Раздел: физиология нервной системы

Занятие № 9.

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВА, ЦЕНТРАЛЬНОГО СИНАПСА, НЕЙРОНА.

ВОЗБУЖДЕНИЕ В ЦНС.

СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: строение нейронов, нервных проводников;

функциональные особенности центральных синапсов;

свойства синаптической передачи;

понятие о нервной цепи;

понятие о нервном центре;

основные закономерности распространения возбуждения по нейронным цепям;

принцип надежности нервных центров (пластичность, взаимозаменяемость);

основные свойства нервных центров.

Студент должен уметь: изобразить схематически и графически синапс, ВПСП и ТПСП;

схематически изобразить проведение возбуждения по миелиновым и немиелиновым волокнам;

схематически изобразить нейронную цепь, нейронную сеть, кольцевую цепь, процессы конвергенции и иррадиации возбуждения.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Какую роль выполняет миелиновая оболочка в мякотных волокнах?

2. Проводится ли возбуждение по нервным волокнам в целостном организме в двух направлениях? (да, нет)

3. Обладают ли нервные волокна одинаковой скоростью проведения возбуждения? (да, нет)

4. Проводится ли возбуждение по изолированному нервному волокну? (да, нет)

5. Укажите особенности распространения возбуждения по миелиновым нервным волокнам: изолированно, сальтаторно, без утомления, с большой затратой энергии, с малой затратой энергии.

6. Какие факторы могут нарушить физиологическую и анатомическую целостность нервного волокна: перевязка волокна, охлаждение волокна, воздействие на нервное волокно физиологического раствора, действие фармакологических средств (новокаин, эфир, кокаин, нашатырный спирт).

7. Что называют возбуждением?

8. Что такое иррадиация возбуждения?

9. Что такое конвергенция возбуждения?

10. Какие виды суммации возбуждения существуют?

11. Сформулируйте понятие «нервный центр».

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Механизмы проведения возбуждения в миелиновых и немиелиновых нервных волокнах.

2. Нервные волокна типа А, В, С. Характеристика их возбудимости и лабильности. Особенности проведения возбуждения по нервным волокнам и в нервных стволах.

3. Классификация и строение различных видов синапсов. Тормозные и возбуждающие синапсы и их медиаторы.

4. Механизмы передачи возбуждения в синапсах. Постсинаптические возбуждающие и тормозные потенциалы.

5. Нейроны, их виды, функциональные особенности.

6. Особенности возникновения и распространения возбуждения в нейроне. Триггерные характеристики мембраны.

7. Понятия о нервном центре. Представление о функциональной организации и локализации нервных центров.

8. Иррадиация, мультипликация возбуждения.

9. Односторонний характер проведения возбуждения в нейронных цепях.

10. Реверберация импульсов в нейронных цепях.

11. Конвергенция возбуждения. Интегративные функции нейрона.

12. Основные свойства нервных центров.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Видеодемонстрация опытов.

Опыт . Влияние камфоры, амидопирина и кофеина на проведение и иррадиацию возбуждения у экспериментальных животных.

Цель опыта: показать проявления иррадиации и генерализации возбуждения в ЦНС. Большие дозы кофеина усиливают возбудимость нервной системы. При этом возбуждение широко иррадиирует, вызывая судороги скелетных мышц, вплоть до тетануса. Подобным же образом действуют камфора и амидопирин (пирамидон).

Порядок выполнения работы.

а) лабораторным мышам под кожу ввести раствор камфоры в дозе 1 мг/кг веса. Через 2-10 мин. появляются клонические судороги.

б) крысе внутрибрюшинно ввести 1 мл 1% р-ра амидопирина. Через 10-15 мин. развиваются тонические, а затем клонические судороги.

в) крысе внутрибрюшинно ввести 2 мл 2% р-ра кофеина. Через 10-15 мин. Развиваются судороги.

Необходимо объяснить механизм возникновения судорог.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Виды глиальных клеток, их физиологические свойства.

2. Взаимосвязь нервных клеток в осуществлении нервной деятельности.

3. Функциональные особенности нервных волокон в пожилом и старческом возрасте.

4. Особенности процессов возбуждения в ЦНС в пожилом и старческом возрасте.

5. Особенности функционирования нервных центров в пожилом и старческом возрасте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Расстояние между раздражающими и отводящими электродами равно 10 см. Потенциал действия в точке отведения регистрируется через 1 мсек после нанесения раздражения. К какой группе относится данное волокно (А, В или С)?

2. Амплитуда потенциала действия в нервном волокне уменьшилась со 120 мВ до 10 мВ. Будет ли импульс возбуждения распространяться по волокну? Почему?

3. Длительность пика потенциала действия в нервном волокне равна 0,5 мсек, следовой деполяризации – 20 мсек. Волокно раздражается серией электрических импульсов с частотой 50 Гц. Какова будет возбудимость волокна при действии на него электрических импульсов, последующих за первым?

4. По двигательным нервным волокнам распространяются потенциалы действия, амплитуда которых равна 120 мВ. В начальной части нерва имеется участок, функциональное состояние которого ухудшено. Когда потенциал действия входит в этот участок, его амплитуда уменьшается в 2 раза. Какова будет амплитуда потенциала действия в дистальной части нерва? Почему?

5. Почему возбуждение по миелиновым и немиелиновым нервным волокнам проводится изолированно?

6. У больного с травмой позвоночника в поясничном отделе наблюдалось нарушение произвольных движений в нижних конечностях. После оперативного вмешательства (удаление осколков костной ткани, сдавливающих нервную ткань) произошло постепенное восстановление двигательной функции. Каков механизм наблюдавшихся нарушений в двигательной активности?

7. К мотонейрону, порог возбуждения которого 10 мВ, одновременно подходят 8 возбуждающих пресинаптических импульсов. Будет ли этот мотонейрон генерировать эфферентные нервные импульсы, если амплитуда одиночных ВПСП, вызываемых на мембране его аксонного холмика отдельными пресинаптическими импульсами, равна 2 мВ?

8. С какой частотой к мотонейрону должны поступать пресинаптические нервные импульсы, чтобы на его теле (длительность ВПСП 0, 015 сек) смогла произойти последовательная суммация ВПСП?

9. Амплитуда одиночного ВПСП в аксонном холмике нейрона равна 10 мВ. Какой реакцией будет отвечать нейрон, если к его телу одновременно поступают:

а) 5 возбуждающих нервных импульсов;

б) 20 возбуждающих нервных импульсов.

10. Какое физиологическое значение имеет тот факт, что сила биологически значимого нервного сигнала, возникающего в рецепторах любой рефлексогенной зоны, достигает необходимо большой величины лишь по ходу рефлекторной дуги, а не в ее афферентных звеньях.

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи №143-179.

Занятие № 10.

ТЕМА: ТОРМОЖЕНИЕ В ЦНС.

Наши рекомендации