Количество птиц в гнёздах и размеры гнёзд
Вид птиц | Число птенцов | Размер гнезда в м | ||
Ширина | Глубина | Высота | ||
Гуси | 0,4 | 0,5 | 0,45 | |
Утки | 3—4 | 0,3 | 0,4 | 0,4 |
Индейки | 4—7 | 0,4 | 0,65 | 0,6 |
Куры | 5—6 | 0,3 | 0,35 | 0,3 |
A | Б | В | Г |
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно посмотреть на рисунки и вспомнить основные отличительные особенности каждой птицы. У гуся длинная шея. У индейки на лбу у основания клюва свешивается мясистый придаток, на горле висит складка кожи. Утку можно узнать по форме тела и лапам с перепонками. Курица имеет гребешок на голове.
Ответ: А — гуси, Б — индейки, В — утки, Г — куры.
Ответ: гуси&индейки&утки&куры
11.Эти растения используются человеком. Под каждым из приведённых ниже примеров подпишите название соответствующего растения, которое имеет практическое значение для человека.
A | Б | В |
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание нужно понять, что изображено на картинках. На рисунке А. овсяная крупа "Геркулес". Б. Оливковое масло. В. Жёлуди
Ответ: А — овёс, Б — маслина, В — дуб.
Ответ: овёс&маслина&дуб
12.Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Обыкновенный ёж — животное небольших размеров, длиной 20—33 см и массой тела 800 г. (2)Морда у животного вытянутая, уши относительно небольшие, тело сверху и с боков покрыто видоизменённой шерстью — иглами. (3)Растут иглы с такой же скоростью, как и волосы, между иглами располагаются тонкие, длинные, очень редкие волосы. (4)Еж обыкновенный активен в ночное время суток, а день проводит в гнезде или других укрытиях. (5)У ежей чаще всего рождается 4 детёныша, которых ежиха кормит молоком около одного месяца. (6).Взрослые ежи питаются насекомыми, слизнями, гусеницами, иногда дождевыми червями, лягушками, жабами, змеями и мышами.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основании которых можно сделать вывод о том, что обыкновенного ежа относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать текст. Во втором и третьем предложении описан видоизменненный шерстяной покров ежа. Шерстяной покров характерен для млекопитающих. В 5 предложении написано, что еж выкармливает детенышей молоком.
Ответ: 235.
Ответ: 235
13.Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Киви населяет густые сырые леса Новой Зеландии. (2) Высота 55 см, масса до 3,5 кг. (3) Крылья практически отсутствуют, их остатки скрыты в волосовидном оперении. (4) Ноги короткие и широко расставлены, так что киви передвигается как заводная игрушка. (5) Клюв длинный, ноздри смещены к концу; питаются киви в основном земляными червями, находя добычу с помощью обоняния. (6) Самка обычно откладывает одно огромное (до 500 г) яйцо в плоское гнездо; насиживает яйцо самец.
Сделайте описание страуса последующему плану
А) В сравнении с киви: крупнее/мельче.
Б) Сходство киви и страуса заключается в том, что
В) На каких континентах обитают страусы?
Пояснение.
Страус — самая крупная из ныне живущих птиц. Его рост может достигать 270 см. При этом страусы не умеют летать. Живут в саванных и полупустынях Африки, Австралии и Южной Америки.
Правильный ответ должен содержать описание / признаки по трём пунктам плана:
А) крупнее;
Б) не умеют летать (только бегают);
В) Африка (африканский страус), Австралия (эму), Южная Амеpика (нанду)
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.
ВАРИАНТ 14
1.Рассмотрите изображение.
Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, цветок и плод клёна.
Пояснение.
2.В каком органе растения находится запас питательных веществ, необходимых для прорастания зародышей будущих яблонь?
Пояснение.
Семена яблони, которые называются косточками — это то, из чего в дальнейшем развивается новое растение. Поэтому внутри семени должны быть запасены питательные вещества. Новый организм будет использовать их в начале своей жизни.
Ответ: в семенах.
Ответ: в семенах
3.В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, состоят из способных к дыханию клеток. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и не обладает этим свойством. Объясните свой выбор.
Побег, лист, ствол, цветок.
Пояснение.
Ствол состоит в основном из одресневевших клеток. Благодаря этому выполняется защитная функция.
Ответ: ствол.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
4.После цветения у одуванчика образуются серовато-бурые веретенообразные семянки с хохолком, состоящим из белых неветвистых волосков. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.
Пояснение.
Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма. Размножение — процесс увеличения количества особей. Питание - поглощение питательных веществ. Рост — увеличение размера организма.
Ответ: плодоношение.
Ответ: плодоношение
5.Опишите лист клёна по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
Лист липы черешковый, пальчато-лопастной. Жилкование пальчатое, так как главные жилки исходят из однй точки в основании листа.
Ответ: 132.
Ответ: 132
6.Бодяк — один из самых распространённых и злостных сорняков на полях. Распространению бодяка в посевах способствуют большое количество семян, которые даёт одно растение. На рисунках А и Б показано, благодаря чему это происходит. Напишите названия этих органов.
A | Б |
Пояснение.
Соцветие бодяка имеет колючки, которые могут цепляться к шерсти животных. Это способствует их распространению на обширные территории. Плоды бодяка — семянка с летучкой. Благодаря этому они могут разноситься ветром.
Ответ: А — соцветие, Б — плод.
Ответ: соцветие&плод
7.
Ученик рассматривал коллекцию насекомых и выполнил рисунок. Что на рисунке он обозначил буквой Б?
Пояснение.
Ученик отметил под буквой Б глаза (сложные глаза). Остальные части тела насекомого, представленные на рисунке — антенны, голова, грудь, крылья, брюшко.
Ответ: глаза или сложные глаза.
Ответ: глаза|сложные глаза
8.Вставьте в текст «Природные сообщества» пропущенные слова из предложенного списка.
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА
Обитающие на планете организмы входят в состав какой-либо пищевой цепи и участвуют в ________(А). Совокупность растений, животных, микроорганизмов, обитающих на одной территории, приспособленных к условиям среды и влияющих друг на друга и на окружающую среду, образуют __________(Б). В зависимости от того, какая растительность и животный мир преобладают в однообразных климатических условиях, особенностях почвы, учёные выделяют __________(В).
Список слов:
1) потребители
2) круговорот веществ
3) производители
4) природное сообщество
5) заповедная зона
6) природные зоны
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
Круговорт веществ в природе — важный процесс превращения одних веществ в другие. В нем участвуют как растения так и животные и микроорганизмы. Если они заселяют одну территорию, то формируют природное сообщество. На основе данных о природных сообществах и их взаимодействиях на определенной территории можно выделить природные зоны.
Ответ: 246.
Ответ: 246
9.Используя таблицу «Плодовитость и размеры тела птиц», ответьте на вопросы.
Какая птица обладает самой большой длиной тела?
Какая (какие) из перечисленных птиц весит меньше 3,5 кг?
Какая из птиц наиболее плодовита?
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно сравнить значения третьего столбца «Длина тела». Наибольший показатель соответствует павлину. Для остальных вопросов действуем по аналогичной схеме.
Ответ: павлин; гага и сова; курица.
10.Ниже приведены рисунки растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой картинкой название соответствующего растения.
Состав семян
Семена | Содержание веществ, в % | ||
Белок | Крахмал | Клетчатка | |
Рожь | 3,2 | ||
Хлопчатник | |||
Соя | |||
Кукуруза |
A | Б | В | Г |
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно посмотреть на рисунки и вспомнить основные отличительные особенности каждого растения. У хлопчатника есть характерный плод коробочка, внутри которого в виде тонких волосков находится хлопок. У ржи на верхушке стебля свойственный всем злаковым колосок. Для сои отличительной осбенностью является наличие стручков. Кукурузу можно узнать по крупным початкам, которые употребляют в пищу.
Ответ: А — хлопчатник, Б — рожь, В — соя, Г — кукуруза.
Ответ: хлопчатник&рожь&соя&кукуруза
11.Из этих растений производят косметику и продукты питания. Под каждым из приведённых ниже изображений подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.
A | Б | В |
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно понять, что изображено на фотографиях. На картинке А. изображен изюм. Изюм — это засушенный виноград; Б. сок из грейпфрута; В. рисовая каша.
Ответ: А — виноград, Б — грейпфрут, B — pис.
Ответ: виноград&грейпфрут&рис
12.Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Верблюды относятся к отряду парнокопытных. (2)Это крупные животные, приспособленные для жизни в засушливых регионах мира — пустынях, полупустынях и степях. (3)Масса взрослого верблюда 500—800 кг, высота в холке — до 210 см. (4)Самка вынашивает одного детёныша. (5) Выкармливается детёныш молоком. (6)Изображение верблюда присутствует на некоторых гербах и флагах городов и регионов.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что верблюда относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.
Пояснение.
Для того чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать тест. В первом предложении указано, что верблюды относятся к отряду парнокопытных. Парнокопытные в свою очередь входят в состав млекопитающих. В четвертом и пятом предложении описано, как самка вынашивает и выкармливает молоком детенышей.
Ответ:145.
Ответ: 145
13.Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Насекомые — это самая большая по численности группа животных, их более 1 млн. видов. (2) Самая разнообразная группа насекомых — жуки. (3) Майский жук — членистоногое, которое имеет шесть ног и органы воздушного дыхания — трахеи. (4) Тело жука состоит из трёх отделов: головы, на которой расположена одна пара усиков, груди и брюшка. (5) Тело жука, как и других членистоногих, покрыто хитиновым панцирем, который выполняет функцию наружного скелета. (6) У майского жука есть прочные и жёсткие надкрылья — передние крылья, закрывающие тонкие перепончатые задние крылья и большую часть брюшка.
Сделайте описание широкопалого речного рака по следующему плану
А) В сравнении с майским жуком: наличие/отсутствие крыльев
Б) Количество холодильных ног
В) Органы дыхания
Пояснение.
Широкопалый рак, как и майский жук, относится к членистоногим. Однако у него нет крыльев. Дышит рак жабрами, так как живет в воде. Имеет 5 пар ходильных ног.
Ответ: Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана:
А) отсутствуют;
Б) 5 пар или 10 ходильных ног;
В) жабры.
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке
ВАРИАНТ 15
1.Рассмотрите изображение.
Покажите стрелками и подпишите на рисунке лист, цветок, соцветие и корень подорожника.
Пояснение.
2.В каком из органов фасоли обыкновенной: стебель, лист, цветок, плод, семя происходит оплодотворение?
Пояснение.
Цветок — генеративный орган растения. В нем происходит оплодотверение.
Ответ:Цветок.
Ответ: цветок
3.В приведённом далее перечне указаны части тела птицы. Выпишите термин, который выпадает из общего ряда и выполняет функцию органа чувств. Объясните свой выбор.
Голова, клюв, хвост, язык.
Пояснение.
Хвост, поскольку он расположен сзади тела птицы.
Клюв, хвост и язык расположены на голове.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
4.Грибница лисичек в течение лета постоянно распространяется под землёй. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, питание, рост, спороношение.
Пояснение.
Рост — увеличение размера организма. Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма. Размножение — процесс увеличения количества особей. Питание — поглощение питательных веществ. Спорношение — процесс размножения грибов с помощью спор.
Ответ: рост.
Ответ: рост
5. Рассмотрите изображения и выполните задания 1—5.
Опишите лист осота полевого по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма края листовой пластинки. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) сидячий
2) черешковый
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное | 3) пальчатое | 4) перисто-сетчатое |