Охарактеризуйте особенности биологии плоских паразитических червей и их влияние на организм человека.
Особенности строения:Особенности строения плоских червей:
тело вытянуто и уплощено в спиннобрюшном направлении, четко различаются передний и задний концы;они имеют двустороннюю симметрию, что позволяет совершать более активные движения, чем у радиально-симметричных животных (кишечнополостные); имеется четыре вида тканей: покровная, соединительная, нервная и мышечная;стенка тела представляет собой кожно-мускульный мешок, образованный однослойным эктодермальным эпителием и мышцами, лежащими в три слоя (наружный — кольцевые мышцы, следующий, глубже расположенный — продольные, самый глубокий слой — диагональные мышцы);внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань — паренхима, в которой находятся все внутренние органы; пищеварительная система слепая и не имеет анального отверстия; нервная система состоит из двух нервных узлов в передней части тела и отходящих от них продольных тяжей, соединенных перемычками; выделительная система представлена разветвленными канальцами, начинающимися в паренхиме звездчатыми клетками, имеющими полость с находящимся в ней пучком ресничек; колебания ресничек вызывают ток жидкости, содержащей продукты обмена, направляя ее в канальцы, которые сообщаются с внешней средой выделительными отверстиями;
Влияние плоских червей на организм человека:
Ядовитые вещества, выделяемые цепнем, вызывают кишечные расстройства (запоры, поносы, тошноты) и малокровие.
Глисты, паразитирующие в печени, вызывают желтушность, отеки. В легких — кашель.
Почти всегда наблюдается потеря веса, часто понижение трудоспособности, у детей — задержка роста, развития, расстройство памяти.
В чём физиологический смысл дыхания? Опишите строение дыхательной системы.
Строение дыхательной системы:
Различают верхние и нижние дыхательные пути.
К верхним дыхательным путям относятся: наружный нос; полость носа; носоглотка; ротоглотка.
К нижним дыхательным путям относятся: гортань; трахея; бронхи; бронхиальное дерево.
В чём физиологический смысл дыхания?
Смысл в том, что воздух, который мы вдыхаем, питает клетки нашего тела, потом происходит газообмен, и мы выдыхаем из лёгких углекислый газ (CO2)
Практическое дыхание
Билет № 10
Дайте сравнительную характеристику кукушкиному льну и сфагнуму.
У сфагнума нет ризоидов, у кукушкиного льна есть женские растения с коробочками и есть мужские растения, кукушкин лён более высокое растение, из слоя отмершего сфагнума спрессовывается и образуется торф, стебель сфагнума состоит из двух видов клеток: живых зелёных и мёртвых, заполненных водой, поэтому стебель кажется белёсым с виду, водоносные клетки способны впитать в себя много воды, а в целом сфагнум способен поглотить воды в 25 раз больше, чем весит сам, поэтому его в войну использовали вместо ваты.
Сходства: оба относятся ко мхам, нецветковые растения, размножаются спорами, созревающими в спорангиях
Из чего состоит голосовой и речевой аппарат человека? Как образуется голос?
Строение речевого аппарата человека:
1. Мозг
2. Носоглотка
3. Твёрдое небо и мягкое небо.
4. Губы.
5. Язык.
6. Резцы.
7. Область глотки.
8. Гортань, надгортанник.
9. Трахея.
10. Бронх с правой стороны и легкое.
11. Диафрагма.
12. Позвоночник.
13. Пищевод.
Строение голосового аппарата человека
· Ротовая и носовая полости с придаточными полостями
· Глотка
· Гортань с голосовыми связками
· Трахея
· Бронхи
· Лёгкие
· Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой
· Мышцы брюшной полости
· Нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами (Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом)
Образование голоса (звука): образование звука происходит на выдохе, когда воздуху приходится преодолевать носовую, затем ротовую полость, после чего он соприкасается с голосовыми связками, тем самым вызывая их вибрацию. Именно между этими связками и располагается голосовая щель, сквозь которую проходит воздух во время дыхания.
3. Практическое задание.
Билет № 11