С.Н. Чебаков, Т.Н. Землянухина
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
С.Н. Чебаков, Т.Н. Землянухина
ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения по специальности «Ветеринаро-санитарная экспертиза»
Барнаул 2013
УДК 612:636 (075)
Рецензент - к.б.н., доцент кафедры микробиологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФВМ АГАУ Власова О.Е.
Основы физиологии:методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ / С.Н. Чебаков, Т.Н. Землянухина. – Барнаул: РИО АГАУ, 2013. – 32 с.
Методическое издание по изучению дисциплины «Основы физиологии» составлено в соответствии с учебной программой. Предназначено студентам заочной формы обучения по специальности 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» для самостоятельной подготовки к занятиям и написания контрольных работ.
В работе указаны общие рекомендации по изучению основных тем дисциплины, варианты контрольных работ и методика их выполнения. Приводится краткий словарь физиологических терминов.
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета ветеринарной медицины АГАУ (протокол от октября 2013 г.)
@ Чебаков С.Н., Землянухина Т.Н., 20l3
@ ФГБОУ ВПО АГАУ, 2013
Содержание
Введение
1.Основные темы и общие методические рекомендации по изучению дисциплины………………………………………………………………6
2. Общие указания по выполнению контрольных работ………… 16
3.Список программных вопросов к контрольной работе по дисциплине «Основам физиологии»…………………………………………………17
4. Краткий соварь физиологических терминов, необходимых при изучении дисциплины и написании контрольных работ…………...22
5. Список рекомендуемой литературы………………………………..30
Приложение 1
Введение
«Основы физиологии» является курсом, входящим в базовые дисциплины профессионального цикла при подготовке специалистов по направлению 111900 - «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Изучая функции живого организма в разных условиях его существования, физиология открывает широкие перспективы для целенаправленного воздействия на него, что определяет ее большую практическую значимость.
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с принципами системной организации, дифференциации, интеграции функций организма у животных. Формирование у студентов фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах в организме продуктивных животных в норме имеет значение для грамотного и научного обоснования проведения мероприятий лабораторного и производственного ветеринарно-санитарного контроля качества сырья и безопасности продуктов животного происхождения.
Задачами физиологии животных являются:
- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целого организма, механизмов нейро-гyморальной регyляции физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;
- приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии в практике животноводства.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- предмет, задачи и методы основ физиологии животных, как науки о функциях организма;
- особенности строения и функционирования основных систем органов животных, иметь представление о принципах регуляции обмена веществ;
- принципы системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;
- регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;
уметь:
- проводить наблюдения, описания, идентификацию и классификацию физиологических явлений;
- определитъ порог возбудимости нерва и сокращения мышц;
- получитъ кровь от животных, стабилизировать и фракционировать ее;
- вести подсчет форменных элементов крови;
- определить количество гемоглобина;
- определитъ число сокращений сердца, частоту пульса;
- выслушатъ и определить тоны сердца фонендоскопам;
- измерить артериальное давление у животных;
- снимать и анализировать электрокардиограмму у животных;
- определить частоту и тип дыхания у животных;
- измерить температуру тела и знать нормальные показатели ее у разных животных;
-исследовать емкостную систему вымени, определить объем цистернального, альвеолярного и остаточного молока;
- исследовать основные рефлексы, используемые на практике: рефлекс холки, анальный, глазосердечный и др.
- определить число сокращений рубца и жвачных движений;
- определить число фолликулов в яичнике;
- выработать условный рефлекс у животных на натуральные и индифферентные раздражители;
- определить типологические особенности ВНД животных;
- использовать знания физиологии при оценке состояния животного.
1. Основные темы и общие методические рекомендации по изучению дисциплины
Тема 7. Физиология дыхания
Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение двуокиси углерода в атмосферу. В основе дыхательной функции лежат тканевые окислительно-восстановительные процессы, обеспечивающие обмен энергии в организме. При прекращении окислительных процессов животное погибает через несколько минут.
Вопросы этого раздела, которые необходимо изучитъ:
- Как осуществляется акт вдоха и выдоха, типы и частота дыхания у животных разных видов. Значение верхних дыхательных путей. Внутриплевральное давление и его значение для дыхания и кровообращения. Значение сурфактанта в функции легких.
- Перенос газов кровью. Рецепторы органов дыхания, их роль в создании оптимального режима дыхания. Хеморецепторы, их роль в создании адекватного уровня легочной вентиляции. Жизненная и общая емкость легких. Легочная вентиляция. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью, кровью и тканями. Регуляция дыхания.
Тема 13. Анализаторы
Животные все время находятся в условиях постоянного воздействия различных сигналов внешней среды и состояния внутренних органов. Все эти сигналы превращаются в ощущения с помощью анализаторов. Тем самым устанавливается связь организма с внешней средой, а также между его системами. В данной теме студенту необходимо изучитъ: общие свойства анализаторов; как осуществляются функции отдельных элементов каждого анализатора (зрительного, равновесно-слухового, вкусового, обонятельного, кожной и суставно-мышечной чувствительности); способы общения животных с помощью анализаторов.
2. Общие методические указания и задания по выполнению
Контрольных работ
Написание контрольной работы предусматривает глубокое, всестороннее изучение программного материала по изучаемой дисциплине и учит студентов умению работать с литературными источниками.
Контрольная работа включает 12 вопросов: по всем разделам «Основ физиологии животных. Объем контрольной работы 12-15 листов (страниц) машинописного текста (20-22 листа рукописного текста). Вариант контрольной работы соответствуют последней цифре номера зачетной книжки студента.
В ниже следующей таблице № 1 указаны номера вариантов контрольных работ и номера вопросов из «Списка программных вопросов к контрольной работе по основам физиологии»:
Таблица 1
Номера вариантов и вопросов
№ варианта | Номера вопросов | ||||||||||||
При выполнении контрольной работы студенты обязаны использовать как основную учебную литературу, так и дополнительные литературные источники.
Работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно (рукописный текст должен быть разборчивым). Не допускается сокращение слов. Ответы следует излагать четко, логично. Разрешается использовать схемы, рисунки, таблицы.
Титульный лист оформляется согласно предложению №1.
В конце контрольной работы приводится библиографический список. При оценивании контрольной работы учитывается глубина и объем изложения программного материала, использование дополнительной литературы с отражением научных современных достижений, владение терминологий, способность студента к самостоятельному анализу теоретического материала и умением делать выводы.
Студенты защищают контрольную работу индивидуально перед преподавателем, поэтому крайне важным является знание излагаемых вопросов по дисциплине.
3.Список программных вопросов к контрольной работе по дисциплине «Основам физиологии»
1. Общая физиология возбудимых тканей. Биоэлектрические явления в живой ткани. Теория возникновения биоэлектрических потенциалов (потенциал покоя, потенциал действия).
2. Основные свойства живой ткани. Парабиоз. Стадии парабиотического процесса.
3. Скелетные мышцы. Строение и свойства скелетных мышц. Виды мышечных сокращений.
4. Теория мышечного сокращения (теория скользящих нитей). Химизм мышечного сокращения. Теплообразование при мышечной работе.
5. Характеристика понятий: сила, работа, утомление и тонус мышц.
6. Физиология нервов. Строение и основные свойства нервных волокон.
7. Прямое и непрямое раздражение мышц. Влияние частоты раздражения и силы раздражителя на скорость наступления утомляемости.
8. Классификация раздражителей. Порок раздражения.
9. Функции синапсов центральной нервной системы. Строение, классификация, механизм передачи возбуждения.
10. Рефлекс, виды рефлексов. Рефлекторная дуга. Механизм обратной связи.
11. Нервные центры и их свойства.
12. Торможение в ЦНС. Первичное и вторичное торможение.
13. Спинной мозг. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга.
14. Продолговатый мозг и его функции.
15. Средний мозг. Тонические рефлексы ствола мозга.
16. Мозжечок. Нарушения двигательной функции при повреждении или удалении мозжечка.
17. Промежуточный мозг. Основные центры и функции промежуточного мозга.
18. Вегетативная нервная система. Основные эффекты раздражения симпатических и парасимпатических нервов.
19. Центральное торможение. Опыт И.М. Сеченова.
20. Ретикулярная формация, ее роль. Лимбическая система.
21. Условный рефлекс. Методики выработки условных рефлексов у животных.
22. Методы исследования функции коры больших полушарий.
23. Отличия условных и безусловных рефлексов. Механизм и условия их образования.
24. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальной системах.
25. Виды торможения в коре больших полушарий и их характеристики.
26. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий.
27. Охарактеризуйте понятия – сон и гипноз. В чем их отличие.
28. Типы высшей нервной деятельности у животных. Классификация по И.П. Павлову. Связь типов высшей нервной деятельности с продуктивностью.
29. Этология – определение. Формы поведения животных (таксис, рефлекс, инстинкт, подражание, мышление и т.д.).
30. Гормоны, их характеристика и механизм действия.
31. Гипоталамо-гипофизарная система.
32. Щитовидная железа, регуляция ее функции.
33. Околощитовидная железа, регуляция ее функции.
34. Надпочечники и их гормоны.
35. Поджелудочная железа и регуляция ее функции.
36. Женские и мужские половые железы.
37. Гормоны вилочковой (тимус) железы и эпифиза.
38. Яичники. Внешняя и внутренняя секреция. Механизм действия гормонов.
39. Гормоны органов пищеварения и их функциональное значение.
40. Значение крови для организма, ее состав и факторы, регулирующие постоянство состава.
41. Факторы, способствующие движению крови по венам.
42. Депонирование крови в организме. Регуляция перераспределения крови.
43. Роль симпатической и парасимпатической нервной системы в регуляции сердечно-сосудистой системы.
44. Механизм свертывания крови. Функция тромбоцитов.
45. Эритроциты, их количество у разных видов животных. Роль и значение эритроцитов в организме.
46. Буферные системы крови и их значение.
47. Группы крови у сельскохозяйственных животных. Переливание крови.
48. Лимфа, ее состав и свойства. Образование лимфы. Значение лимфатических узлов.
49. Кровь, ее состав и физико-химические свойства.
50. Проводящая система сердца. Автоматия сердца. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца.
51. Иннервация сосудистой системы. Тонус сосудов. Сосудосуживающие и сосудорасширяющие нервы (вазодилятаторы и вазоконстрикторы).
52. Лейкоциты, их строение, классификация, функция и количество у разных видов животных.
53. Скорость тока крови в разных участках сосудистого русла. Роль селезенки в кровообращении.
54. Давление крови. Рефлекторная саморегуляция кровообращения.
55. Фазы работы сердца и их продолжительность. Сердечный цикл. Внешние проявление сердечной деятельности.
56. Артериальный пульс и его исследование у разных видов животных. Значение исследования пульса.
57. Гемоглобин и его свойства. Методы определения. Роль гемоглобина в дыхательной функции организма
58. Электрокардиография и ее значение.
59. Типы и частота дыхания у различных видов с/х животных. Значение определения этих показателей.
60. Сущность и значение дыхания. Роль верхних дыхательных путей.
61. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Порциальное давление в легких и крови.
62. Механизм акта вдоха и выдоха.
63. Механизм первого вдоха новорожденного.
64. Особенности дыхания у птиц.
65. Механизм обмена газов между альвеолярным воздухом и кровью, а также между кровью и тканями.
66. Жизненная и общая емкость легких. Легочная вентиляция.
67. Регуляция дыхания у животных. Где находятся дыхательные центры и их функция.
68. Основные функции пищеварительного аппарата.
69. Пищеварение в полости рта. Слюнообразование. Состав и свойства слюны. Особенности слюноотделения. Механизм глотания.
70. Методы изучения желудочной секреции. Состав и свойства желудочного сока.
71. Моторика желудка. Механизм эвакуаторной функции желудка. Возбудители желудочного сока. Роль симпатической и парасимпатической нервной системы в пищеварении.
72. Желудочное пищеварение у лошадей.
73. Желудочное пищеварение у свиней.
74. Особенности пищеварения у жвачных животных.
75. Желудочное пищеварение у молодняка жвачных. Особенности в молочный и переходный периоды.
76. Состав поджелудочного сока. Механизм секреции поджелудочного сока.
77. Образование желчи, механизм выделения. Роль желчи в пищеварении.
78. Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав кишечного сока.
79. Полостное и мембранное (пристеночное) пищеварение. Виды движения кишечника.
80. Пищеварение в толстом отделе кишечника. Механизм дефекации.
81. Механизм всасывания (белков, углеводов, жиров, минеральных веществ и воды).
82. Пищеварение у с/х птиц.
83. Кишечные железы. Кишечный сок, его состав и свойства.
84. Основные процессы обмена веществ и его виды. Методы изучения обмена веществ.
85. Обмен белков. Азотистый баланс.
86. Аминокислоты, их основные группы. Обмен аминокислот.
87. Обмен углеводов и его регуляция.
88. Обмен липидов.
89. Регуляция липидного обмена.
90. Водный обмен и его регуляция.
91. Минеральный обмен. Регуляция минерального обмена.
92. Макроэлементы натрий и калий. Пути поступления. Избыток и недостаток натрия и калия.
93. Фосфор и кальций. Пути поступления в организм. Избыток и недостаток.
94. Микроэлементы кобальт, медь, марганец. Пути поступления. Избыток и недостаток микроэлементов.
95. Микроэлементы цинк, йод, фтор и стронций.
96. Обмен жирорастворимых витаминов (витамины группы А, D, E и K).
97. Обмен водорастворимых витаминов (аскорбиновая кислота и витамины группы В).
98. Роль печени в обмене веществ.
99. Обмен энергии. Основной обмен. Регуляция обмена энергии.
100. Прямая и непрямая калориметрия.
101. Теплообмен и регуляция температуры тела. Химическая и физическая терморегуляция.
102. Физико-химические свойства мочи. Химический состав мочи.
103. Механизм мочеобразования. Фазы образования мочи.
104. Роль почек в регуляции постоянства внутренней среды организма.
105. Регуляция функции почек. Механизм мочевыведения.
106. Функция почек. Особенности мочевыведения у птиц.
107. Кожа – как выделительный орган. Секреторная функция кожи.
108. Потоотделение. Регуляция потоотделения. Состав пота и жиропота у разных видов домашних животных.
109. Половой цикл. Характеристика фаз полового цикла.
110. Беременность ее продолжительность у разных видов животных.
111. Роды как физиологический факт, причины родов.
112. Молоко и молозиво, их состав. Образование молока.
113. Молоковыделение. Длительность лактации у разных видов
114. животных.
115. Половая и физиологическая зрелость. Факторы,
стимулирующие половую охоту.
116. Желтое тело и его эндокринная функция.
117. Рост и развитие молочных желез.
118. Опишите строение и деятельность зрительного и слухового анализаторов.
119. Опишите строение и деятельность обонятельного и вкусового анализаторов.
120. Опишите строение и деятельность кожного анализатора.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Георгиевский В.И. Физиология сельскохозяйственных животных. – М.:Агропромиздат, - 1990 г.- 511 с.
2. Голиков А.Н. Физиология сельскохозяйственных животных. - М.:Агропромиздат, - 1991 г.- 432 с.
3. Лысов В.Ф. Практикум по физиологии с.-х. животных. – М.: Колос, 2010. – 303 с.
4. Лысов В.Ф. Физиология и этология животных. – М.: Колос, 2012. – 605 с.
Дополнительная:
1. Землянухина Т.Н., Силантьева Н.Т. Физиология и этология животных. Краткий практикум. – Барнаул, 2011. – 55 с.
2. Силянский В.Н. Анатомия и физиология с/х птицы. – М.: Колос. – 1972 г.
3. Науменко В.В. Физиология сельскохозяйственных животных. 1990 г.
4. Малофеев Ю.М., Липовских А.А., Силантьева Н.Т. Морфофизиология аппарата пищеварения и дыхания у животных. – Барнаул, 1998.
5. Силантьева Н.Т. Лабораторное определение концентрации глюкозы капиллярной цельной крови животных. – Барнаул, 2002 г.
6. Лабораторные методы анализа мочи сельскохозяйственных животных. – Барнаул, 2003 г.
7. Силантьева Н.Т., Чебаков С.Н. Исследование крови у животных. – Барнаул, 2003 г.
Приложение 1
(Титульный лист контрольной работы)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра анатомии и гистологии
Контрольная работа по дисциплине «ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ»
Специальность «ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»
Вариант № __
Выполнил (ла): студент заочного обучения
___________________________
(Ф.И.О. полностью)
Проверил ___________________________
(Фамилия И.О.)
Барнаул 20____
Методическое издание
ЧЕБАКОВ Сергей Николаевич
ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения по специальности 111900 «Ветеринаро-санитарная экспертиза»
Издается в редакции авторов
Подписано в печать 201З г. Формат 50х84/16.
Бумага для множительных аппаратов. Печать ризографная.
Гарнитyра «Times New Roman». Усл.-печ. л. 2. Уч.-изд. л. 1,5,
Тираж 40 экз. Заказ № .
РИО АГАУ
656049, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 98
тел.62-84-26
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
С.Н. Чебаков, Т.Н. Землянухина
ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения по специальности «Ветеринаро-санитарная экспертиза»
Барнаул 2013
УДК 612:636 (075)
Рецензент - к.б.н., доцент кафедры микробиологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФВМ АГАУ Власова О.Е.
Основы физиологии:методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ / С.Н. Чебаков, Т.Н. Землянухина. – Барнаул: РИО АГАУ, 2013. – 32 с.
Методическое издание по изучению дисциплины «Основы физиологии» составлено в соответствии с учебной программой. Предназначено студентам заочной формы обучения по специальности 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» для самостоятельной подготовки к занятиям и написания контрольных работ.
В работе указаны общие рекомендации по изучению основных тем дисциплины, варианты контрольных работ и методика их выполнения. Приводится краткий словарь физиологических терминов.
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета ветеринарной медицины АГАУ (протокол от октября 2013 г.)
@ Чебаков С.Н., Землянухина Т.Н., 20l3
@ ФГБОУ ВПО АГАУ, 2013
Содержание
Введение
1.Основные темы и общие методические рекомендации по изучению дисциплины………………………………………………………………6
2. Общие указания по выполнению контрольных работ………… 16
3.Список программных вопросов к контрольной работе по дисциплине «Основам физиологии»…………………………………………………17
4. Краткий соварь физиологических терминов, необходимых при изучении дисциплины и написании контрольных работ…………...22
5. Список рекомендуемой литературы………………………………..30
Приложение 1
Введение
«Основы физиологии» является курсом, входящим в базовые дисциплины профессионального цикла при подготовке специалистов по направлению 111900 - «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Изучая функции живого организма в разных условиях его существования, физиология открывает широкие перспективы для целенаправленного воздействия на него, что определяет ее большую практическую значимость.
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с принципами системной организации, дифференциации, интеграции функций организма у животных. Формирование у студентов фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах в организме продуктивных животных в норме имеет значение для грамотного и научного обоснования проведения мероприятий лабораторного и производственного ветеринарно-санитарного контроля качества сырья и безопасности продуктов животного происхождения.
Задачами физиологии животных являются:
- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целого организма, механизмов нейро-гyморальной регyляции физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;
- приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии в практике животноводства.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- предмет, задачи и методы основ физиологии животных, как науки о функциях организма;
- особенности строения и функционирования основных систем органов животных, иметь представление о принципах регуляции обмена веществ;
- принципы системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;
- регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;
уметь:
- проводить наблюдения, описания, идентификацию и классификацию физиологических явлений;
- определитъ порог возбудимости нерва и сокращения мышц;
- получитъ кровь от животных, стабилизировать и фракционировать ее;
- вести подсчет форменных элементов крови;
- определить количество гемоглобина;
- определитъ число сокращений сердца, частоту пульса;
- выслушатъ и определить тоны сердца фонендоскопам;
- измерить артериальное давление у животных;
- снимать и анализировать электрокардиограмму у животных;
- определить частоту и тип дыхания у животных;
- измерить температуру тела и знать нормальные показатели ее у разных животных;
-исследовать емкостную систему вымени, определить объем цистернального, альвеолярного и остаточного молока;
- исследовать основные рефлексы, используемые на практике: рефлекс холки, анальный, глазосердечный и др.
- определить число сокращений рубца и жвачных движений;
- определить число фолликулов в яичнике;
- выработать условный рефлекс у животных на натуральные и индифферентные раздражители;
- определить типологические особенности ВНД животных;
- использовать знания физиологии при оценке состояния животного.
1. Основные темы и общие методические рекомендации по изучению дисциплины