Основы физической тренировки

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

Основные положения спортивной тренировки

Спортивная тренировка как педагогическая система

Спортивная тренировка представляет собой сложную систему средств подготовки спортсмена к соревновательной деятельности, основанных на достижениях педагогики, биологии и медицины, социологии и других областей науки и общественной практики (табл. 1).

Таблица 1. Основные элементы спортивной тренировки как педагогической системы

Элемент Содержание
Цель Достижение максимально высоких спортивных результатов
Задачи - Развитие максимально высокого для спортсмена уровня общей и специальной физической работоспо­собности; - развитие максимально высоких показателей двига­тельных качеств, обеспечивающих овладение необхо­димыми двигательными навыками; - формирование двигательных навыков, обеспечивающих овладение необходимыми техническими приемами; - развитие стратегических умений и навыков, характерных для соответствующего вида спорта; - воспитание психологических свойств личности, обусловливающих достижение высоких результатов в соревновании.
Средства Специфическими средствами являются следующие физи­ческие упражнения: общеподготовительные, служащие общему функциональ­ному развитию организма спортсмена; вспомогательные, создающие основу для развития необхо­димых двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений); специальные подготовительные, являющиеся ключевыми элементами двигательных действий, осуществляемых во время соревнований; соревновательные, представляющие собой всю совокупность соревновательных действий, осуществляемых в тактических и стратегических целях соревнования; кроме специфических средств (физические упражнения), используют и неспецифические: психологическую подго­товку, закаливание организма.
Методы - Разъяснение педагогом (тренером) смысловой структуры двигательных, тактических и стратегических соревнователь­ных и тренировочных действий, на основе которых у спорт­смена формируются знания о содержании этих действий; - приемы трансформации (путем упражнений) полученных спортсменом знаний в умения, т.е. овладение двигательным составом понятой смысловой структуры действий; - различные организационно-методические формы занятий физическими упражнениями и их систематизация с целью превращения двигательных умений в их автоматизирован­ную форму (навыки) и с целью развития физических и психологических качеств
Принципы - Направленность к высшим достижениям и углубленная специализация; - непрерывность тренировочного процесса; - единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам; - волнообразность и вариативность нагрузок; - цикличность тренировочного процесса; - единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности

Спортивная подготовленность

Подготовленность спортсмена к соревновательной деятельности имеет определенную структуру. В ней выделяют относительно самостоятельные элементы: физическую, психологическую, техническую, тактическую и интегральную подготовленность. Такое разделение упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, органи­зовать контроль и управление процессом спортивного совершенствования.

С позиций спортивной медицины особое место занимает физическая подготовленность спортсмена, которая характеризуется возможностя­ми функциональных систем его организма, обусловливающими эффек­тивную соревновательную деятельность, а также уровнем развития ос­новных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости (координационные способности). Основные элементы струк­туры физической подготовленности представлены в табл. 2.

Таблица 2. Основные элементы физической подготовленности спортсмена

Элементы Содержание
Общая подготовленность Разностороннее развитие физических качеств, функцио-нальных возможностей организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности
Вспомогательная подготовленность Функциональная основа для работы над развитием специальных физических качеств и способностей
Специальная подготовленность Развитие физических качеств, возможнос­тей организма и отдельных функциональ­ных систем, непосредственно определяю­щих достижения в избранном виде спорта
Скоростные способности Комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время
Силовые способности Возможности преодоления или противодействия сопротивлению за счет напряже­ния мышц
Гибкость Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду движений спортсмена
Координация движений Способность спортсмена быстро, точно, целесообразно, экономно с физиологичес­кой зрения решать сложные и, особенно, неожиданно возникающие двигательные задачи
Общая выносливость Способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера
Специальная выносливость Способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях нагрузок, обусловленных требованиями соревновательной деятельности в избранном виде спорта

Таблица 3. Структура спортивного занятия



Часть занятия Педагогическая направленность Нагрузка Типы организации
Вводно-подготовительная Избирательная Малая Учебные
Основная Комплексная Средняя Тренировочные
Заключительная Сочетанная Значительная Учебно-тренировочные
    Большая Восстановительные
      Модельные
      Контрольные

Тренировочный процесс в целом также имеет определенную структу­ру: относительно устойчивый порядок компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность. В тренировочном процессе различают микроструктуру (структура отдельных занятий и микроциклов), мезоструктуру (структура средних циклов и этапов тренировки, включающая серию целенаправленных микроциклов) и макро­структуру (структура больших циклов тренировки – макроциклов). Структура циклов спортивно-тренировочного процесса:

  • Микроциклы – серии занятий, проводимых от 3 до 14 дней. Вы­деляют втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные и со­ревновательные микроциклы.
  • Мезоциклы – этапы тренировочного процесса продолжитель­ностью от 3 до 6 недель. Выделяют втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы.
  • Макроциклы – их продолжительность может быть от нескольких месяцев до 4 лет. Выделяют олимпийский (4 года), годичный, сезонный макроциклы.

Структура тренировочного процесса базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства в конкретных видах спорта. Эти закономерности обусловлены фактора­ми, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к специфическим для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наибольших результатов возрасту спортсмена, периодом макроцикла и другими причинами.

Многообразие причин определяет существующие различия продолжительности, целевой направленности и содержания макроциклов, эта­пов и периодов мезо- и микроциклов, занятий как относительно законченных, самостоятельных и одновременно взаимосвязанных структурных элементов тренировочного процесса.

Таблица 4. Физиологические закономерности эффекта систематических занятий физическими упражнениями

Показатели Характеристика закономерностей
Основные функцио-нальные эффекты тренировки Усиление максимальных функциональных возможностей; повышение экономичности (и меньшие затраты энергии) деятельности всего организма в целом и его систем.
Пороговые (критичес-кие) нагрузки для возникновения тре-нировочных эффектов Только при условии, когда параметры физической нагрузки (интенсивность, длительность, частота, объем) достигнут определенных вели­чии (пороговых, критических значений), может возникнуть тренировочный эффект.
Специфичность тре-нировочных эффектов Наибольший тренировочный эффект может быть достигнут в отношении определенного двигательного штыка (спортивной техники), ведущего физического (двигательного) качества, состава мышечных групп, специфи­ческих условий внешней среды.
Обратимость трени-ровочных эффектов Тренировочные эффекты постепенно уменьшаются, при снижении тренировочных нагрузок ниже порогового уровня или исчезают при прекращении тренировок (детренированность).
Тренируемость, опре-деляющая тренирово-чного эффекта Способность организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематических тренировок, обусловленная главным образом генетическими, врожденными и отчасти приобретенными факторами

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

Наши рекомендации