Тема № 7: «Психофизиологические функциональные состояния»

Контрольные вопросы по теме № 7:

1. Анализаторы человека и их участие в различных видах трудовой деятельности.

2. Строение и деятельность нервной системы человека.

3. Обусловленность функциональных состояний субъекта труда характером профессиональной нагрузки, условиями труда и внутренними ресурсами.

4. Особые функциональные состояния в труде: предстартовая готовность, состояние врабатывания, состояние оптимальной работоспособности, состояние утомления, «конечный порыв», переутомление, монотония, психическое пресыщение, поглощенность процессом труда («поток»), стресс.

5. Диагностика функциональных состояний. Классификация приемов управления функциональными состояниями (организационные, психические, гигиенические, фармакологические, физические).

6. Рабочий динамический стереотип.

7. Роль и место функционального состояния в поведении человека.

8. Психологические методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде.

Тема № 8: «Психофизиологическая адаптация человека. Нервно-психическое напряжение и эмоции. Влияние эмоций на деятельность человека. Праксические состояния человека»

Контрольные вопросы по теме № 8:

1. Психофизиологическая адаптация человека.

2. Нервно-психическое напряжение и эмоции.

3. Влияние эмоций на деятельность человека.

4. Праксические состояния человека.

Тема № 9: «Психофизиология психических процессов»

Контрольные вопросы по теме № 9:

1. Основные психические процессы трудовой деятельности.

2. Мышление.

3. Восприятие.

4. Внимание.

5. Память.

6. Воображение.

ЗАДАНИЯ К РЕЙТИНГ – КОНТРОЛЮ СТУДЕНТОВ

Вариант № 1

Выберите номер правильного варианта ответа

1. Психофизиология изучает:

a) психическое состояние человека;

b) взаимодействие организма с внешней средой;

c) закономерности поведения человека;

d) состояния организма, которые сопровождают психические процессы.

2. Психофизиологи рассматривают психические процессы:

a) как совокупность внутренних ощущений;

b) как ящик, в который поступает информация, там изменяется и выходит в виде поведенческой реакции;

c) как понимание всех сложных процессов и механизмов, которые определяют поведение человека;

d) как механизмы, определяющие поведение человека.

3. Укажите, в чем значение определения типов ВНД для психофизиологии:

a) в оценке скорости возникновения, протекания и исчезновения нервных процессов;

b) в определении и прогнозировании функционального состояния организма при разной деятельности и влиянии на него разных возбуждающих факторов среды;

c) в определении характеристики индивидуальных особенностей человека на протяжении всей жизни;

d) в оценке способности выдерживать продолжительные и концентрированные возбуждения.

4. Укажите, что лежит в основе развития способностей:

a) совокупность условий, при которых прирожденные физические, физиологические, психологические, морфологические и другие компоненты человека могут проявляться;

b) особенности высшей нервной деятельности; c) условия воспитания; d) генетически обусловленные задатки.

5. Психофизиологическим содержанием эмоциональных состояний является:

a) восприятие внешней среды через физиологические реакции;

b) волнения, которые подчеркивают значимость каких-нибудь действий или отношение к происходящему;

c) чувства, которые сопровождают страх, радость, агрессию, надежду, сомнения, гордость и др.;

d) состояние организма, которое отражает субъективное отношение человека к происходящему.

6. Укажите психофизиологический характер функциональных перестроек в организме в процессе адаптации:

a) удержание внутреннего постоянства организма при изменениях влияния внешней среды;

b) способность приспособительных механизмов изменять функции систем организма под влиянием факторов внутренней и внешней среды;

c) определенные изменения защитных и регуляторных реакций организма на возбуждающие факторы;

d) приспособительные перестройки организма, которые сопровождаются изменением регуляции функций в условиях нового существования.

7. Роль занятии оздоровительным спортом в коррекции функционального состояния организма:

a) стимуляция тех нервно-мышечных структур, которые в обычных условиях жизнедеятельности не активны;

b) изменение режима функционирования нервной системы, переключение регуляторных влияний на другие процессы;

c) стимуляция взаимодеятельности физиологических функций организма, благоприятное активирование нервных структур головного мозга;

d) формирование психоэмоциональной напряженности, обеспечивающей нужный для opганизма биологический режим функции внутренних органов и систем.

8. Адаптационные возможности человека зависят:

a) от функциональных ресурсов организма, которые сформировались в процессе индивидуальной жизни;

b) способности быстро и эффективно ликвидировать или компенсировать действие неблагоприятных факторов;

c) возможностей поддерживания гомеостаза и обеспечения необходимой умственной и физической работоспособности;

d) накопленного жизненного опыта как противодействие факторам внешней среды.

9. Функциональный ресурс физиологической системы или организма в целом – это:

a) свойство длительно сохранять необходимую эффективность определенной функции или жизнедеятельности;

b) способность адекватно реагировать физиологическими проявлениями на разнообразные факторы окружающей среды;

c) возможность выполнения функции с наименьшими затратами и высокой эффективностью восстановления;

d) характерные для системы или организма образующиеся алгоритмы их функционирования, которые обеспечивают необходимый режим деятельности.

10. Психофизиологическая подготовка – это:

a) формирование деятельности сенсорных систем к воздействию разных раздражителей;

b) формирование вегетативного стереотипа для более успешного выполнения трудовой деятельности;

c) овладение специальными знаниями и навыками, что уменьшает напряженность организма во время определенной деятельности;

d) ознакомление со средствами, приемами и методами, которые расширяют возможности организма, формирование определенных реакций организма и вегетативных проявлений для возможностей их использования в необходимых условиях.

11. Психофизиологическая оценка способностей предусматривает:

a) определение общей активности, которая обусловливает внутреннюю потребность к самовыражению:

b) экспериментальное выявление характеристик ВНД;

c) диагностику способности человека выполнять определенную деятельность;

d) использование индивидуальных характеристик физиологических проявлений в процессе разного рода умственной и психомоторной деятельности.

12. И. М. Сеченов называл психомоторикой:

a) сознательные движения в ответ на внешний раздражитель;

b) комплекс регулирующих влияний на вегетативные и сенсорные функции при организации двигательных действий;

c) взаимосвязь нервных регуляторных и координирующих процессов с движением;

d) непроизвольное обеспечение нервных структур проприоцептивной чувствительностью в ответ на мышечные сокращения.

13. Укажите, какие изменения психофизиологического состояния организма происходят во время напряженной физической работы:

a) слаженная деятельность соматической и вегетативной систем достигает максимума, ЦНС функционирует в условиях оптимального напряжения;

b) снижаются интенсивность реакций условных рефлексов и чувствительность анализаторов, нарушается координация, нервные процессы тормозятся;

c) состояние организма достигает самого оптимального функционирования, нервные процессы уравновешены;

d) повышается условно-рефлекторная деятельность, уменьшается латентный период реакций, улучшается способность к переключению.

14. Специалисту-психофизиологу на производстве необходимо:

a) уметь оценивать психофизиологическое состояние, знать требования к специалисту и условиям работы, методы психофизиологического исследования;

b) уметь определять степень сложности производственных процессов;

c) знать требования к профессии и технике безопасности, другие документы, которые регламентируют условия работы;

d) уметь определять начало развития усталости и знать способы его предупреждения и преодоления.

15. Укажите основные признаки состояния утомления при умственном труде:

a) снижается температура тела и ухудшается общее состояние организма;

b) повышается пульс, более напряженным становится ритм работы;

c) обостряется восприятие информации, наблюдается состояние нервно- психологического напряжения;

d) развиваются тормозные процессы, которые ограничивают развитие истощения организма.

16. Определите психофизиологические представления сознания:

a) постепенное овладение абстрактным мышлением:

b) нахождение определенного решения при общении людей;

c) взаимосвязь умственных процессов в состоянии возбуждения с эмоциональными проявлениями;

d) совместные знания людей, которые передаются в абстрактной форме в процессе эволюции и общения.

17. Психофизиологическая характеристика резервов организма:

a) происходят изменения регуляции жизненных функций, обеспечивающих необходимую мобилизацию организма;

b) происходит комплекс изменений, обеспечивающих в необходимый момент активацию организма;

c) происходят такие изменения памяти, внимания, мотивации функциональной подвижности, которые обеспечивают необходимую реализацию действий и раскрытие всех возможностей организма;

d) функциональные перестройки в организме способствуют повышенному состоянию всех физиологических систем.

18. Психофизиологическая сущность надежности в экстремальных условиях заключается:

a) в повышении активности физиологических систем;

b) в проявлении действий, принятии необходимых решений в со стоянии психофизиологической напряженности;

c) в способности определять неблагоприятные факторы среды;

d) в таких функциональных изменениях организма, которых обеспечивают высокую эффективность жизнедеятельности.

19. Профессиограмма производственной деятельности включает:

a) сбор информации о значимости разных физиологических, гигиеничных, эргономических, социально-психологических, психофизиологических и других аспектов деятельности;

b) совокупность профессионально значимых свойств, необходимых для профессиональной деятельности;

c) анкетирование с целью определения основных способностей;

d) анализ характеристик условий трудовой деятельности.

20. Переутомление – это:

a) повышенное состояние психоэмоционального напряжения;

b) большая нагрузка на анализаторные системы, что способствует снижению их чувствительности И эмоциональной нестабильности состояния;

c) сниженное сопротивление организма во время функционал ной нагрузки разного происхождения;

d) комплекс функциональных изменений в организме, которые проявляются во внешних отрицательных реакциях, головных болях, невротических срывах и.т.п.

21. Укажите, как можно определить некоторые способности:

a) путем изучения медицинской карточки;

b) с помощью анкетного опроса;

c) необходимо провести функциональную нагрузку и определить, какой напряженностью вегетативных систем она будет сопровождаться;

d) с помощью специальных тестов, определяющих, кроме типологии ВНД, психомоторные, двигательные и другие характеристики.

22. Формирование поведенческого акта:

a) в зависимости от состояния анализаторных систем и индивидуальной скорости реагирования на раздражители организм формирует поведенческий акт;

b) поведенческий акт формируется в процессе воспитания ребенка, а потом он лишь корректируется;

c) при появлении потребности формируется афферентный синтез, принимается решение и программируются действия, формируется акцептор результата действия, само действие, осуществляется эфферентный синтез с его сомато-вегетативным обеспечением, потом обратная афферентация о параметрах достигнутого результата;

d) в ответ на раздражитель – соответствующая реакция.

23. Психофизиологический механизм развития утомления обусловлен:

a) снижением уровня умственной и физической работоспособности;

b) разрушением функциональной системы организма, сформировавшейся для содействия определенной деятельности;

c) увеличением степени напряжения физиологических функций нервной и вегетативной систем;

d) возникновением определенного нервно-психического напряжения.

24. Характерной психофизиологической особенностью физического труда является:

a) перестройка регуляторных функций центральной, нервной, соматической и вегетативной систем;

b) возрастание энергообмена и соответствующее увеличение потребления кислорода;

c) возбуждение корковых клеток, в результате чего улучшается сенсорная чувствительность, стабилизируется координация движений;

d) развитие тормозных процессов в коре больших полушарий головного мозга с целью эффективного осуществления двигательных действий.

25. Психофизиологическая характеристика умственного труда обусловлена:

a) снижением интенсивности реакции условных рефлексов на фоне активации анализаторных систем;

b) формированием определенной степени эмоционального напряжения, возрастанием активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы;

c) повышением эффективности работоспособности в конкретной деятельности на фоне снижения в других видах;

d) определенной степенью нейрофизиологического напряжения, сопровождающегося усилением энергообмена нервных клеток.

26. Психофизиологическое содержание эмоциональных состояний:

a) выразительные эмоциональные проявления, в отличие от вегетативных реакций, легче подчиняются произвольной регуляции, поэтому они сопровождают разные действия человека;

b) выразительные проявления движений, языка, жестов изменяют эмоциональное состояние;

c) примитивные реакции, в процессе которых человек теряет возможность владеть собой;

d) определяется возникшей потребностью и возможностями ее удовлетворения. Мотивация активизирует эмоциональный аппарат мозга, который изменяет субъективное ощущение соответствующей потребности и окрашивает поведенческие реакции.

27. Психофизиологическая характеристика способностей:

a) это такие личностно-типологические свойства нервных процессов, которые обеспечивают преодоление лени;

b) это такое функционирование вегетативной нервной системы, которое обеспечивает экономичный режим работы всех органов и систем при выполнении определенной деятельности;

c) это генетически обусловленные особенности физиологических, психофизиологических, биохимических процессов, которые в определенных внешних условиях способствуют эффективному выполнению деятельности;

d) это анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата, которые обеспечивают успешность выполнения определенной деятельности.

28. Понятие «человеческий фактор» включает:

a) характеристику функциональных возможностей организма при той или иной деятельности;

b) комплекс компонентов функциональных возможностей человека, обеспечивающий надежность работы в экстремальных условиях;

c) профессиональное умение правильно принимать решение в условиях повышенной информационной напряженности;

d) умение оценить возникающие трудности и осуществить их анализ.

29. Назовите основные заболевания вследствие стресса:

a) накопление липидов в крови во время стресса способствует развитию атеросклероза, это приводит к гипертонии и нарушению регуляции обмена веществ; нервные расстройства провоцируют нарушение функции желудочно-кишечного тракта, развитие гастритов и язв;

b) общие заболевания, которые обусловлены частым изменением окружающей среды;

c) обострения хронических болезней, разные нарушения двигательной деятельности, возникновения дистрофических изменений;

d) резкое снижение артериального давления и развитие вегетативно- сосудистой дистонии по гипотоническому типу с последующим переходом в гипертоническую форму.

30. Значение реактивности в приспособительных реакциях организма:

a) реактивность изменяет состояние организма, что, в свою очередь, обеспечивает его приспособления;

b) изменения возбудимости нервных процессов обеспечивают плавные переходы организма из одного состояния в другое;

c) реактивность формирует душевное состояние человека и таким образом влияет на его отношение к возбуждающим факторам и помогает их преодолению;

d) реактивность обеспечивает адекватность реакции организма на разные раздражители и характеризует его состояние.

Вариант № 2.

1. Что изучает психофизиология:

a) закономерности поведения человека;

b) взаимодействие организма с внешней средой;

c) психическое состояние человека;

d) состояния организма, которые сопровождают психические процессы.

2. Роль занятии оздоровительным спортом в коррекции функционального состояния организма:

a) стимуляция тех нервно-мышечных структур, которые в обычных условиях жизнедеятельности не активны;

b) изменение режима функционирования нервной системы, переключение регуляторных влияний на другие процессы;

c) стимуляция взаимодеятельности физиологических функций организма, благоприятное активирование нервных структур головного мозга;

d) формирование психоэмоциональной напряженности, обеспечивающей нужный для opганизма биологический режим функции внутренних органов и систем.

3. Адаптационные возможности человека зависят:

a) от функциональных ресурсов организма, которые сформировались в процессе индивидуальной жизни;

b) способности быстро и эффективно ликвидировать или компенсировать действие неблагоприятных факторов;

c) возможностей поддерживания гомеостаза и обеспечения необходимой умственной и физической работоспособности;

d) накопленного жизненного опыта как противодействие факторам внешней среды.

4. Функциональный ресурс физиологической системы или организма в целом – это:

a) свойство длительно сохранять необходимую эффективность определенной функции или жизнедеятельности;

b) способность адекватно реагировать физиологическими проявлениями на разнообразные факторы окружающей среды;

c) возможность выполнения функции с наименьшими затратами и высокой эффективностью восстановления;

d) характерные для системы или организма образующиеся алгоритмы их функционирования, которые обеспечивают необходимый режим деятельности.

5. Переутомление – это:

a) повышенное состояние психоэмоционального напряжения;

b) большая нагрузка на анализаторные системы, что способствует снижению их чувствительности и эмоциональной нестабильности состояния;

c) сниженное сопротивление организма во время функциональной нагрузки разного происхождения;

d) комплекс функциональных изменений в организме, которые проявляются во внешних отрицательных реакциях, головных болях, невротических срывах и.т.п.

6. Укажите, что лежит в основе определения типа ВНД:

a) такие критерии, как определение гуморальных особенностей регуляции функций, соматических, а также вегетативных;

b) определение доминирования в организме человека одной из основных жидкостей (лимфы, крови, желтой и черной желчи и др.);

c) склонность к определенным заболеваниям;

d) свойства основных нервных процессов.

7. Назовите основные эмоциональные проявления:

a) состояние перенапряжения, которое сопровождается внешними признаками: утомленностью, неудовлетворенностью, плохим самочувствием;

b) изменения настроения человека, которые сопровождаются активацией надпочечников;

c) изменения речи, движений, жестов, настроения, внешнего сопровождения поведенческих реакций, которые отражают субъективное отношение человека к происходящему;

d) состояния, когда человек реагирует на раздражение не рефлекторными реакциями, а лишь изменением функции вегетативных систем.

8. Укажите факторы, необходимые для проявления способностей:

a) определенная типология ВНД;

b) генетически обусловленные задатки, одаренность, благоприятные условия среды, социальные факторы;

c) врожденные особенности психики человека;

d) условия воспитания.

9. Значения типологии ВНД в возникновении стресса:

a) холерики и меланхолики чаще испытывают влияние сильных раздражителей на нервную систему;

b) у холериков преобладание тормозных процессов провоцирует возникновение стресса;

c) развитию стресса способствует одновременное действие нескольких раздражителей с противоположной направленностью возбуждения и торможения;

d) меланхолики более стойкие к стрессу, поскольку на все раздражители реагируют слабым проявлением силы нервных процессов.

10. Общие представления о механизмах срочной и длительной адаптации:

a) срочная адаптация сопровождается частичной мобилизацией функциональных резервов, а длительная – полной;

b) при срочной адаптации изменяются лишь внешние проявления вегетативных реакций, а при длительной – внутренние;

c) в ответ на регулярный раздражитель организм реагирует продолжительными проявлениями изменений нервных процессов, а незнакомый раздражитель вызывает специфические реакции;

d) первичной реакцией организма на раздражитель является полная мобилизация физиологических резервов, потом, если раздражение повторяется, функция приобретает новые качества.

11. Функциональные состояния организма в разные фазы общего адаптационного синдрома:

a) сначала возникает активация всех функций организма, потом они тормозятся и нормализуются;

b) организм адаптируется к побуждающим факторам, потом постепенно изменяет спои функции так, чтобы обеспечить экономизацию жизнедеятельности до минимального уровня;

c) первой реакцией является сопротивление организма, потом постепенное снижение всех реакций к уровню основного обмена, что заканчивается полным приспособлением;

d) начальной является реакция тревоги, потом изменяется сопротивление организма на действие стрессора уровень функционирования повышается; заканчивается этот процесс полным необратимым истощением.

12. Психофизиологические представления о механизмах сознания:

a) это такое состояние отношений между подкорковой зоной и корой, которое предопределяет мышление, чувства, накопление знаний;

b) это процесс возбуждения, который сопровождается возникновением движения передачи нервных сигналов по кольцу, что обеспечивает мониторинг изменений, происходящих во внешней среде;

c) это знания, которые человек получает в абстрактном виде и может передавать другим, при этом возникают определенные нервные узлы или «центры» связи в коре головного мозга, которые формируют так называемые «фокусы взаимодействия». Там сопоставляется и синтезируется информация, которая сохранялась, с только что поступившей;

d) это определенная концентрация нервных возбуждений в определенных зонах коры головного мозга.

13. Требования, которые выдвигаются к специалистам-психофизиологам на производстве:

a) психофизиолог изучает производственную документацию и определяет, что является основным для обеспечения высокого уровня работоспособности;

b) психофизиолог владеет определенными знаниями, методами разработки и обоснования производственных требований, знает признаки нарушения нервной устойчивости, основы психофизиологических исследований, методы их обработки;

c) психофизиолог определяет уровень здоровья служащего и устанавливает для него определенный объем трудовой нагрузки;

d) психофизиолог должен решать социальные вопросы, способствующие повышению трудоспособности работника.

14. Основные пути и методы профилактики состояния перенапряжения и переутомления:

a) использование средств психотерапии, физиотерапии, фармакотерапии в комплексе с другими мероприятиями;

b) применение стимулирующих препаратов, поддерживающих высокий уровень работоспособности даже в состоянии переутомления;

c) необходимо на короткое время изменить темп работы, а в случае необходимости повышения работоспособности выполнить упражнения расслабляющего характера;

d) если возникло состояние перенапряжения, необходимо в небольшом количестве выпить водки и заняться мышечной релаксацией.

15. Укажите, в чем схожесть и отличие психофизиологических изменений в организме при физическом и умственном труде:

a) схожесть в том, что осуществляется работа, а отличие — в конечных результатах;

b) умственный труд обеспечивает нагрузку афферентных систем, а при физическом труде лишь контролируется определенное мышечное напряжение;

c) степень напряженности организма выше при умственном труде, а вегетативные проявления более постоянны и продолжительны при физической работе;

d) общим является определенная степень нервно-психического и эмоционального напряжения, а отличительным – реализация вегетативных сдвигов.

16. Психофизиологическая характеристика умственного труда:

a) во время умственного труда нервное напряжение способствует истощению нервной системы;

b) выполнение умственной работы требует психического напряжения, что приводит к нарушениям нервно-психического состояния;

c) умственный труд сопровождается раздражительностью, возникновением головной боли, снижением чувствительности анализаторных систем;

d) умственный труд характеризуется не столько вегетативными проявлениями, сколько нейрофизиологическими, что сопровождается кровеобеспечением мозга и повышением энергообмена нервных клеток.

17. Сущность и назначение психофизиологического отбора:

a) это заполнение специальных карт, где отражаются результаты медицинского контроля и физических качеств;

b) это оценка изменений функционального состояния под влиянием умственной и физической работы;

c) это выявление способностей и качеств, которые отвечают требованиям определенных видов деятельности;

d) это определение темперамента, что облегчает приспособление к производственной деятельности.

18. Различие между «совами» и «жаворонками»:

a) «жаворонки» намного быстрее приспосабливаются к новым непривычным условиям, чем «совы»;

b) «совы» имеют высокую трудоспособность в ночные часы, «жаворонки» - в утренние;

c) «совы» могут несколько дней не спать и при этом сохранять высокое функциональное состояние организма, «жаворонки» — наоборот;

d) «совы» отличаются от «жаворонков» функциональным состоянием в дневные часы: когда первые активизируются, вторые снижают активность.

19. Назовите компоненты психофизиологической подготовки:

a) кроме получения специальных знаний подготовка предусматривает формирование вегетативных реакций на разные раздражители, овладение методами самоконтроля, повышения общей устойчивости организма, приспособление к умственным и физическим нагрузкам;

b) постепенное приобретение двигательных навыков для трудовой деятельности;

c) ознакомление с условиями работы, нормативными требованиями и правилами техники безопасности;

d) овладение специальными знаниями, которые необходимы для выполнения определенной деятельности.

20. Психофизиологическая характеристика состояния аффекта:

a) это такое состояние, когда процессы торможения преобладают над процессами возбуждения и снижается функциональный уровень организма;

b) комплекс чувств и действий, отражающих отношение организма к определенным событиям и деятельности;

c) такое состояние, когда сознание переключается на другой фактор, в результате чего изменяется психофизиологическое состояние организма;

d) такие взрывные реакции, когда человек теряет самообладание.

21. Сила нервных процессов характеризуется:

a) совокупностью ответных реакций на действие различных раздражителей;

b) мобилизацией защитных свойств нервной системы при различного рода возмущающих воздействиях на организм;

c) формированием такого психофизиологического состояния, которое адекватно функциональным возможностям организма;

d) способностью продолжительно сохранять возбуждение.

22. Уравновешенность нервных процессов – это:

a) такая совокупность условно-рефлекторных реакций, которая позволяет дифференцировать определенный раздражитель;

b) взаимосвязь между уровнем активности нервных структур в состоянии покоя и при функциональной напряженности организма;

c) баланс силы возбуждения и силы торможения;

d) временной показатель продолжительности действия положительных и отрицательных раздражителей.

23. Подвижность нервных процессов определяется:

a) диапазоном интеграции процессов возбуждения и торможения в нервной системе;

b) скоростью возникновения и прекращения нервного возбуждения;

c) характером образования условного рефлекса;

d) степенью прочности создания положительных и отрицательных нервных связей.

24. Психофизиологическая характеристика реактивности:

a) разная степень реагирования организма на разнообразные раздражители с участием нервной системы;

b) свойство тела противодействовать разным влияниям;

c) изменение жизнедеятельности под влиянием социальных перемен;

d) способность автоматически восстанавливать функциональное состояние после внезапного его нарушения.

25. Резистентность определяет способность организма:

а) реагировать таким образом на раздражители, чтобы затраты были наименьшими;

b) отвечать изменениями жизнедеятельности на влияние внешней среды;

c) перестраиваться под действием условий раздражения и обеспечивать срочную его адаптацию;

d) оказывать сопротивление раздражению путем активации физиологических и биохимических процессов.

26. Значение теории функциональных систем для психофизиологической оценки состояния организма заключается:

a) в объяснении биологических и социальных мотиваций, памяти, способности прогнозировать поведение;

b) в объединении понимания совокупности разных процессов, регулирующих соматические и вегетативные функции;

c) в объяснении механизмов нейронных процессов в коре головного мозга, обеспечивающих определенное состояние организма;

d) в возможности преодоления рефлекторного подхода к анализу поведения человека.

27. Укажите психофизиологическую характеристику состояний организма при нарушениях биологических ритмов:

a) преобладают процессы возбуждения, ускоряющие энергетический обмен, изменяющие режим дыхания на более интенсивный;

b) физиологические функции изменяются в соответствии с изменениями биологических ритмов, при этом обеспечивается нормальное психическое состояние;

c) при резких изменениях времени изменяется ритм сна, что приводит к невротическим проявлениям, снижаются процессы возбуждения и торможения, ухудшаются самочувствие, внимание, память, появляется тревожность;

d) изменяется подвижность нервных процессов и обостряются сосудистые заболевания.

28. Определите психофизиологическую характеристику функциональных перестроек в организме в процессе адаптации:

a) все регуляторные процессы в организме постепенно высвобождаются от лишних действий, что создает благоприятные условия для физиологических процессов;

b) срочные реакции организма мобилизуют физиологические резервы, потом формируется новая программа гомеостатического регулирования, изменяется чувствительность сенсорных систем; перестройки в организме обеспечивают продолжительное приспособление организма к новым условиям;

c) при срочной адаптации организм реагирует изменением подвижности нервных процессов, после чего мобилизуются психические процессы;

d) в процессе адаптации изменяются свойства нервных клеток, сокращается срок проведения возбуждения через синапсы и повышается мощность функционирования организма.

29. Психофизиологическая характеристика стресса:

a) изменяются физиологические процессы регулирования нервной и эндокринной систем, активизируются вегетативные реакции, энергообмен; развивается общий адаптационный синдром;

b) при таком состоянии организма повышаются его защитные возможности;

c) состояние, которое сопровождается разрушительными процессами в нервной системе;

d) во время стресса процесс возбуждения в ЦНС иррадиирует и охватывает клетки двигательного анализатора мозга, что ограничивает регуляцию произвольных движений.

30. Психофизиологическая реабилитация направлена:

a) на формирование защитных функций организма, обеспечивающих поддержание процессов регулирования физиологических систем на необходимом уровне;

b) общее укрепление функциональных резервов организма на уровне, необходимом для производства;

c) стимуляцию функциональных ресурсов организма, обеспечивающих коррекцию функционального состояния;

d) восстановление функционального состояния организма при его нарушении под влиянием производственных факторов.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Основные этапы становления психофизиологии профессиональной деятельности и ее современное состояние.

2. Взаимосвязь психологии здоровья с другими научными дисциплинами.

3. Задачи курса психофизиологии труда.

4. Структура профессиональной деятельности.

5. Основные характеристики труда.

6. Профессиональный отбор.

7. Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии.

8. Классификация профессиональной деятельности.

9. Единство психического и физиологического в трудовой деятельности.

10. Основные вида мышечной работы и рабочая поза человека.

11. Утомление.

12. Динамика работоспособности и характеристика ее стадий.

13. Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени.

14. Оптимальная продолжительность рабочего времени. Сменность.

15. Содержание психофизиологических исследований.

16. Порядок проведения психофизиологических исследований.

17. Классификация тяжести труда и ее факторы.

18. Анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок.

19. Распределение функций и рабочая нагрузка.

20. Функциональное состояние и поведение человека.

21. Влияние эмоции на деятельность человека.

22. Принципы профессиональной диагностики.

23. Диагностические методы.

24. Структура профессиограммы.

25. Понятие успеха в профессиональной деятельности.

26. Динамика профессионального успеха.

27. Психотехника профессиональной деятельности.

28. Начало профессиональной деятельности.

29. Эффективный темп профессионального успеха.

30. Стратегии построения профессиональной карьеры.

31. Психофизиологический анализ трудовых операций.

32. Оптимизация режимов труда и отдыха.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература

1. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 340 с. – ISBN 978-5-16-006327-0.

2. Кривощеков С.Г. Психофизиология: Учебное пособие / С.Г. Кривощеков, Р.И. Айзман – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 249 с. – ISBN 978-5-16-009649-0.

3. Управление персоналом: вариативные учеб. дисц., курс. проекты. Бакалавр. прогр. "Управ. персон. орг.": Учеб. пос. / Под ред. проф. А.Я.Кибанова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 315 с. – ISBN 978-5-16-006903-6.

4. Управление персоналом: вариативные учеб. дисциплины, курс. проекты. Бакалавр. прогр. "Экономика

Наши рекомендации