Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций

К некогнитивным факторам, вызывающим эмоции, П.В. Си­монов относит потребность и оценку возможности (вероятности) ее удовлетворения, которую субъект совершает непроизвольно и часто неосознанно.

Им разработана потребностно-информационная теория эмоций, согласно которой правило возникновения эмоций выражается в следующей структурной формуле:

Э = [П, (Ин - Ис), ...],

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности удов­летворения потребности на основе врожденного и онтогенетичес­кого опыта; Ин — информация о средствах и времени, прагмати­чески необходимых для удовлетворения потребности; Ис — ин­формация о существующих средствах и времени, которыми реально располагает субъект в данной ситуации.

Согласно информационной теории эмоций положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информа­ции по сравнению с ранее существующим прогнозом (при «мгно­венном срезе») или в ситуации возрастания вероятности достиже­ния цели (если генез эмоций рассматривать в его динамике). Отри­цательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или на падение вероятности достижения цели в процессе деятель­ности субъекта. Многообразие эмоций согласно концепции опре­деляется многообразием потребностей. Эмоций столько сколько потребностей. У человека витальные потребности (голод, жажда и Др.) дополнены социальными и идеальными потребностями. Сре­ди последних выделяют идеологические потребности ~- производ­ные от социальных и идеальных. Объединение витальных с соци-


Самосохранение (отрицательные эмоции)

Саморазвитие (положительныеэмоции)


ВИТАЛ ЬНЫЕ Т

н

Этнические

Н

СОЦИАЛЬНЫЕ Т

н

н

Идеологические к-| ИДЕАЛЬНЫЕ


I '   ^ 1 "       ^А           ^            
Родительские |«—— ^я се6я"   "ДЛЯ ДруГИХа (обязанности)   Духовные (совесть)    
         
         
                     
Потребность в вооружении   Потребность преодоления (воля)    
+   +    
сотреГепсе апуе   «рефлекс свободы*    
         
     
Вктальные инстинкты Зоосоииальные (голод, жажда и т.п.) инстинкты   Исследовательский инстинкт    
                         

Рис. 39. Классификация основных потребностей человека (по П.В. Симо­нову, 1997).

альными потребностями создает этнические потребности, кото­рые также могут быть источником эмоций. Социальные потребно­сти вместе с потребностью для других формируют духовные по­требности (совесть). Классификация потребностейпо П. В. Симо­нову показана нарис. 39.

В 1984г. американские исследователи Д. Прайс и Дж. Баррелл (РпсеО., ВаггеПУ., 1984) провели психологические исследова­ния с целью проверки потребностно-информационной теории эмоций. Для этого они предложили испытуемым мысленно пред­ставить событие, которое у них было связано с эмоциональными переживаниями- Затем на специальных шкалах испытуемый отме­чал силу эмоционального переживания, предполагаемую вероят­ность достижения цели и силу желания разрешить проблему, ко­торая вызвала эмоции. Количественная обработка полученных дан­ных подтвердила зависимость трех переменных; эмоции, силы потребности и вероятности ее удовлетворения. Исследователи на­звали эту зависимость общим законом человеческих эмоций.

В 1988 г. канадский психолог Ж. Годфруа (1992) воспроизвел зависимость эмоции от количества информации, выразив это сле­дующим образом: «Эмоция = Необходимая информация - Имею­щаяся информация» (С. 259) .

П. В. Симонов полагает, что функция прогнозирования веро­ятности удовлетворения потребности (вероятности подкрепления) поделена между двумя информационными структурами мозга — фронтальными отделами новой коры и гиппокампом. Фронталь­ная кора ориентирует поведение на высоковероятные события в отличие от гиппокампа, реагирующего на сигналы маловероятных событий. Известно, что чем выше у интактного животного вероят­ность подкрепления, тем быстрее вырабатывается условный реф­лекс. После разрушения фронтальной коры формирование пище­вого условного рефлекса при низкой вероятности подкрепления заметно ускоряется по сравнению с интактным животным. Этот результат объясняют тем, что после разрушения одного из двух блоков информационной системы, состоящей из фронтальной коры и гиппокампа, мозг перестает дифференцировать высоко- и низ­ковероятные события. Поэтому сигналы, подкрепляемые с разной вероятностью, становятся одинаково эффективными.

Гиппокамп выделяет низковероятные события, обеспечивает выработку условного рефлекса на низковероятном подкреплении условного сигнала. Крысы после удаления гиппокампа неспособ­ны вырабатывать условные рефлексы при низко вероятном под­креплении (в 25 и 30% случаев). Хотя при подкреплении пищей в 100 и 50% случаев гиппокампэктомированные крысы и отстают от интактных, но все же с задачей справляются. Следует сказать, что необходимость различать высокую и низкую вероятность подкреп­ления всегда является трудной задачей даже для интактного жи­вотного и требует много времени.

Для проверки функции гиппокампа, состоящей в выделении низковероятных событий, исследователи использовали экспери­ментальную модельЭ.А. Асратяна в виде выработки условнореф-лекторного переключения разнородных условных рефлексов, когда один и тот же сигнал (звук) утром подкреплялся пищей с высо­кой вероятностью и болевым раздражителем с малой вероятнос­тью, а вечером отношения менялись на противоположные. В тече­ние 10 дней интактная крыса безуспешно пыталась выработать ус-ловнорефлекторное переключение. Однако после двустороннего удаления гиппокампа у нее сформировалось устойчивое условно-рефлекторное переключение и она реагировалана один и тот же стимул утром пищевым, а вечером оборонительным рефлексом в соответствии с тем, какое подкрепление наиболее часто применя­лось. Хирургическая операция не только облегчала выработку реф­лексов, но и устраняла признаки эмоционального напряжения (по показателю частоты сердечных сокращений), которое обычно на­блюдается в таких опытах. Результаты этих исследований объясня-

12-3341

ют тем, что оперированные животные не измеряют (игнорируют) низковероятные события (подкрепление), что упрощает их задачу. Крысы ориентируются лишь на высоковероятное подкрепление пищей утром и высоковероятное наказание вечером-

ЛИЦЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ И ЭМОЦИИ

7.4.1. Лицевая экспрессия как средство невербального общения

Люди обычно обмениваются многими невербальными сигна­лами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, кон­такты глазами, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются информацией с со­родичами животные в стае, используя выразительные движения, особые звуки. Ч. Дарвин (1872) был первым, кто предположил, что лицевая экспрессия играет особенно важную роль в коопера­ции, объединении членов сообщества, так как позволяет сооб­щать об эмоциях и намерениях действовать. Наиболее важным ка­налом эмоционального, невербального общения является зритель­ный, через который принимается информация, содержащаяся в выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица.То, что лицо — наиболее важный источник информации в процессе об­щения, подтверждается исследованиями, выполненными психо­физическими методами. Для сравнения возможностей зрительного и слухового невербальных каналов в передаче информации об эмо­циях У. Хелл, А. Керрес и К. Шерер (Не115и., Кагтах А., 5спегегК.К..,1988) применили факторный анализ к результатам ранжирования видеокадров (лица человека, изображающего улыбку или эмоцию гнева), а также к записям человеческого голоса, переживающего те же эмоции (рис. 40). Для обеих модальностей суммарно авторы получили двухфакторное решение: 45% информации об эмоциях передается зрительными сигналами и 17,6% — слуховыми.

Роль мимики по сравнению с позой, жестом, с фило- и онто­генетическим развитием возрастает. У птиц, в частности у домаш­них цыплят, положение головынесет важную информацию о со­циальном статусе особи. В ряду позвоночных лицевая мускулатура претерпевает изменения от полного отсутствия у низших живот­ных до хорошо развитой системы лицевых мышц у приматов и становится предельно дифференцированной у человека. У макаки резуса наиболее важным компонентом в передаче информации является пантомимика, в частности поза, у человекообразной обе­зьяны мимика становится более независимой от позы и локомо-

Голос


Радость

Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций - student2.ru  

И(12%)

Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций - student2.ru  


Лицо Радость ^/Т(7%) ,Л(25%)

Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций - student2.ru  

Л(40%)


Рис. 40.Собственные веса факторов,полученных наоснове субъективного ранжирования кадров отдельно для записи голоса человека,переживаю­щего радость и гнев, и отдельнодля видеозаписейлица человека, выра­жающего эмоцию радости и гнева, которые сопровождалисьтекстом, про­износимым без интонации и эмоций. Факторизациятолько зрительных кадров выделяет два фактора: лицевойэкспрессии и текста.При фактори­зации кадров с голосомполучено три фактора:интонации, текста и каче­ства голоса (с текстом).Видно, что через зрительныйканал суммарно передается большеинформации (огневе и радости), чемчерез слуховойканал (по НеП&и. е1 а1, 1988),

Л — лицо; Т — текст; И — интонация; Т+Л — текст и лицо;Т+К — текст и качество голоса.

ции. Исследователями выделены различные выразительные двига­тельные комплексы у макаки резуса, которые используются для демонстрации угрозы, беспокойства, подчинения, испуга, миро­любия и важны для создания иерархии социального доминирова­ния. У человека экспрессивные реакции лица приобретают само­стоятельное значение в передаче эмоциональных сигналов. В со­циальном поведении взаимодействие лиц играет огромную роль. У специалистов оно получило даже специальное название — «поее-

12"

дение лицо к, лицу». «Лицо — это центр передачи и приема соци­альных сигналов, которые являются решающими для развития индивида» (Изард К., 1980. С. 72).

В ходе эволюции мимические реакции развивались из движе­ний — намерений, относящихся к подготовительной фазе дея­тельности (подготовка к нападению или, наоборот, к защите). Это предопределило одну из функций лицевой экспрессии ~ стать средством невербального общения, способом передачи информа­ции о намерениях и состояниях человека, которые должны при­влечь внимание другого субъекта.

Кросс культурные исследования распознавания лицевой эксп­рессии показали, что основные эмоции (гнев, страх, счастье, удив­ление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями. Даже в условиях, затрудняющих наблюдение, например на большом удалении, про­является универсальность механизма распознавания эмоций. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечива­ется врожденными нейронными программами. Процент совпадения оценок лицевых эмоциональных паттернов у лиц разных националь­ностей — около 80%, несколько меньше он у японцев (65%).

Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выра­жающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблю­дать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указы­вает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев.Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

Лицо человека и даже его схематическое изображение — зна­чимый стимул для новорожденного.Об этом можно судить по дли­тельности его фиксации глазами, по частоте обращения внимания на него, по появлению вегетативного компонента ориентировоч­ного рефлекса (снижению ЧСС). Ребенок предпочитает рассмат­ривание человеческого лица любому другому стимулу (шахматной доске, изображению различных животных).

Наши рекомендации