Кафедра земледелия и луговодства
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кафедра земледелия и луговодства
Н.М.НАЙДА
Б О Т А Н И К А
Учебно-методическое пособие по изучению
дисциплины и задания к контрольным работам
Для обучающихся по направлению подготовки 110400 (35.03.04)
«Агрономия» и 110500 (35.03.05) «Садоводство»
(квалификация (степень) «бакалавр» )
Форма обучения
Заочная
Санкт-Петербург
Найда Н.М. Ботаника. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и задания к контрольным работам. Для студентов обучающихся по направлению подготовки 110400 (35.03.04) «Агрономия» и 110500 (35.03.05) «Садоводство» (квалификация (степень) «бакалавр», заочной формы. – СПб.: СПбГАУ. – 2015. – 54 с.
Рецензенты: доктор с.х. наук ГНУ Агрофизического института А.А. Комаров; к.с.-х. наук, доцент А.Г. доцент Орлова
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения при самостоятельном изучении дисциплины «Ботаника». Учебно-методическое пособие составлено на основании требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 110400 (35.03.04) «Агрономия» 110500 (35.03.05) «Садоводство» (квалификация (степень) «бакалавр») и др. нормативных документов.
Рекомендовано к публикации на электронном носителе Методическим советом СПбГАУ протокол №____ от «__» ______ 2015года.
© Найда Н.М., 2015
© ФГБОУ ВПО
СПбГАУ, 2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………….….4
Цели дисциплины «Ботаника»……………………………………..... 4
Задачи освоения дисциплины………….……………………………...4
Требования к освоению………………………………..……………….4
Содержание и структура дисциплины……………………………………6
Темы практических занятий………………………………………………13
Общие методические рекомендации. …………………………………....14
Методические указания к выполнению контрольной работы………….15
Таблица вопросов контрольной работы………………………………….16
Вопросы к контрольной работе………………..………………………….17
Вопросы к зачету…………………………………………………………..25
Вопросы к экзамену…………………………………………………….….27
Краткая методика гербаризации растений ....…………………………...31
Перечень видов растений, необходимых для запоминания…………….34
Рекомендуемая литература………………………………………………..37
Справочный материал……………………………………………………..39
Краткий словарь ботанических терминов…....…………………………..45
Использованная литература……………………………………………….54
Введение
Цель дисциплины «Ботаника»: – приобретение студентами теоретических знаний морфологии, анатомии и систематики растений и практических навыков, необходимых для освоения дисциплин профессионального цикла подготовки студентов направления 110400 (35.03.04) «Агрономия» и 110500 (35.03.05) «Садоводство» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Задачи дисциплины:
· изучение строения растительной клетки и тканей;
· изучение морфологии и анатомии вегетативных органов;
· изучение размножения растений;
· изучение классификации, номенклатуры и филогенетики растений;
· изучение географии и экологии растений;
· понимание значения растений в природе и жизни человека;
· получение навыков натуралистической работы и природоохранной деятельности;
· обеспечение развития биологической культуры и формирования научного мировоззрения.
Требования к освоению дисциплины
В результате изучения курса ботаники студент должен ЗНАТЬ:
· основы цитологии, морфологии и анатомии покрытосеменных растений;
· строение растительной клетки, тканей, вегетативных органов;
· свободно владеть ботанической терминологией.
· строение генеративных органов растений, их образование и классификацию, распространение плодов и семян;
· важнейшие таксономические категории, используемые в систематике, основные отличительные признаки классов, подклассов и семейств покрытосеменных.
В результате изучения ботаники студент должен УМЕТЬ:
· пользоваться микроскопом, приготовить временные препараты, распознавать основные структурные компоненты клетки, ткани, вегетативных органов;
· определить типы плодов, семян и соцветий;
· проводить морфологическое описание растений;
· владеть методикой определения видов незнакомых растений.
Процесс изучения Ботаники направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
· владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
· стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
· умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).
б) профессиональных (ПК):
· способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
· способности распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ПК-3);
· готовности изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-23);
· способности применять современные методы научных исследований в агрономии согласно утвержденным планам и методикам (ПК-24);
· способности к лабораторному анализу образцов растений (ПК-25).
Содержание и структура дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия семенных растений
Растительная клетка
Клетка как основная структурно-функциональная единица живой материи. Краткая история изучения клетки. Основные особенности растительных клеток. Форма и величина клеток. Протопласт и его производные. Химический состав и физико-химическое состояние протопласта.
Цитоплазма. Матрикс цитоплазмы – гиалоплазма (ее ферментативная активность, микротрубочки и микрофиламенты, движение). Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции. Рибосомы. Строение и свойства биологических мембран: плазмалемма, тонопласт. Одномембранные органеллы: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы. Двумембранные органеллы: митохондрии и пластиды. Пластиды как органеллы специфические для зеленых растений. Субмикроскопическое строение хлоропластов, лейкопластов, хромопластов. Теория симбиотического происхождения пластид и митохондрий.
Ядро. Форма, число и размеры ядер. Физико-химические особенности. Ядерная оболочка, ядерный сок, хромосомно-ядрышковый комплекс. Строение метафазной хромосомы. Ядрышко его образование, строение, функция. Функции ядра. Деление клеток. Митотический цикл. Амитоз. Мейоз. Их биологическая сущность.
Клеточная стенка как производное протопласта. Строение и химический состав. Образование и рост клеточной стенки. Поры и перфорации. Видоизменения клеточной стенки (одревеснение, опробковение, кутинизация, минерализация, ослизнение).
Вакуоль. Образование вакуолей. Клеточный сок, как производное протопласта, его состав. Роль вакуолей в жизнедеятельности клетки.
Включения. Запасные питательные вещества растений, их химический состав и локализация в клетке, тканях, органах растений. Использование человеком. Жиры. Алейроновые зерна. Крахмальные зерна. Растворимые запасные продукты. Продукты вторичного обмена веществ (эфирные масла, смолы, алкалоиды, сапонины, гликозиды, соли кальция и др.); физиологически активные вещества клетки: ферменты, фитогормоны, витамины, фитонциды и антибиотики. Их роль в растении и использование. Жизненный цикл и дифференцировка клеток.
Ткани высших растений
Понятие о тканях. Ткани образовательные и постоянные. Образовательные ткани (меристемы). Функции и цитологические особенности. Первичные и вторичные меристемы. Расположение в теле растения: апикальные, интеркалярные, латеральные меристемы. Раневые меристемы, их роль в формировании каллуса и раневой пробки; значение в практике садоводства при черенковании и прививках, при хранении плодов и овощей. Понятие о культуре тканей.
Классификация постоянных тканей. Покровные и основные ткани. Эпиблема. Особенности строения клеток в связи с функцией поглощения. Эпидерма, образование и функции. Строение основных клеток эпидермы. Кутикула. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации. Трихомы (волоски). Пробка. Покровные комплексы – перидерма и корка. Чечевички, их формирование и функции. Основные ткани: ассимиляционные, запасающие и воздухоносные. Функции, особенности строения.
Механические и проводящиеткани. Роль механических тканей в растении. Колленхима, склеренхима, склереиды. Особенности строения. Проводящие ткани и комплексы. Строение трахеальных элементов – трахеид, сосудов. Онтогенез сосуда. Ситовидные элементы – ситовидные клетки и ситовидные трубки. Онтогенез ситовидных трубок с клетками спутницами. Образование тилл и каллозы.Проводящие комплексы– ксилема и флоэма, их гистологический состав. Типы проводящих пучков. Выделительные ткани. Ткани внешней секреции: железистые волоски, секреторные волоски, нектарники, осмофоры, гидатоды. Ткани внутренней секреции: смоляные и слизевые вместилища, млечники, выделительные клетки.
Использование тканей в качестве пищевого, кормового, прядильного сырья.
СИСТЕМАТИКА
Введение в систематику
Задачи и методы систематики. Классификация (искусственные, естественные, филогенетические системы), номенклатура (основные таксономические категории, бинарная номенклатура), филогенетика (изучение исторического развития растений, их таксонов).
Краткая история систематики. Объекты ботаники в современной системе органического мира.
3.2 Неклеточные организмы –Вирусы. Общая характеристика, строение, значение.
Царство Грибы
Отдел Настоящие грибы. Общая характеристика, цитологические особенности. Классификация грибов: классы Хитридиомицеты, Оомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты. Характеристика, особенности, размножение, основные представители. Роль грибов в круговороте веществ в природе, их значение для человека (патогенные, паразитные, плесневые, пищевые, кормовые, источники антибиотиков и ферментов).
Отдел Слизевики, или миксомицеты. Общая характеристика, особенности, размножение, основные представители.
Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения. Роль в природе, использование человеком.
Царство Растения. Водоросли
Общая характеристика растений. Понятие «низшие» и «высшие» растения. Классификация.
Водоросли. Общая характеристика. Цитологические особенности. Отделы: Красные водоросли (Багрянки), Зеленые водоросли, Диатомовые водоросли, Бурые водоросли. Эволюция тела, фотосинтетического аппарата, полового процесса. Чередование ядерных фаз.
Высшие споровые растения
Общая характеристика высших растений, их отличие от низших. Происхождение и классификация. Высшие споровые и семенные растения.
Высшие споровые растения. Классификация, формирование органов, размножение. Чередование ядерных фаз. Гаметофит и спорофит. Отдел Проптеридофиты. Общая характеристика и место в эволюции высших растений.
Отдел Моховидные. Характеристика, строение и цикл развития, классификация, экология. Роль в заболачивании и торфообразовании.
Отдел Плауновидные. Общая характеристика, строение и цикл развития, классификация. Равно- и разноспоровые.
Отдел Хвощевидные.Общая характеристика, строение и цикл развития, значение.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика, классификация. Строение и цикл развития. Водные папоротники, как представители разноспоровых. Значение.
Семенные растения
Семенные растения. Эволюционные связи с высшими споровыми. Биологические преимущества семенных растений.
Отдел Голосеменные (Сосновые). Происхождение, общая характеристика, классификация, строение и цикл развития. Классы: Саговниковые, Гинкговые, Хвойные, Гнетовые. Роль хвойных в растительном покрове России, хозяйственное использование.
Отдел Покрытосеменные – высшая ступень эволюции растений. Общая характеристика. Происхождение покрытосеменных. Теории происхождения цветка.
Цветок, семя и плод
Цветок как метаморфоз побега. Части цветка. Околоцветник простой и двойной. Симметрия. Голые цветки. Типы цветков по расположению членов цветка на цветоложе, числу кругов, числу частей цветка и в каждом круге. Формулы и диаграммы цветков. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные.
Андроцей. Строение тычинки, микроспорогенез и микрогаметогенез.
Гинецей. Классификация гинецеев. Строение пестика. Завязь верхняя и нижняя. Строение семязачатка. Типы семязачатков. Мегаспорогенез, мегагаметогенез.
Онтогенез цветка. Цветение. Монокарпические и поликарпические растения. Соцветия – значение, строение, классификация. Опыление. Типы (автогамия, ксеногамия) и способы опыления (абиотическое и биотическое опыление). Адаптация цветка к типу и способу опыления (двудомность, дихогамия, гетеростилия, самонесовместимость). Хазмогамные и клейстогамные цветки.
Оплодотворение (амфимиксис). Сущность двойного оплодотворения. Развитие и строение семени. Морфологические типы семян по месту отложения запасных питательных веществ. Прорастание семян. Покой семян, сохранение всхожести. Надземное и подземное прорастание.
Апомиксис. Полиэмбриония. Плод. Развитие и строение. Классификация плодов. Плоды простые и сборные. Соплодия. Плоды и семена, как объекты растениеводства.
Систематика Покрытосеменных
Основные системы покрытосеменных. Отдел, классы. Сравнительная характеристика.
Класс Двудольные.
Подкласс Магнолииды: семейства Магнолиевые, Лавровые, Нимфейные.
Подкласс Ранункулиды: семейства Лютиковые, Маковые.
Подкласс Кариофиллиды: семейства Гвоздичные, Маревые, Гречишные.
Подкласс Гамамелидиды: семейства Буковые, Березовые.
Подкласс Дилленииды: семейства Чайные, Вересковые, Тыквенные, Капустные (Крестоцветные), Мальвовые.
Подкласс Розиды: семейства Крыжовниковые, Розовые, Бобовые, Рутовые, Льновые, Виноградные.
Подкласс Ламииды: семейства Мареновые, Пасленовые, Вьюнковые, Бурачниковые, Норичниковые, Яснотковые (Губоцветные).
Подкласс Астериды: семейства Сельдерейные (Зонтичные), Астровые (Сложноцветные).
Класс Однодольные.
Подкласс Лилииды: семейства Лилейные, Луковые, Амариллисовые, Орхидные, Рогозовые.
Подкласс Коммелиниды: семейства Осоковые, Мятликовые (Злаковые).
Подкласс Арециды: семейство Пальмы.
Флора и растительность
Флора. Понятие об ареале растений и типы ареалов. Понятие о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты: культурные, сорные, рудеральные и другие растения. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
Растительность. Распределение растительности в зависимости от климатических условий. Схема идеального континента. Понятия зональной, интразональной и азональной растительности. Растительность СНГ, как зональная система.
Экология растений
Традиционное и современное понимание экологии, ее история и задачи. Общая экология и экология растений. Раздела экологии (аутэкология, экология популяций, синэкология).
Аутэкология растений: организм и среда, учение об экологических факторах Правило лимитирующих факторов и пределы выносливости. Стенотопные и эвритопные виды. Экологическая индивидуальность видов. Понятие об экологической нише. Деятельность человека как важнейшее условие реализации экологической ниши сельскохозяйственными растениями.
Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Климатические факторы. Свет. Понятие о фотосинтетической активной радиации (ФАР), свет и фотосинтез. Экологические группы растений по отношению к свету. Свет, как эколого-географический фактор, понятие о фотопериодизме. Температура. Лимитирующая роль высоких и низких температур. Адаптивные возможности растений в отношении температурного фактора: холодостойкость, морозоустойчивость, жароустойчивость растений.
Вода. Адаптация растений к недостаточному и избыточному увлажнению. Экология водных растений. Экологические группы растений по отношению к водному режиму местообитаний. Засухоустойчивость растений.
Воздух. Экологическое значение газового состава атмосферы. Постоянные и непостоянные компоненты атмосферы. Экологическое значение кислорода, свободного азота и углекислого газа. Баланс углекислоты в атмосфере. Опасность парникового эффекта. Загрязнения воздуха и устойчивость растений. Движение воздуха как прямодействующий и косвенный экологический фактор Анемофильные и анемохорные растения. Влияние ветра на древесные растения: ветровал, бурелом, флагообразная форма кроны.
Почва, комплексность эдафического фактора. Экологическое значение химических свойств почвы: реакции почвенного раствора, содержание в почве кальция, доступного азота, элементов минерального питания. Особенности растений засоленных почв (галофитов). Экологическое значение органических веществ почвы. Механический состав почвы. Растения песчаных (псаммофиты) и скальных (литофиты) местообитаний. Особенности растений, обитающих на болотах и торфах. Орографический фактор, перераспределяющее значение рельефа.
Огонь, его положительное и отрицательное значение.
Биотические факторы. Типы влияния организмов друг на друга. Классификация биотических факторов. Животные, как регулятор процессов формирования фитомассы. Зоофильные и зоохорные растения. Взаимовлияние растений, понятие об аллелопатии.
Антропогенные факторы. Принципиальное отличие экологической роли человека от роли других живых организмов. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения. Экология и агрономия.
Жизненные формы, как результат приспособления растений к экологическим факторам. Понятие об экологической классификации жизненных форм на примере классификации по К. Раункиеру. Экологическая структура вида (биотипы, экотипы).
Экология популяций. Место популяций в системе уровней организации живого. Плотность популяций и понятие группового и массового эффекта применительно к популяциям растений. Принципиальная невозможность бесконечного повышения урожая путем увеличения плотности популяций сельскохозяйственных растений (правило Завадского). Возрастной состав растительных популяций. Соотношение понятий абсолютный возраст и возрастное состояние. Возрастные спектры популяций и понятие о нормальных, инвазионных и регрессивных популяциях. Понятие о типах стратегии жизни у растений (виоленты – К-стратеги; эксплеренты – R-стратеги; патиенты –L-стратеги). Примеры различных стратегий культурных растений и сорняков. Отличие в степени гетерогенности популяций дикорастущих и возделываемых растений. Связь гетерогенности и устойчивости популяций.
Синэкология – экология растительных сообществ (фитоценология, геоботаника). Понятие о фитоценозе. Влияние фитоценоза на среду обитания. Фитосреда. Структура и динамика фитоценозов. Классификация фитоценозов.
Агроценозы, их отличие от естественных сообществ. Необходимость создания высокопродуктивных агроценозов, как экологическая и хозяйственная проблема.
Проблема экологической типологии угодий. Значение экологической типологии угодий для сельского и лесного хозяйства. Экологические шкалы (Л.Г.Раменский, Х. Элленберг) и их использование при оценке угодий. Понятие о фитоиндикации. Проблема экологического мониторинга и экологической экспертизы. Экология и проблема оптимизации сельскохозяйственного ландшафта.
Темы Практических занятий
№ п/п | Курс | Тема занятия |
Строение и функции растительной клетки. Препараты: кожица лука, хлоропласты в листе элодеи, хромопласты в мякоти плодов шиповника, кристаллы оксалата кальция в чешуе лука, крахмальные зерна в клубнях картофеля. | ||
Растительные ткани. Образовательные ткани (меристемы). Покровные ткани. Проводящие ткани и проводящие пучки. Препараты: апекс побега, кончик корня, эпидерма герани, перидерма бузины, сосуды. | ||
Морфология корня. Типы корней по происхождению. Корневые системы. Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Анатомия корнеплодов. Препараты: корень ириса, корень тыквы, корень моркови, корень редьки, корень свеклы. | ||
Морфология побега, метаморфозы побега. Анатомическое строение стебля однодольных растений. Вторичное анатомическое строение стебля двудольных травянистых и древесных растений. Препараты: стебель кукурузы, стебель тыквы, стебель льна, стебель кирказона, стебель липы. | ||
Лист. Морфология листа. Метаморфозы. Анатомическое строение листа. Препараты: лист камелии, хвоинка сосны. | ||
Морфология цветка. Части и члены цветка. Формула цветка. Соцветия: значение, классификация. Плод и семя. Образование, строение и классификация. Препараты: разрез завязи, пыльца на рыльце пестика. | ||
7. | Высшие споровые растения. Классификация, общая характеристика, чередование поколений и смена ядерных фаз (на примере мхов и папоротников). Семенные растения: отдел Голосеменные. Общая характеристика, строение, чередование поколений (на примере сосны обыкновенной), классификация, значение представители. Материал: гербарии, определители. | |
Методика определения видов покрытосеменных растений. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство Лютиковые. Общая характеристика. Представители. Значение. | ||
Семейства: Розовые и Бобовые, Сельдерейные. Общая характеристика, представители значение. Материал: гербарии, определители. | ||
Семейства: Пасленовые, Крестоцветные и Астровые. Материал: гербарии, определители. | ||
Семейства: Осоковые и Мятликовые (Злаковые) Материал: гербарии, определители. |
Общие методические рекомендации
Ботаника в аграрном университете – теоретическая основа всех специальных дисциплин: растениеводства, луговодства, плодоводства, овощеводства и др. Однако разнообразие учебного материала ботаники вызывает затруднение в его освоении. Это требует от студента систематической и упорной самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента – основная форма освоения программного материала. В связи с этим при освоении дисциплины рекомендуем придерживаться следующего плана:
· Подбор литературы, ее изучение, краткое конспектирование и составление ботанического словаря
· Выполнение заданий контрольной работы
· Сбор растений и их гербаризация
· Учебная работа в период сессии в вузе
Для лучшего усвоения и запоминания материала необходимо вести записи прочитанного и составлять словарь ботанических терминов. Словарь является важным средством организации и проверки самостоятельной работы, а также контролирующим, обучающим и справочным пособием при подготовке к зачету и экзамену. При изучении разделов «Анатомия и морфология растений» особое внимание в самостоятельной работе необходимо уделить рисункам. Систематическое выполнение морфологических и анатомических рисунков помогает лучше понять и запомнить внешнюю и внутреннюю структуру тканей и органов растения. Каждый рисунок должен иметь правильное название и подписи к его частям и деталям.
Контрольной работы
Студент выполняет задания варианта, номер которого соответствует последней цифре личного шифра, обозначенной по горизонтали и предпоследней – по вертикали.
Весь программный материал разбит на 190 вопросов. Каждый вариант состоит из 8 вопросов, которые охватывают различные разделы курса.
· Перед выполнением контрольной работы необходимо проработать рекомендуемую учебную литературу.
· Повторить теоретический материал по конспектам прослушанных лекций.
· Ответить на вопросы, которые есть в конце каждого раздела учебника.
· Воспользоваться консультацией преподавателей кафедры по интересующим вопросам.
Преподаватели кафедры осуществляют консультативную помощь по любым вопросам, в том числе в уточнении названий видов растений и семейств.
ТАБЛИЦА ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Пред пос-ледняя цифра | Последняя цифра | |||||||||
9,30,66, 78, 112, 134,164, 176 | 6,32,53, 90, 114, 133,164 | 9,27,45 73,117 136,162 | 6,28,62, 69,115, 133,167 | 10,41,49 70,118, 138,162 | 9,29,67, 81,122, 142,164, | 8,34,45, 85,121, 136,162, | 8,31,46, 82,122, 141,167, | 8,32,59, 81,122, 142,164, | 7,37,49 79,119, 141,168, | |
8,41,42, 97,114, 139,166, | 9,30,61 84,120, 141,163 | 6,27,43 89,122, 134,166 | 6,40,47, 95,112, 138,168 | 6,34,58, 87,117, 136,118, | 6,37,44, 85,117, 141,166 | 3,31,45, 70,115, 133,168, | 7,33,48, 100,116, 137,167, | 2,31,68, 88,118, 142,162, | 3,34, 54,95, 121,143 167,176 | |
5,31,50, 71,119, 143,168 | 2,38,51 76,116 138,163 | 3,37,45, 86,113, 136,163 | 1,31,59, 79,121, 135,162 | 1,33,57, 77,117, 134,163, | 3,26,68, 90,114, 140,162, | 3,31,68, 96,115, 140,166, | 1,32,58, 98,112, 142,167, | 2,30,43, 91,118, 142,162 | 1,38,59 70,122, 137,168 | |
4,37,46, 83, 121 143,162, | 4,27,50, 94,116 144,162 | 19,35, 63,92, 118,144 163,177 | 11,36 56,93, 115,125 162,176 | 25,30,60 72,113, 135,162, | 5,39,57, 74,112, 134,163, | 12,41, 54,75, 122,141 162,176 | 14,28, 56,86 119,138, 162,178 | 13,29 64,82, 113,140, 164,179 | 26,30, 43,97, 122,139 163,180 | |
14,29,50 90,111, 131,156, | 8,38,60, 85,105, 126,159 | 20,39, 63,101, 106,123 155,175 | 17,27 47,90, 107,125 144,163 | 24,34,61 91,102, 127,157, | 18,41, 54,79, 103,128, 155,178 | 12,33, 68,83 107,122, 158,173 | 9,40,64, 98,109, 129,156, | 24,34, 42,88, 110,132, 159,171 | 6,40, 42,92, 11,123, 158,172 | |
15,41,61, 87, 111, 131,158, | 26,38, 54,84, 109,123 156,173 | 25,33, 46,82, 104,125 159,170 | 6,33,67 100,105 130,155 | 3,32,48 69,108, 123,157, | 22,38, 64,101, 112,126, 158,175 | 23,39, 61,79, 107,132, 155,174 | 10,40, 51,88, 104,127, 157,172 | 25,35, 49,92, 110,132, 160, 170 | 23,31, 64,96, 111,128 158,171 | |
11.39.47. 99,103, 123,155, | 15,37, 58,95, 111,131 156,170 | 7,36, 63,92, 108,125 159,191 | 15,29, 54,93, 106,126 160,171 | 17,29,44 69,103, 135,156, | 21,36, 65,87, 104,124, 161,181 | 21,38, 48,85, 102,123, 157,171 | 18,35, 65,80, 111,130, 156,173 | 19,41, 54,95, 109,123, 159,174 | 10,27, 51,97, 108,128 159,170 | |
19,28,43 69,110, 129,155 | 7,37,52 87,105, 129,154 | 16,32, 67,82, 102,123 156,169 | 11,35, 54,80, 110,127 158,172 | 20,32,65 90,105, 136,158 | 12,41, 51,96, 106,129, 159,173 | 17,39, 52,95, 107,128, 160,173 | 17,28, 52,95, 103,127, 161,175 | 15,41, 66,81, 110,131 160,169 | 15,40, 52,88, 109,123 159,174 | |
26,32,48 83,116, 134,163 | 9,30,44, 69,117, 139,166 | 19,39, 52,89 112,134 161,179 | 20,36, 52,92, 113,146 164,177 | 21,35,66 85,115, 135,165, | 8,39,66, 83,112, 136,166, | 13,28, 62,87, 113,137, 168,177 | 18,33, 68,97, 118,146, 166,180 | 11,29, 42,70, 122,136, 166,181 | 7,30, 42,92, 119,140 164,179 | |
15,28,49 80,119, 139,163, | 16,41, 46,91, 181,137 116,180 | 5,35,48, 96,115 144,163, | 21,41,49 89,131, 135,165, | 20,36,53 95,117, 139,167, | 17,32, 41,81 116,134, 168,180 | 10,41, 68,86, 129,137, 166,177 | 12,27, 43,78, 121,141 168,181 | 22,30, 44,81, 120,137, 163,180 | 18,30, 62,89, 181,140 164,179 |
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Введение
1. Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Автотрофы и биосфера.
2.Значение растений в природе и жизни человека.
3. Растения, растительные ресурсы, их охрана.
Растительная клетка
4. Строение растительной клетки. Основные химические компоненты протопласта.
5. Прокариотическая и эукариотическая клетки. Состав протопласта эукариотической клетки.
6. Отличия растительной, животной и грибной клетки.
7. Продукты жизнедеятельности протопласта. Внутриклеточные включения.
8. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.
9. Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.
10. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
11.Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.
12. Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека.
13. Форма, размеры, число ядер в клетках. Компоненты ядра, его физико-химические особенности.
14. Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и хромосомно-ядрышкового комплекса.
15. Хромосомы, строение, химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.
16. Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.
17. Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.
18. Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование человеком.
19. Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль.
20. Запасные питательные вещества, их локализация в клетках и органах растений.
21. Место образования и локализация крахмала в клетках и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.
22. Место образования и локализация белковых запасных веществ. Строение алейроновых зерен.
23. Образование и локализация жирных и эфирных масел в растительной клетке и органах растений.
24. Физиологически активные вещества клетки.
25. Клеточная стенка, ее образование, химический состав, структура и рост. Поры и плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.
26. Вакуоли, их образование, состав клеточного сока. Функции вакуолей.
Растительные ткани
27. Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.
28. Типы образовательных тканей (меристемы): апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Цитологическая характеристика образовательных тканей, их строение и функции. Значение для вегетативного размножения.
29. Типы покровных тканей: эпидерма, эпиблема, перидерма, корка, спермодерма (семенная кожура). Их краткая характеристика.
30. Особенности строения эпидермиса листа. Строение и механизм работы устьиц. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом).
31. Эпиблема: строение расположение, функции.
32. Комплекс перидермы: образование, строение и функции. Строение и функции чечевичек. Использование пробки.
33. Корка: возникновение, строение и функции.
34. Типы основных тканей: водопоглащающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная, водоносная. Расположение в органах, строение и функции.
35. Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей человеком.
36. Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), ситовидные трубки. Расположение в органах строение и функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.
37. Гистологические элементы ксилемы (древесины): функции ксилемы. Вещества, передвигающиеся по ксилеме.
38. Гистологические элементы флоэмы (луба), расположение в органах, функции. Вещества, передвигающиеся по флоэме.
39. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.
40. Структуры выделительных тканей внутренней секреции: млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища. Функции.
41. Структуры выделительных тканей внешней секреции: железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры. Их строение и функции.
Размножение растений
69. Понятие о размножении и воспроизведении. Способы размножения. Биологическое значение размножения.
70. Естественное вегетативное размножение растений, его биологическая роль.
71. Искусственное вегетативное размножение растений. Значение для человека. Примеры. Понятие о клоне.
72. Бесполое размножение спорами и зооспорами. Мейоз при спорообразовании.
73. Половое размножение растений. Эволюция форм полового процесса. Примеры изогамии, гетерогамии, оогамии, конъюгации.
74. Понятие о цикле развития растений. Чередование поколений и смена ядерных фаз у низших и высших растений.
75. Семенное размножение: особенности и преимущества.
76. Особенности размножения и цикла развития голосеменных растений. Цикл развития сосны обыкновенной.
77. Соцветия, биологическая роль, классификация. Примеры.
78. Строение и биологическая роль цветка. Формула цветка. Примеры.
79. Андроцей: строение тычинки и пыльника, функции.
80. Микроспорогенез, микрогаметогенез.
81. Гинецей. Плодолистик и его листовая природа. Типы гинецея. Строение пестика. Типы завязи.
82.Строение и развитие семязачатка покрытосеменных растений, его биологическая роль.
83. Мегаспорогенез и мегагаметогенез. Строение женского гаметофита – зародышевого мешка.
84. Основные пути эволюции цветка.
85. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Примеры.
86. Энтомофильные растения: приспособления к типу и способу опыления, биологическое значение. Примеры.
87. Анемофильные растения: приспособление к ветроопылению. Примеры.
88. Самоопыление и его биологическое значение.
89. Искусственное опыление и его значение в практике сельского хозяйства.
90. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений. Биологическая роль двойного оплодотворения.
91. Развитие семени из семязачатка. Строение семени. Классификация семян. Биологическая роль, кормовое и пищевое значение.
92. Строение зерновки пшеницы и семени фасоли. Сходство и различие в строении и химическом составе.
93. Условия прорастания семян. Превращение веществ при прорастании и созревании семян. Морфология проростка.
94. Классификация плодов, их биологическая роль. Использование плодов и семян в питании человека и кормлении животных.
95. Односеменные и многосеменные плоды, их строение, использование. Примеры.
96. Основные типы сухих плодов, их строение, использование. Примеры.
97. Основные типы сочных плодов, их строение, использование. Примеры.
98. Сложные (сборные) <