Измененные состояния сознания и эволюционно-возрастная регрессия
Каким образом это происходит? По мнению известного исследователя механизмов сознания, математика В.В. Налимова (1989; 1978), измененное состояние сознания достигается тогда, когда удается снять организующую роль логического сознания, связанного с языком, с осмысливанием в непротиворечивых построениях и упорядочиванием в привычных категориях («причина-следствие» и «пространство-время»). Сходным образом, согласно психоаналитической трактовке (Martindale С, 1981), основу ИСС составляет регрессия от так называемого вторичного процесса (обычного бодрствующего способа мышления) к древнему, менее определенному способу мышления (первичному процессу). На физиологическом уровне эти представления восходят еще к работам И.П. Павлова, который в конце 1920-х — 1930-е гг. изучал такую разновидность ИСС, как гипнотическое состояние. Павлов писал о переходе в подобном состоянии от привычного доминирования эволюци-онно более молодой, специфически человеческой «второй сигнальной системы», как он именовал речевые процессы, к «первой сигнальной системе», эволюционно древней (общей для человека и животных): «...При самых первых степенях гипнотического состояния... вместо обычно первенствующей второй сигнализационной системы выступает деятельность первой» (Павлов И.П., 1973, с. 412). Нетрудно видеть, что с точки зрения асимметрии полушарий эти описания соответствуют кратковременному переходу от привычно-стереотипного, левополушарного способа мышления к природно-естествен-ному правополушарному. Иными словами, переходу от способа мышления современного, культурно-опосредованного к способу эволюционно древнему. Не случайно поэтому многими авторами — в качестве примера сошлемся на работы М. Кейбанака (1996) — подчеркивается необходимость изучения механизмов ИСС именно с точки зрения эволюционной психологии. Эти же соображения лежат в основе наших рекомендаций по исправлению эволюционно-обусловленных проблем человеческой психики с помощью ИСС (метод РЕТРИ). Уместно подчеркнуть, что при развитии ИСС временный возврат к архаичным механизмам сознания (филогенетический параллелизм; уместным здесь представляется термин В.В. Макарова — «археопсихическое состояние») происходит параллельно с возвратом к «детскому» состоянию психики (онтогенетический параллелизм). Тем самым, как было показано при обсуждении физиологического распределения ролей между эволюционно новой и старой корой полушарий мозга, происходит не только возрастная, но и эволюционная регрессия.
Из представления об ИСС как переходе от обыденного, логического сознания к дологическому (Налимов В.В., 1978) естественно вытекает и взгляд на ИСС как возврат к дологической, то есть ранне-детской организации сознания. По образному выражению И.Н. Калинаускаса, при погружении в подобное состояние психика человека вынуждена «сдаться», редуцировать к своему детскому «Я». Бхагван Шри Раджнеш уподобляет медитативное состояние состоянию ума ребенка с его открытостью, отказом от стереотипов восприятия и мышления — «необусловленностью» (Раджнеш Б.Ш., 1993). Этот возврат к детскому или младенческому состоянию сознания именуется его деавтоматизацией (Deikman A.J., 1963). Точка зрения на ИСС как на «возврат в детство» подтверждается в исследованиях по нейрофизиологии этих состояний, при сравнении их с данными возрастной физиологии нервной системы. Аналогичные закономерности прослеживаются не только при «нормальных», естественно-физиологичных ИСС, но и в условиях патологии. В частности, они описаны у больных, находящихся в состояниях нарушенного сознания (кома). При этом происходит «переход на более низкие уровни саморегуляции мозга с доминирующей ролью филогенетически древних образований» (Болдырева Г.Н. и соавт., 2000). В процессе же восстановления нормального уровня сознания клинико-энцефалог-рафические показатели демонстрируют «сходство с нейрофизиологическими механизмами формирования высших корковых функций в онтогенезе» (там же).
Сходные предположения о «детской» природе ИСС высказывались уже давно. Истоки этих представлений можно проследить в глубине веков. Еще китайский философ XVI века Ли Чжи утверждал: «Детское сердце — вот подлинное сердце!.. Ребенок — это начало человека. А детское сердце — это начало разумения». Не был обойден вниманием этот вопрос и мыслителями периода расцвета классической философии (конец XIX — начало XX вв.). Так, в начале прошлого века философ О. Вейнингер писал: «Сон и сновидение [ИСС не случайно образно называют «сон наяву». — Прим. наше], наверное, имеют нечто общее с нашим состоянием до рождения». Ф. Ницше также считал, что в таком особом состоянии сознания, как сон, «мы проходим через все течение мысли раннего человечества... Человек рассуждает в своих сновидениях таким же образом, как он это делал в бодрствующем состоянии многие тысячи лет... Сновидение уносит нас назад, к ранним стадиям развития человеческой культуры» (цит. по Дж. Кэмпбеллу).
Аналогичным образом К.Г. Юнг в своей работе «Либидо, его метаморфозы и символы», ссылаясь на биогенетический закон Геккеля-Мюл-лера, сделал вывод о параллелизме «между фантастически-мифологическим мышлением в древности и подобным ему мышлением детей, между фантастически-мифологическим мышлением в древности и мышлением во сне. Эти соображения очень хорошо известны из сравнительной анатомии и истории развития, которая нам показывает, как строение и функции человеческого тела возникают через ряд эмбриональных превращений, соответствующих подобным же видоизменениям в истории рода. Предположение, что в психологии онтогенезис [т.е. индивидуальное возрастное развитие] соответствует филогенезису [т.е. эволюционному видовому развитию], таким образом, находит свое оправдание. Состояние инфантильного мышления в душевной жизни ребенка и во сне является, следовательно, не чем иным, как повторением доисторического периода и античной истории».
Современные психотерапевты также обращают внимание на важность возрастной регрессии, благодаря которой происходит кратковременный возврат ключевых фрагментов детского опыта (Krens I., 1999). Из отечественных авторов на это обращает внимание М.Е. Бурно (2000), говоря о том, что в состоянии глубокого гипноза (сомнамбулизма) «человек как бы возвращается и биологически в свое детство с ярким видением мира, детской ловкостью, пластичностью движений и даже положительным симптомом Бабинского». В работах по изучению механизмов гипнотического воздействия давно было показано, что во время сеанса гипноза гипнотизируемый регрессирует, возвращается в состояние грудного ребенка, гипнотизер же играет роль родителя (Кьюби Л., Марголин С, 1944, цит. по Т.И. Ахмедову и М.Е. Жидко, 2000). Многие духовные тексты также демонстрируют сходство между мистическими состояниями и детским (изначальным) восприятием мира (Козлов В.В., 1999), иными словами — изначально-детским психофизическим состоянием.
В то же время необходимо уточнить, что с возрастной регрессией и измененными состояниями сознания в нашей жизни связаны не только позитивные моменты личностного роста, социализации и приобретения новых знаний (обучение хорошему), но и обучение, увы, плохому — формирование пресловутых вытесненных комплексов (энграмм, подавленных целостнос-тей) и порождаемых ими психологических проблем.