сила разрушает камни?

3) Влияние растений.

– Прочитайте второй абзац на с. 63.

– Назовите последний фактор разрушения камней.

4) Сильный ветер.

IV. Итог урока.

– Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?

– Почему из-за изменения температур в камнях образуются трещины?

– Какие еще факторы способствуют разрушению камней?

& Домашнее задание:прочитать статью (с. 62–64); ответить на вопросы.

У р о к 14
почва

Цели:углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав; показать значение плодородия почвы для растений и роль животных в улучшении плодородия почвы.

О б о р у д о в а н и е: необходимый инструментарий для опыта (с. 66); коллекция образцов почв.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

В о п р о с ы:

– Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?

– Почему из-за изменений температуры происходит образование трещин в камнях?

– Какую роль в разрушении скал играет вода?

– Какую роль в разрушении скал играет ветер?

– Почему растения ускоряют разрушение камней?

– Во что превращаются камни?

II. Сообщение темы.

ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковки.

Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылатками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не охватить.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

М. Ильин

– Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них «почва» – верхний слой поверхности нашей планеты. Сегодня вы узнаете о составе почвы, ее свойствах.

Наши рекомендации