Тема: основные принципы регуляции физиологических функций.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИИ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: понятие о регуляции физиологических функций;

понятие о вегетативных и соматических функциях и регуляции их нервной системой; принципы регуляции по отклонению и возмущению;

понятие об обратной связи, ее видах и значении;

понятие о гуморальной регуляции функций, ее видах;

основные способы местной гуморальной саморегуляции;

понятие о гормонах;

основные звенья гормональной регуляции функций;

виды, пути и механизмы действия гормонов, понятие о вторичных посредниках гормональных эффектов;

понятие о нейро-гуморальном и системном характере регуляции функций целостного организма.

Студент должен уметь: нарисовать схему нервной (рефлекторной) и гуморальной систем регуляции.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Что такое вегетативные и соматические функции?

2. Нервная регуляция и ее особенности.

3. Обратная связь в регуляции.

4. Какими основным способами осуществляется местная гуморальная саморегуляция?

5. Что такое «внутренняя секреция»?

6. Что такое «эндокринная система»?

7. Какие вещества называют гормонами?

8. Какими способами осуществляется гормональная регуляция?

9. Классификация гормонов по их химическому строению.

10. Какие органы и ткани называют «мишенями» для гормонов?

11. Что такое «вторичный посредник» гормонального эффекта?

12. Основные вторичные посредники действия гормонов.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Понятие о вегетативных и соматических функциях.

2. Нервная регуляция функций. Обратная связь.

3. Регуляция по отклонению и возмущению.

4. Особенности нервной и гуморальной регуляции.

5. Понятие нейро-гуморальной регуляции.

6. Местная гуморальная саморегуляция.

7. Гормональная регуляция функций. Звенья гормональной регуляции функций, их краткая характеристика.

8. Виды, пути и механизмы действия гормонов. Система вторичных посредников.

9. Рефлекс как начальный (базисный) уровень нейро-гуморальной регуляции функций. Системный характер регуляции функций в целостном организме.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Видео демонстрация опытов

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Интеграция вегетативной и гуморальной регуляции.

2. Концепции П. К. Анохина о функциональных системах организма и системогенезе.

3. Особенности вегетативной нервной регуляции в старческом возрасте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи № 118-130

Занятие № 7.

ТЕМА: РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИИ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: основные звенья рефлекторной дуги;

функцию рецептора как первого звена рефлекторной дуги;

классификацию рецепторов; механизм возбуждения рецепторов;

принцип обратной связи рефлекторной регуляции;

принцип регуляции по рассогласованию и по возмущению.

Студент должен уметь: нарисовать схему строения рефлекторной дуги;

провести исследование сухожильных рефлексов у человека;

провести анализ рефлекторной дуги в эксперименте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Что является функциональной единицей нервной деятельности?

2. Что такое рефлекс?

3. Укажите компоненты (звенья) рефлекторной дуги: g-мотонейроны; рецептор; аксон; афферентный проводник; рефлекторный центр; эффектор; синапс; глиальные клетки; перехваты Ранвье; эфферентный проводник.

4. Сколько нейронов входит в состав простой рефлекторной дуги?

5. Сколько нейронов входит в состав сложной рефлекторной дуги?

6. Обязательно ли участие ЦНС в осуществлении рефлекса?

7. Какие из перечисленных рецепторов относятся к экстероцепторам: болевые; температурные; вкусовые; осморецепторы; волюморецепторы; проприорецепторы; слуховые; фоторецепторы.

8. Что такое рефлексогенная зона?

9. Что такое рецептивное поле рефлекса?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Анализ рефлекторной дуги. Понятие об обратной связи.

2. Рецепция. Виды рецепторов. Механизм рецепции. Рецепторный и генераторный потенциалы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Видеодемонстрация опытов

1. Коленный, ахиллов и периостальный рефлексы (существование проприоцептивных рефлексов).

Порядок выполнения.

· Испытуемому предлагают сесть на стул, положить ногу на ногу. Экспериментатор производит легкий удар специальным неврологическим молоточком (или ребром ладони) по сухожилию четырехглавой мышцы. Наблюдается разгибание голени.

· Испытуемый становится коленями на стул. Ступни должны свободно свисать. Произвести легкий удар по ахиллову сухожилию. Наблюдается подошвенное сгибание стопы.

· Руки испытуемого свободно лежат на коленях. Произвести удар по шиловидному отростку лучевой кости. Отмечается сгибание руки в локтевом суставе, пронация и сгибание пальцев.

2. Определение времени коленного рефлекса с помощью электромиорефлексометра.

Порядок выполнения.

· Включить прибор в сеть. На задней панели тумблер «замык.–размык.» поставить на «замыкание». На передней панели переключатель «Аттенюатор МЭК» должен быть в положении «выкл». Тумблер w в положении «вкл» дает автоматическое снятие результата с табло, в положении «выкл» – результат на цифровом табло должен сниматься вручную с помощью расположенной рядом черной кнопки. Поставить переключатель «Задержка включения ВИУ» в положение 0,1 сек (затем последовательно 0,2 сек, 0,3 сек и т. д.). Переключая тумблер «Н-К», убедиться, что показания на цифровом табло соответствуют времени установленной задержки (±10%), в случае необходимости регулировка осуществляется расположенной рядом с переключателем «Время задержки ВИУ» ручкой плавной регулировки. Установить переключатель «род работ» в положение «латентный период», переключатель «время задержки ВИУ» в положение «0». Кабель I со штекерными отведениями включить в гнездо «сигнал экспериментатора непосредств.» Одно из отведений кабеля соединить с помощью гибкого провода с металлической частью неврологического молоточка; другое отведение соединить с проводом, второй конец этого провода зачистить и закрутить кольцом на резиновой части молоточка на расстоянии 0,5 мм от металлической части так, чтобы при ударе вследствие деформации резины происходило замыкание контакта. Кабель 2 с плоскими электродами на концах подключить к гнезду «входы датчиков реакции непосредств.», два коротких отведения этого кабеля прикрепить с помощью пластыря на правую и левую голени испытуемого, находящегося в положении, применяющемся для вызова коленного рефлекса, так, чтобы в исходном положении эти контакты были замкнутыми, а при рефлекторном разгибании конечности они размыкались. Затем производится непосредственно измерение времени коленного рефлекса: удар молоточком по сухожилию (замыкание первых контактов) вызывает запуск счетного устройства, а рефлекторное движение конечности (размыкание вторых контактов) – остановку счета и появление результата на цифровом табло.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Регуляция функций по рассогласованию и возмущению. Принципы многосвязного регулирования. Обратная связь как один из ведущих механизмов регулирования функций.

2. Принципы кодирования физиологической информации.

3. Рефлекторные реакции в пожилом и старческом возрасте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Может ли меняться время одного и того же рефлекса? Почему?

2. Время какого рефлекса будет наименьшим, а какого – наибольшим и почему: коленный рефлекс; мигательный рефлекс; глотательный рефлекс; ахиллов рефлекс; рвотный рефлекс.

3. Является ли рефлексом сокращение мышцы при раздражении эфферентного нерва? Почему?

4. Что изменится в характере рефлекторной реакции, если в рефлекторной дуге сохранить лишь локальный нервный центр, разрушив вышележащие отделы ЦНС?

5. Какое значение имеет обратная связь в деятельности контура биологической регуляции? Почему при выключении канал обратной связи эта деятельность становится невозможной?

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи № 131-142.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ

1. Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. –2001.

2. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах. –1996.

3. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учебное пособие для самоподготовки. ч.1. –1996.

4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. –1986. –т.1 (перев. с англ.).

5. Физиологические механизмы основных нервных процессов. Под ред. Мовчана Н.П. –1985.

6. Адаптация и ультраструктура нейрона. Под ред. Громова Е.А. –1985.

7. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. –2001.

Наши рекомендации