Классификация основных форм трудовой деятельности.
Самые общие формы труда – умственный и физический.
Более детальная классификация включает следующие формы труда.
1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности и высоких энергозатрат (4000- 6000 ккал в сутки). Этот вид операций применяется при отсутствии механизированных средств. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50 % рабочего времени.
2. Групповые формы труда – конвейер (3500 – 5000 ккал). Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче детали к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерный труд требует синхронной работы участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. При этом, чем меньше тратится времени на операцию, тем монотоннее и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.
3. Механизированные формы труда (3000 – 4000 ккал). Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Процессы этого вида труда нередко требуют специальных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий приводит к монотонности труда.
4. Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматизированное производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида деятельности – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Физиологическая особенность той формы труда – необходимость быть постоянно готовым к действию и быстро отреагировать на возникающие неполадки. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.
5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участия человека. С физиологической точки зрения различают 2 основные форму управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
6. Формы интеллектуального (умственного) труда (2000-2400 ккал в сутки). Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизации памяти и внимания, частых стрессовых ситуациях. Однако мышечные нагрузки при этом незначительны. Для интеллектуального (умственного) характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности, приводящая к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Она является причиной сердечно-сосудистой патологии. Формы умственного труда также подразделяются на несколько видов:
6.1. Операторский труд. Связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной эмоциональной напряженностью (диспетчер оптовой базы, администратор супермаркета).
6.2. Управленческий труд. Характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций (руководители учреждений).
6.3. Творческий труд. Требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения, огромной творческой отдачи (программисты, дизайнеры, научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы, педагоги).
6.4. Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг. Отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственность, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
6.5. Труд учащихся и студентов. Требует напряжения основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; характеризуется наличием стрессовых ситуаций.