Способность к поддержанию границ и построению близких отношений в сочетании определяет качество отношений с окружающими людьми.

Какие типы отношений производит сочетание этих навыков мы рассмотрим далее.

  Строю близкие отношения с людьми Не сближаюсь с людьми
Поддерживаю свои границы 1. Подлинно близкие отношения 3. Одиночество
Не устанавливаю свои границы 2. Нездоровое слияние 4. Беспорядочность

1.Подлинно близкие отношения (Высокая способность к сближению + Высокая способность к построению границ).

Зрелая способность к сближению в сочетании с умением правильно выстраивать границы собственной личности позволяют создавать здоровые, подлинно близкие отношения.

Близкие отношения в этом случае не могут быть нарушены различием во мнениях и разногласиями. Люди не боятся отвержения из-за своей противоположной точки зрения, при этом не подавляют и не осуждают взгляды другого человека, даже если они сильно отличаются. Древнее определение свободы человека звучит так: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Нездоровое слияние, неотделенность.

Комбинация способности к сближению с неумением устанавливать границы делает одного или обоих участников отношений несвободными друг от друга.

Картины из жизни соответствующие этому определению вы, однозначно, наблюдали. Это «страстная любовь», патологическая романтическая увлеченность, описываемая многими авторами романов, которая трагически заканчивается. Люди фактически сгорают от близости. Относительно отношений с родственниками, примером могут быть настолько на разлучные мама и взрослая дочь или взрослый сын, что дети не могут построить собственную семью. Любые попытки отделения от мамы закачиваются разочарованием в отношениях с другими людьми. При этом, если удается ребенку какое-то время удерживать лодку отношений с партнером наплаву, то это делает маму глубоко несчастной и одинокой. Вышеперечисленные случаи характеризуются слиянием двух людей на столько, что невозможно определить, где заканчивается одна личность и начинается другая.

Изоляция, одиночество.

Человек, знающий, как построить границы, но мало способный к сближению, полностью владеет своей жизнью и умеет говорить «нет».

У такого типа людей нет близких взаимоотношений. Они часто встречаются среди работоголиков (не трудоголиков – есть различие в этих понятиях) и среди добровольных отшельников. Несмотря на сильную нужду в общении, такие люди предпочитают держаться подальше от людей, в том плане чтобы никого не впускать в свою душу. Они никогда не сделают первого шага к тому, кто может им помочь. Они в отчаянии ожидают что кто-то первым приложит усилия к построению близости. Однако, глядя на этого человека, у окружающих создается впечатление, что ему не нужны никакие отношения, и не делают первого шага, даже если для них это не составляет труда. Поскольку нужда «отшельника» в близости остается неудовлетворенной – это вызывает гнев. Поэтому одинокие люди как бы «кусаются», когда ты пытаешься приблизиться к ним.

Беспорядочность, нестабильность.

Человек, у которого есть сложности с со сближением и построением границ – постоянно чувствует, что теряет себя в отношениях с людьми и даже с самим собой.

Они не знают так же, что такое полноценная привязанность к другому человеку, постоянно находятся в состоянии неопределенности. Способность к близости определяется ощущением: «Я любим», - а способность к построению границ личности – навыком к самодисциплине и личной ответственности. Это как раз и есть отсутствующие звенья в отношениях четвертого типа людей. Выход – это заручиться поддержкой дисциплинированных людей, приготовиться к длительному периоду восстановления разрушенных границ.

Эго-состояние Контролирующий Родитель

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Руководитель.

· Может принимать решения в трудных ситуациях.

· Руководствуется разумными нормами.

· Заботиться о дисциплине и порядке.

· Действует не авторитарно.

· Гибок, не упирается в тупик.

· Открыт для других мнений.

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Преследователь.

· Чаще отклоняет новое, нетерпимо реагирует властными проявлениями и агрессией.

· Требует приспособительного климата, интриг и боится риска.

· Неэффективный.

· Мало определенный.

· Призывает к манипуляциям.

Эго-состояние Заботящийся Родитель

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Воспитатель.

· Очень понимающий и принимающий.

· Создает климат уважения и уверенности.

· Требует отзывчивости и взаимной поддержки.

· Позволяет и поощряет действовать другим.

· Может хорошо передавать права и обязанности подопечным.

· Предоставляет пространство для развития.

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Спасатель.

· Препятствует самостоятельности, делая других зависимыми от себя.

· Чрезмерной заботливостью ставит их в положение маленьких.

· Избегает необходимой конфронтации.

· Показывает мало понимания и мало хвалит.

· Очень ссылается на себя.

· Оставляет других в беде.

Эго-состояние Взрослый

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Стратег.

· Ищет корень проблемы.

· Применяет наработанные и скопированные у других эффективные стратегии взаимодействия.

· Заключает и поддерживает соглашения.

· Разрешает конфликты с помощью сотрудничества.

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Дигитал.

· Показывает мало эмоций, «сухарь».

· Контролирует и ничего не делает для отношений.

· Не учится на опыте.

· Большое количество стереотипов и предрассудков.

· Отсутствие метакоммуникации.

Наши рекомендации