Р а з д е л I. Как устроен мир
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в год: 68 ч.
Количество часов в неделю: 2 ч.
Номер урока | Тема уроков | Страницы учебника |
Раздел I. Как устроен мир | ||
Природа | 4–9 | |
Человек | 10–15 | |
Общество | 16–21 | |
Мир глазами эколога | 22–26 | |
Природа в опасности | 27–32 | |
Проверочная работа | ||
Раздел II. Эта удивительная природа | ||
Тела, вещества, частицы | 34–38 | |
Разнообразие веществ | 39–43 | |
Воздух и его охрана | 44–48 | |
Вода | 49–52 | |
Превращение и круговорот воды | 53–56 | |
Берегите воду! | 57–61 | |
Как разрушаются камни | 62–64 | |
Что такое почва | 65–68 | |
Образование и разрушение почвы | 68–70 | |
Разнообразие растений | 71–75 | |
Солнце, растения и мы с вами | 76–79 | |
Размножение и развитие растений | 80–82 | |
Как развивается растение | 82–83 | |
Охрана растений | 84–88 | |
Разнообразие животных | 89–95 | |
Кто что ест | 96–99 | |
Невидимая сеть и невидимая пирамида | 100–104 | |
Размножение и развитие животных | 105–107 |
Продолжение табл.
Размножение и развитие животных | 108–111 | |
Охрана животных | 112–117 | |
В царстве грибов | 118–119 | |
Грибы съедобные и несъедобные | 120–123 | |
Великий круговорот жизни | 124–126 | |
Проверочная работа | 128–131 | |
Раздел III. Мы и наше здоровье | ||
Организм человека | ||
32–33 | Органы чувств | 132–135 |
Надежная защита организма | 136–139 | |
Опора тела и движение | 140–143 | |
Наше питание | 144–147 | |
37–38 | Дыхание и кровообращение | 148–150 |
Умей предупреждать болезни | 151–157 | |
Проверочная работа | ||
Раздел IV. Наша безопасность | ||
Огонь, вода и газ | 4–7 | |
Чтобы путь был счастливым | 8–13 | |
Дорожные знаки | 14–17 | |
Опасные места | 18–22 | |
О молниях, змеях, собаках и прочем | 23–28 | |
Экологическая безопасность | 29–34 | |
Проверочная работа | ||
Раздел V. Чему учит экономика | ||
Для чего нужна экономика | 36–39 | |
Три кита экономики | 40–47 | |
Полезные ископаемые | 48–52 | |
Растениеводство | 53–59 | |
Животноводство | 60–63 | |
Какая бывает промышленность | 64–67 |
Окончание табл.
Что такое деньги | 68–72 | |
Государственный бюджет | 73–76 | |
Семейный бюджет | 77–80 | |
Экономика и экология | 81–86 | |
Проверочная работа | ||
Раздел VI. Путешествие по городам и странам | ||
59–60 | Золотое кольцо России | 88–99 |
61–62 | Наши ближайшие соседи | 100–107 |
На севере Европы | 110–119 | |
Что такое Бенилюкс | 120–126 | |
В центре Европы | 127–133 | |
Путешествие по Франции и Великобритании | 134–143 | |
На юге Европы | 144–150 | |
По знаменитым местам мира | 151–155 |
Учащиеся должны знать:
– что такое тела, вещества, частицы;
– компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
– компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
– группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
– группы животных: насекомые, рыбы, земноводные; пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
– некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой и живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
– взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
– строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
– различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
– устно описывать объекты природы;
– объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
– подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
– измерять температуру воздуха с помощью термометра;
– проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
– оперировать с моделями, указанными в программе;
– выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
– в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
– выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Р а з д е л I. Как устроен мир
У р о к 1
природа
Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением живой и неживой природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л е й у р о к а.
– Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока:
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа).
– Правильно, тема нашего урока «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение ее для человека. А поможет нам в этом наш новый учебник.
– Прочитайте название нового учебника. С чем он будет знакомить вас на уроках?
– Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел?
IV. Выделение взаимосвязей.
Н а д о с к е укрепить рисунок с изображением солнца, дерева, реки, тучи с дождем.
– Я знаю, что эти элементы живой и неживой природы тесно связаны, но не знаю, как доказать. Докажите.
VI. Работа со словарем.
Если остается несколько минут, стоит показать детям алгоритм работы:
1) запись терминов;
2) вычитывание значения термина в учебнике или словаре;
3) запись значения в словарик;
4) прочтение записанного.
VII. Итог урока.
Ч т е н и е в ы в о д а по теме «Природа».
– Что нового вы открыли для себя?
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 4–6); вопросы (с. 7); задания 1, 2 (с. 8).
У р о к 2
человек
Цели:показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.
О б о р у д о в а н и е: рисунки с изображением собаки, обезьяны, человека, дельфина.
Ход урока
I. Организационный момент.
Отгадайте к р о с с в о р д.
1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
3. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке. (Улитка.)
4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
5. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (Овца.)
6. Зеленый поясок
В траве затерялся. (Ящерица.)
7. Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
К л ю ч е в о е с л о в о: человек.
– Прочитайте полученные слова. Что заметили общего?
II. Проверка домашнего задания.
1. В ы с т у п л е н и е царя царства животных (учебник, с. 8, задание 2).
2. О т в е т ы н а в о п р о с ы раздела «Проверь себя».
V. Итог урока.
– Отгадайте з а г а д к у:
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек.)
– Что нового вы узнали о человеке?
Ч т е н и е в ы в о д а на с. 15.
& Домашнее задание:с. 10–15; задание «Проверь себя».
У р о к 3
ОБЩЕСТВО
Цели:дать учащимся представление о человеческом обществе и особенностях его развития (члены общества, символика); воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.
О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; карта России; прослушивание Гимна России; рисунки «Герб», «Флаг».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Один ученик делает с о о б щ е н и е о народах мира (в рабочей тетради задание 4, с. 8).
2. К р а т к и й о п р о с по вопросам раздела «Проверь себя» (с. 15).
IV. Групповая работа.
Класс делится на группы. Каждой группе выдается лист с изображением человека.
– Мы не знаем, в какой стране живет этот человек. Подумайте: какими качествами характера он должен обладать, живя на Земле?
Дети выполняют задание. Зачитывают ответы.
В ы в о д. Если все люди будут добрыми, умными, смелыми, сильными, честными и т. д., то на Земле исчезнут ссоры, войны. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.
V. Итог урока.
– Прочитайте вывод на с. 20.
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 16–21); выполнить задания 1, 2 (с. 21).
У р о к 4
мир глазами эколога
Цели:дать понятие об экологии как науке о взаимосвязях живых систем и неживой природы; развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; схемы-опоры «Экологические связи» (с. 25).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Каково значение человека на Земле?
– Сколько народов живет на Земле?
– Сколько государств на Земле?
– Какую символику имеет каждое государство?
II. Введение в тему урока.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Почему необходимо беречь Землю?
– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен стать хотя бы немного экологом.
IV. Итог урока.
– Какое значение для живых организмов имеет экология?
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 22–26); выполнить задания 1, 2 (с. 26).
У р о к 5
природа в опасности. охрана природы
Цели:познакомить учащихся с влиянием человека на природу, с Красной книгой; воспитывать любовь к природе; учить правильному поведению в природе.
О б о р у д о в а н и е: карточки с изображением живой и неживой природы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Что такое «окружающая среда»?
– Что изучает наука экология?
– Какое значение имеет для людей экология?
– Составьте цепь питания: растение – гусеница – сокол – скворец.
II. Введение в тему.
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймете ж, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек – венец природы
И без природы нам конец?
– Прочитайте тему урока – «Природа в опасности!».
– Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства.
IV. Итог урока.
– О чем вы узнали сегодня на уроке?
– А что можете сделать для охраны природы вы, дети?
– Используя природу, люди наносят ей вред, поэтому природу надо охранять. Вы должны помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 27–32); ответить на вопросы «Проверь себя»; подготовить сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли.
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
У р о к 6
проверочная работа
по разделу «Как устроен мир»
I. Тест.
1. К неживой природе относятся:
а) растения, животные, человек, грибы и микробы;
б) Земля, Солнце, вода, воздух, человек и все то, что сделано его руками;
в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля.
2. К живой природе относятся:
а) грибы и микробы, растения, животные, человек;
б) Солнце, Земля, небо, облака, дождь, снег;
в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками.
3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
а) они передвигаются, растут, умирают;
б) они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают;
в) они дышат, питаются, растут, размножаются.
4. Что такое окружающая среда?
а) Это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем;
б) это все то, что нас окружает в природе;
в) это совокупность живой и неживой природы.
5. Что такое экология?
а) наука об окружающей среде;
б) наука, которая изучает неживую природу;
в) наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей средой, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.
6. Что объединяет этих животных: дронт, морская корова, странствующий голубь?
а) спасены человеком;
б) стали редкими;
в) уничтожены человеком.
7. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
8. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9. Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают фермы, пасеки, птицефабрики;
б) создают заповедники, ботанические сады;
в) создают бульвары и скверы.
10. Что такое заповедники?
а) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;
в) это участки земли, где выращивают редкие растения всего мира.
II. Сообщения учащихся (о редких и вымирающих видах животных и растений).
У р о к 7
тела, вещества, частицы
Цели:познакомить детей с телами и их составом; развивать кругозор учащихся.
О б о р у д о в а н и е: карточки-опоры (тела, вещества, частицы, естественные тела, искусственные тела, твердые, жидкие, газообразные).
Ход урока
IV. Итог урока.
– Что называется телом?
– Из чего состоят тела?
– Из чего состоят вещества?
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 34–38); ответить на вопросы «Проверь себя».
У р о к 8
разнообразие веществ
Цели:расширить знания учащихся о веществах, которые используются в быту; обучать правильно пользоваться ими.
О б о р у д о в а н и е: соль, сахар, крахмал, лимонная кислота, раствор йода, пипетка.
Ход урока
IV. Итог урока.
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 43).
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 39–43); выполнить задания 1, 2.
У р о к 9
воздух и его охрана
Цели:познакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе?
– Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?
III. Итог урока.
– Прочитайте вывод на с. 48.
– Что нового узнали на уроке?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 44–48), нарисовать плакат «Берегите воздух».
У р о к 10
ВОДА
Цель: познакомить учащихся со свойствами воды; значением экологически чистой воды в жизни растений, животных, человека.
О б о р у д о в а н и е: глобус; материалы для практической работы: пробирка, зажим, спиртовка.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
– Перечислите основные свойства воздуха.
– Почему воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается?
– Какой газ нам необходим для дыхания?
– Отчего загрязняется воздух?
– Что надо делать для его охраны?
III. Практическая работа.
– Выясним свойства воды, выполняя п р а к т и ч е с к у ю р а б о т у (с. 50).
– Постараемся заполнить таблицу, которую видим на доске:
№ п/п | Вопрос | Предполагаемые ответы | Ответы после опыта |
Какова прозрачность воды? | |||
Имеет ли вода запах? | |||
Какого цвета вода? | |||
Что произойдет с солью, если ее бросить в воду? | |||
Можно ли очистить мутную воду? | |||
Что произойдет с водой при нагревании и при охлаждении? | |||
Что произойдет, если воду вылить из посуды? |
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а в группах (парах).
П о д в е д е н и е у ч а щ и х с я к в ы в о д у.
Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
IV. Итог урока.
Ч т е н и е в ы в о д а на с. 52.
& Домашнее задание:ответить на вопросы «Проверь себя»; подготовить сообщения: «Айсберг», «Туман» (с. 52).
У р о к 11
превращение и КРУГОВОРОТ воды
Цели:формировать понятия о круговороте воды в природе, значении экологической ценности природы; развивать логическое мышление воображение, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к воде.
О б о р у д о в а н и е: рисунки (море, солнце, туча, капли воды, маска Капитошки); необходимый инструмент для опыта (с. 54).
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Сегодня у нас очень интересный урок. Мы продолжим разговор об удивительном мире, нас окружающем.
II. Повторение пройденного.
В о п р о с ы:
– Вспомните: на какие части делят природу?
– Что относится к неживой природе?
– Угадайте: о чем мы сегодня побеседуем?
З а г а д к а:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода.)
III. Сообщение темы урока.
– Кого называют путешественником?
– Можно ли отнести это к воде? Почему?
– Сегодня мы вспомним все, что мы узнали о воде, и познакомимся с тем, как вода переходит из одного состояния в другое, то есть путешествует. В конце урока вы попробуете доказать, что вода – действительно путешественница. А поможет нам Капля по имени Капитошка.
IV. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде. (Вопросы можно оформить на карточках в виде капелек воды.)
– Докажите, что в состав воды входит кислород.
– Что значит вода-растворитель?
– Как можно очистить грязную воду?
– Какова роль воды в жизни организмов?
– Почему воду надо беречь?
– Как охраняют воду от загрязнения?
VI. Итог урока.
– Что нового вы узнали?
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 56).
Б е с е д а. Благодаря круговороту воды в природе она переносит различные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
– Подумайте, что было бы, если вода вся стала грязной, а потом исчезла?
– Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
– Как вы, дети, можете сохранить, сберечь воду?
& Домашнее задание:прочитать текст учебника (с. 53–56); нарисовать кадры диафильма «Путешествие Капитошки».
У р о к 12
берегите воду!
Цели:рассмотреть причины загрязнения водоемов; познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить ее.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке
И снежинке,
И в дождинке,
И в росинке.
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
II. Проверка домашнего задания.
– Разгадать к р о с с в о р д «Три состояния воды».
1. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке. (Снежинки.)
2. Рассыпался горох,
Никто его не соберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град.)
3. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман.)
4. На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)
5. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
6. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна.)
7. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
8. Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст. (Радуга.)
9. Шел долговяз,
В сырую землю увяз. (Дождь.)
10. Летит сова
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
– Прочитайте ключевое слово.
2. О т в е т и т ь н а в о п р о с.
– Как происходит круговорот воды в природе?
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема урока – «Берегите воду!».
– Мы привыкли называть нашу планету земным шаром и не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первый придумал это название? А задуматься, право, стоит! Какой же это земной шар, если земли-то на его поверхности не более 30 %, а все остальное – вода: реки, озера, моря, океаны, болота. А если бы Землю можно было выпрямить, сделать ее плоской, как стол, то ее и вообще не было бы видно – всю ее скрыл бы под собой 150-метровый слой воды. Земной шар… Его правильнее было бы назвать водяным, а не земным.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали о значении воды для людей?
– Отчего загрязняются реки, моря, озера?
– Чем опасно загрязнение воды?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 57–61); выполнить задания 1, 2 (с. 61).
У р о к 13
разрушение горных пород
Цель: формировать представление о разрушении горных пород под воздействием определенных факторов.
О б о р у д о в а н и е: спиртовка, коллекция камней, молоток.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Расскажите о значении воды для человека.
– Чем опасно загрязнение воды?
– Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?
– Как люди охраняют воду от загрязнения?
З а д а н и я - з а г а д к и.
– Во время похода туристы нечаянно рассыпали всю соль. Она смешалась с песком. Как быть?
– Почему нельзя наливать полный чайник воды?
II. Сообщение темы урока.
– Что происходит с газами и жидкостями при нагревании и охлаждении?
– Интересно, как поведут себя твердые тела при нагревании и охлаждении?
– Тема нашего урока «Разрушение камней». Сегодня мы узнаем о силах, которые разрушают горы.
IV. Итог урока.
– Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?
– Почему из-за изменения температур в камнях образуются трещины?
– Какие еще факторы способствуют разрушению камней?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 62–64); ответить на вопросы.
У р о к 14
почва
Цели:углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав; показать значение плодородия почвы для растений и роль животных в улучшении плодородия почвы.
О б о р у д о в а н и е: необходимый инструментарий для опыта (с. 66); коллекция образцов почв.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?
– Почему из-за изменений температуры происходит образование трещин в камнях?
– Какую роль в разрушении скал играет вода?
– Какую роль в разрушении скал играет ветер?
– Почему растения ускоряют разрушение камней?
– Во что превращаются камни?
II. Сообщение темы.
ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковки.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылатками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не охватить.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.
М. Ильин
– Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них «почва» – верхний слой поверхности нашей планеты. Сегодня вы узнаете о составе почвы, ее свойствах.
IV. Итог урока.
– Из чего состоит почва?
– Прочитайте вывод (с. 69).
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 65–67); ответить на вопросы (с. 69).
У р о к 15
формирование и разрушение почвы
Цели:познакомить учащихся с процессом образования почвы; обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Что такое почва?
– Какой состав имеет почва?
– Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина и соли?
– Какие живые существа есть в почве?
II. Сообщение темы урока.
Н а д о с к е записана пословица: «Земелька черная, а хлебец белый родит».
В о п р о с ы:
– Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
– Как «земелька» называется по-научному?
– Что растение получает из почвы?
– Подумайте: может ли растение развиться на гладком камне, чистом песке или глине? Почему?
IV. Итог урока.
– Что такое почва?
– Почему почву надо охранять?
& Домашнее задание:в рабочей тетради задание 3, с. 28.
У р о к 16
разнообразие растений
Цели:познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности.
О б о р у д о в а н и е: гербарий, таблицы по систематике растений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Т е с т «Почвы».
1. Выберите правильное определение почвы:
а) верхний слой земли, где есть песок и глина;
б) верхний плодородный слой земли;
в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.
2. Какая главная часть почвы?
а) песок;
б) глина;
в) перегной.
3. Что образуется из перегноя под действием микробов, микроорганизмов?
а) соли;
б) воздух;
в) вода.
4. Что используют растения для питания?
а) перегной;
б) соли;
в) воду.
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
а) песок;
б) глина;
в) перегной.
6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет?
а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой;
б) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву;
в) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
7. Какое утверждение верно?
а) Если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие.
б) При внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.
II. Сообщение темы урока.
– Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
– На какие царства ученые-биологи делят живую природу?
Н а д о с к е т а б л и ц а:
– Сегодня мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
IV. Итог урока.
– Почему растения называют «зеленой одеждой Земли»?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 71–75); выполнить задания 6–7 в рабочей тетради (с. 31).
У р о к 17
солнце, РАСТЕНИЯ и мы с вами
Цели:показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.
– Перечислить группы растений и дать им краткую характеристику.
– Привести примеры различных видов растений.
2. Ч т е н и е т е к с т а.
– Прочитать текст на доске. Найти и исправить в нем ошибки.
У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны или лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.
О т в е т: 4 ошибки. У хвойных есть листья – это хвоинки. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.
IV. Итог урока.
– Почему растения не могут жить без солнечного света?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 76–79); выполнить задания 1–3 (с. 79).
У р о к 18
размножение и развитие растений
Цели:познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; дать представление о размножении и развитии растений из семян.
О б о р у д о в а н и е: коллекция плодов и семян изучаемых растений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с по изученному материалу:
– Расскажите о дыхании растений.
– Расскажите о питании растений.
– Для чего необходим растениям солнечный свет?
– Смогут ли животные и человек жить без растений? Почему?
IV. Итог урока.
– Как размножается большая часть растений?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 80–82); ответить на вопросы (с. 83).
У р о к 19
как развивается растение
Цели:обобщить знания учащихся об условиях, необходимых для прорастания семян; формировать представления о развитии растений из семени.
О б о р у д о в а н и е: коллекция семян на разной стадии пророста.
Ход урока
Опыт по проращиванию семян может быть заложен учащимися дома (или в классе).
I. Введение в тему.
Р а з г а д а т ь к р о с с в о р д «Части растений».
1. Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена. (Плод.)
2. Орган растения, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель.)
3. Орган, который растет вниз, находится в почве. (Корень.)
4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья.)
5. Части растения, которые находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)
6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок.)
– Рассмотрите таблицу «Части растений». Покажите на ней все части растений.
– Подумайте, можно ли выделить какую-нибудь самую важную часть растения. Почему?
– Какая часть растения чаще всего спрятана в другой его части?
– Расскажите, что вы знаете о семени.
IV. Самостоятельная работа.
1. В ы п о л н и т ь з а д а н и е 4 в рабочей тетради (с. 36).
2. В с т а в и т ь п р о п у щ е н н ы е с л о в а:
Большинство растений размножаются _____ . Плоды с семенами образуются на месте _____ после _____ . Они распространяются с помощью _____ , _____ , _____ . Из семян в благоприятных условиях развиваются _____ .
V. Итог урока.
– Какой вывод вы можете сделать, исходя из тех знаний, которые вы получили на уроке?
& Домашнее задание:выполнить задания 1–3 (с. 83); в рабочей тетради выполнить задания 5–7 (с. 36).
У р о к 20
охрана растений
Цели:обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; учить бережно относиться к растениям.
О б о р у д о в а н и е: картины с изображением растений, гербарий.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Звучит песня «Беловежская пуща».
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
– Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений.
Д е м о н с т р а ц и я н а р и с о в а н н ы х р а с т е н и й: купавка, василек, дрок, ятрышник, пион узколистный, тюльпан двуцветковый.
Тюльпан Биберштейна – этот цветок появляется одним из первых, сразу из-под снега, и поэтому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов уже так мало.