Современные представления о физиологических процессах, обеспечивающих формирование внимания.
одно из первых представлений было сформулировано Д.Е. Бродбентом (1958) в его теории фильтра. Автор полагал, что нервная система работает как коммуникационный канал, на входе которого осуществляется фильтрация сенсорной информации (селекция), т.е. выбирается только необходимая (желаемая) в данный момент времени информация.
Другая модель (А. Трейсман,1964) предполагает, что весь поток информации поступает через множество параллельных каналов на фильтр, который селективно усиливает сигналы одного какого-либо канала и ослабляет сигналы всех других каналов.
По третьей модели (Дж. Дойч и Д. Дойч, 1963), все сенсорные сигналы доходят до логического анализатора, где каждый из них анализируется на предмет специфичности. Чем важнее сигнал для организма, тем выше активность нейронов логического анализатора, на который он поступил, вне зависимости от его исходной силы.
Во всех этих моделях предполагалось, что «фильтрация» сенсорной информации происходит на этапах переключения путей, т.е. в релейных ядрах. Однако в последующем было доказано, что сенсорные сигналы при отсутствии внимания все же достигают высших корковых центров.
Концепция Е.Н. Соколова.Эта концепция базируется на представлении о том, что основу непроизвольного внимания составляет безусловный ориентировочный рефлекс.
Было установлено, что у животных и человека в условиях многократного повторения индифферентных стимулов наблюдается многокомпонентная реакция активации. В частности, на ЭЭГ имеет место блокада альфа-ритма, усиление бета- и гамма- колебаний, что коррелирует с увеличением возбудимости, реактивности и лабильности нейронов коры.
Е.Н. Соколов выявил две формы проявления ориентировочного рефлекса – генерализованную и локальную. Первоначально новый стимул вызывает генерализованный рефлекс (это обусловлено активацией ретикулярной формации), который характеризуется диффузной ЭЭГ- активацией всей коры. Однако после 10-15 применений стимула генерализованный рефлекс угасает и на этом фоне наблюдается локальный ориентировочный рефлекс.
Таким образом, новизна стимула и является инициатором ориентировочного рефлекса, в результате которого происходит активация структур, причастных к формированию селективного отбора сенсорной информации.
Главными элементами, осуществляющими сравнение стимула с моделью, согласно Е.Н. Соколову, являются гиппокампальные нейроны новизны (В-нейроны, реагирующие на стимул возбуждением) и нейроны тождества (или Т-нейроны, отвечающие на стимул торможением).
Р. Наатанен и соавт. (1987), на основании изучения характера вызванных потенциалов, предложили, что в мозге могут формироваться три варианта нервных моделей стимула. Первый вариант – это «пассивная или непроизвольная» модель стимула. Она формируется после предъявления любого стимула даже при отвлечении внимания и сохраняется в течение примерно 5 секунд. Второй вариант – это «активная», или произвольная нервная модель часто предъявляемого стимула (для сравнения с редко предъявляемым стимулом). Время существования этой модели определяется тем, насколько долго испытуемый сохраняет внимание к выполняемой задаче. Третий тип нервной модели стимула формируется при условии высокой вероятности появления стимула, который нужно обнаружить (его еще называют целевым стимулом).
Учитывая эти новые экспериментальные данные, Е.Н. Соколов предложил выделять два типа энграмм, с которыми связано возникновение непроизвольного и произвольного ориентировочного рефлекса. Непроизвольный рефлекс возникает в том случае, когда к нейронам новизны и нейронам тождества подключены единицы кратковременной памяти, а произвольный ориентировочный рефлекс (произвольное внимание) – при связи этих нейронов с единицами долгосрочной памяти, которые обеспечивают произвольное удержание шаблона.
Методы изучения внимания.при использовании классического метода электроэнцефалографии было показано, что при предъявлении испытуемому сенсорного стимула наблюдается подавление альфа-ритма, что расценивается как реакция активации. Одновременно при мобилизации интеллектуального внимания имеет место пространственная синхронизация ритмов (наиболее ярко в передних зонах левого полушария), а также рост когерентности в полосе альфа-ритма (преимущественно в передних, в том числе премоторных, зонах коры). Все это указывает на важную роль передних отделов левого полушария в обеспечении произвольного внимания.
Использование метода вызванных, или событийно-связанных потенциалов (ССП) дает чрезвычайно полезную информацию, позволяющую оценить процессы, происходящие при формировании внимания
Именно с помощью метода вызванных потенциалов удалось показать, что процесс формирования произвольного внимания в слуховой и соматосенсорной системах включается не позже, чем через 20-30 мс после предъявления стимула, а в зрительной сенсорной системе – примерно через 60 мс.
Использование электрофизиологических методов позволило Н.П. Бехтеревой установить, что при выполнении психологических проб, требующих мобилизации произвольного внимания, у человека изменяется электрическая активность нейронов передних отделов таламуса и ряде других структур ближайшей подкорки – стремительно возникают вспышки импульсной активности, по частоте в 2-3 раза превышающие уровень фона.
Расстройство вниманиявстречается достаточно часто, в том числе рассеянность (т.е. неспособность к длительному сосредоточенному вниманию и частая отвлекаемость), чрезмерная подвижность внимания, инертность внимания, патологическая фиксация внимания на ограниченном круге представлений и мыслей. Все эти виды расстройств наблюдаются при повреждении лобных долей и гиппокампа, а также при невротических состояниях. Клиника очаговых поражений показывает, что отдельные виды внимания (сенсорное, двигательное, эмоциональное и интеллектуальное) могут нарушаться независимо друг от друга, что косвенно свидетельствует о наличии специальных корковых структур, обеспечивающих формирование соответствующих видов внимания.
Воля и возможные ее физиологические механизмы.Когда человек принимает решение и собирается его реализовать, т.е. добиться желаемого успеха, то ему нужно для этого совершить действие. во всех этих случаях нужен специальный механизм, позволяющий осознать препятствия и преодолеть их. Такой механизм существует в мозге, а его внешним проявлением является особый психический процесс, получивший название «воля». Существуют различные варианты определения этого важнейшего компонента человеческой психики: 1) воля – это регулирующая сторона сознания, благодаря которой человек способен совершать преднамеренные действия, преодолевая при этом различные трудности, препятствия; 2) воля – это пусковой и тормозный процесс, направленный на достижение цели; 3) воля – это осознанный контроль поведения; 4) воля – это процесс, благодаря которому происходит стабилизация поведения, направленного на удовлетворение доминирующей потребности; 5) воля – это процесс осознания необходимости достижения цели, несмотря на препятствия. Навязывание своей воли другому человеку называется внушением.
Среди таких понятий ВНД как потребность, мотивация, действие, цель, положительные и отрицательные эмоции, подкрепление понятие «воля» занимает важное место: за счет воли потребность порождает мотивацию; одновременно за счет воли реализуется действие, направленное на удовлетворение потребности.
Воля представляет собой условнорефлекторный процесс, сформированный на базе безусловного рефлекса свободы.
Волевой процесс отражается следующими положительными и отрицательными (при отсутствии воли) качествами личности: 1) целеустремленность или слабоволие (безволие); 2) настойчивость и упорство или упрямство и негативизм; 3) решительность и смелость или нерешительность, трусость; 4) инициативность и самостоятельность или безынициативность, зависимость; 5) выдержка и самообладание или невыдержанность, «вспыльчивость»; 6) дисциплинированность или «разболтанность». При явной патологии наблюдается абулия или апраксия, т.е. отсутствие побуждений к действию.