Целебная роль транса: естественное самоисцеление
Итак, настало время поговорить о предмете, столь же таинственном для читателя, сколько и для самого автора — об измененных состояниях сознания. Говорить о них непросто, ибо словесному описанию они поддаются с трудом. Для человека, испытавшего их хотя бы один раз, само существование этих состояний, широкий диапазон которых простирается от кратковременного поверхностного транса до глубокого мистического экстаза, становится столь же естественным, как движение, дыхание, как сама жизнь. Но их внутренние механизмы продолжают оставаться для него необъяснимыми, чудесными и загадочными. Человеку же, не сталкивавшемуся с ними на собственном опыте, даже в их существование непросто поверить, не говоря уже о том, чтобы понять их глубину. И все же давайте попытаемся решить эту непростую задачу — развеять ореол таинственности и туман незнания, окутывающие эту проблему.
Само понятие измененных состояний сознания (ИСС, altered states of consciousness) было предложено американскими психологами. Предпосылки его были заложены еще в XIX в. У. Джеймсом (в работе «Многообразие религиозного опыта»), рассматривавшим «особые» состояния сознания. По воспоминаниям одного из первых и наиболее авторитетных исследователей измененных состояний сознания Ч. Тарта, практическое знакомство ученых и общественности с ними началось в 1960-е годы в связи с исследованием феноменов измененного сознания, возникавших у людей при приеме новых психоактивных препаратов, а также у людей, побывавших в состоянии клинической смерти. В сущности, главное, что стало с тех пор известно об измененных состояниях сознания, и единственное, что известно о них определенно и окончательно, — то, что эти состояния... принципиально отличаются от обычных. Именно такое определение приводит Ч. Тарт: «Под измененным состоянием сознания понимается качественное, а возможно, и количественное изменение в общей системе ментального функционирования по сравнению с обычной деятельностью сознания, принимаемой в качестве базовой» (Tart Ch.T., 1998). Как остроумно выразился Ф. Кап-ра (1996), для понимания природы измененных состояний сознания необходимо... погрузиться в измененное состояние сознания. Примерами типичных ИСС могут служить гипнотическое состояние сознания, медитативное состояние (близкими к нему являются состояния, достигаемые во время аутогенного погружения, релаксации или описанных ранее дыхательных упражнений), а также состояние внетелес-ного опыта (out of body experience, OOBE), или «выхода сознания из тела», которое является ключевым понятием для развития представлений так называемой парапсихологии (Коекина О.И., 1999).
Представления об ИСС сформировались в основном в связи с изучением опыта, пережитого несостоявшимися самоубийцами (Rosen D.H., 1973). А точнее, людьми, которые, находясь в тяжелом душевном состоянии, пытались покончить жизнь самоубийством (к счастью, неудачно), бросившись в воду с высокого моста над проливом Золотые Ворота, носящего мрачное название «моста самоубийц». Прыжок с этого моста, если думать о случайном везении, следуя чистой теории вероятностей, оставлял ничтожно малые шансы остаться в живых, не разбиться о воду при падении с огромной высоты - может быть, один шанс из миллиона. Все эти люди описали свои переживания во время смертельного полета, длившегося всего несколько секунд, удивительно сходно. За эти краткие мгновения они успели вспомнить всю свою жизнь, все ее основные события, промелькнувшие как кадры киноленты в ускоренном темпе. И не просто вспомнить, но как бы пережить заново. При этом все хорошие моменты прошедшей жизни переживались необыкновенно ярко. А то, что казалось когда-то безысходным горем, что послужило причиной попытки уйти из жизни, напротив, воспринималось спокойно и просветленно. И возникало новое, чрезвычайно ясное видение проблем своей жизни, источника их возникновения. И приходило осознание ничтожности и мелочности былых проблем по сравнению с бесценностью самой жизни. И просыпалась жажда жизни. И в самый последний миг желание жить включало неведомые мозговые механизмы, позволившие сохранить свою жизнь, так сгруппироваться в полете, чтобы войти в воду под единственно возможным спасительным углом. Сохранить жизнь, которая после опыта пребывания на грани между жизнью и смертью, перед лицом неизведанного и беспредельного, неузнаваемо преображалась, освобождалась от груза прежних проблем, оставив их в прошлом.
Но ИСС — отнюдь не прерогатива только несостоявшихся самоубийц. Были исследованы и другие измененные состояния сознания, целое множество подобных состояний... Аналогичные состояния сознания у людей, испытавших клиническую смерть, описаны Р.А. Моуди как «переживания на грани смерти» (NDE — Near-Death Experience). Они включают закономерно повторяющийся набор таких переживаний, как ощущение выхода из тела и движения по тоннелю навстречу свету; взгляд назад на прожитую жизнь, которая предстает в ускоренном темпе, «как бы заснятой на кинопленку». (Удивительно, но последнее было описано еще много веков назад в буддийской духовной практике как «кам-ма», или видение деяний прожитой жизни на пороге между жизнью и смертью.) Ряд моментов подобных переживаний связан с оживлением ранних подсознательных воспоминаний о собственном рождении — ощущение прохождения через туннель, ослепительный свет впереди... Подобные же состояния «повторного рождения» переживаются людьми во время сеансов ребефинга или холотропной терапии по С. Грофу. Многие женщины в процессе естественных родов также испытывают особые состояния сознания (Спивак Д.Л., Спивак Л.И., 1997), включая необычно глубокие эмоциональные переживания, воспринимаемые как ощущения «выхода из тела и наблюдения за собой со стороны» (ООВЕ — Out Of Body Experience) и яркие быстротечные переживания прожитой жизни (rapid playback). Достаточно яркие переживания спонтанных ИСС (экспресс-транс по Э.М. Каструбину) нередко встречаются в ситуациях, связанных с риском для жизни (например, у пилотов в нештатных летных ситуациях).
Итак, ИСС многообразны. Сколько же их всего существует? Как ИСС соотносятся с обычными состояниями сознания, какое место занимают в общем ряду? Отвечая на этот вопрос, современные психологи (из широко доступной литературы сошлемся, к примеру, на весьма информативный учебник Ж. Годфруа) повторяют классификацию, разработанную... древними индийскими философами несколько тысячелетий назад. Они разделяли все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без сновидений; сон со сновидениями; и, наконец, «четвертое состояние», в современном описании — ИСС. Но если для древних индусов критерием «четвертого состояния» была возможность общения с божественным мировым началом, то в современной трактовке, на примере описанных выше грустных случаев со счастливым финалом, можно выделить такие основные признаки ИСС, как (1) перераспределение ролей между сознанием и подсознанием, «смена власти». Вспомним, что в обычном, бодрствующем состоянии наше сознание командует подсознанием (по крайней мере, пытается), подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, выпускает из рук «бразды правления», уходя на второй план. В то же время подсознание «берет власть в свои руки», резко активизируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы — в частности, найти выход в экстремальной ситуации, например, спасти свою жизнь. (Необходимо иметь в виду, что если в ситуациях, связанных с физической угрозой для жизни, это происходит автоматически, то в обыденных жизненных ситуациях такому использованию подсознательных резервов необходимо учиться.) (2) Разрешение внутренних, психологических проблем. Применительно к проблемам, связанным с прошлым, это достигается за счет замены эмоционального «ярлыка», соотносимого с неприятным воспоминанием. Разрешение проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования. Кроме того, ИСС несут с собой еще некоторые побочные полезные эффекты. Здесь и отдых, и снятие последствий стресса, и активизация естественных восстановительных процессов организма, способствующая излечению связанных со стрессом заболеваний (что и используется достаточно широко современными целителями — как в белых халатах, так и без оных).
Разновидностей ИСС, как, впрочем, и способов их достижения, великое множество. В картах «внутреннего пространства», рисуемых современными психологами, находят место и состояние простого расслабления, и состояние медитациидзэн, и йоговское самадхи, и состояние мистического, религиозного экстаза... Нас же, исходя из практических целей, будет интересовать лишь одна из разновидностей ИСС — транс, который характеризуется прежде всего тем, что человек может по собственному желанию как «войти» в него, так и легко «выйти» обратно.
Подобные состояния, целительные для психики, по-видимому, использовались человечеством с незапамятных времен. Они берут начало от племенных ритуалов, от ритуально-магических танцев первобытных охотников, прослеживаясь далее в истории человечества в виде различных религиозных ритуалов, что дало основание Д.В. Кандыбе (1994) говорить о «трансовой культуре» разных народов и цивилизаций. На самом же деле транс не представляет собой что-то из ряда вон выходящее, таинственное или сверхъестественное.
Как заметил выдающийся психотерапевт Милтон Эриксон, трансовые состояния часто встречаются в нашей обычной, повседневной жизни. Например, когда вы ловите себя на том, что замечтались, глядя в окно автобуса во время долгой поездки... или когда вы, стоя в длинной очереди, задумались о чем-то, забыв об окружающей суете... и вдруг, приходя в себя, резко опомнились, - оказывается, на какое-то время вы «отключались», пребывая в состоянии транса. Кратковременное переживание ИСС может происходить и в форме «озарения», или инсайта.
По Эриксону, транс — это такое состояние сознания, когда человек углубляется в свои воспоминания или внутренние переживания, в свой внутренний мир, отвлекаясь от внешних впечатлений, от окружающего мира. К спонтанно возникающим ИСС можно отнести моменты научного озарения, религиозного экстаза (Годфруа Ж., 1992), творческого вдохновения, да и просто интуитивных догадок и прозрений, являющихся непременными спутниками нашей повседневной жизни. Некоторые последователи М. Эриксона, рассматривая распространенность транса, пошли еще дальше, утверждая, что мы и жить без ИСС не можем. Так, по мнению С. Геллера (Heller S., Steele T.L., 1987) буквально каждый раз, когда вы чему-либо научились в жизни (даже если всего-навсего запомнили, сколько будет 2x2) или убедили в чем-то собеседника, дело не обошлось без кратковременного, «мимолетного» транса. Тем самым ИСС предстают как часть нашей повседневной жизни, или, выражаясь строго, — «неотъемлемый компонент психической деятельности» (Спивак Д.Л., Спивак Л.И., 1997).
Вообще же, по личному убеждению автора, все сколько-нибудь запоминающиеся эпизоды человеческой жизни, особенно счастливые и приятные моменты, связаны с ИСС.
В связи с этим следует остановиться на переживаниях спонтанно возникающих ИСС, связанных с осуществлением какой-либо деятельности, особенно творческой, интеллектуальной (либо деятельности, связанной с повышенной психологической напряженностью, экстремальными ситуациями, высоким риском, опасностью или соревновательным азартом, сопровождающиеся «адреналиновым» приливом эмоций). Эти ИСС описываются как «наслаждение процессом деятельности» и носят название «потока» (М. Csikszentmihaly, цит. по В.В. Козлову, Ю.А. Бу-бееву, 1997). «Потоковые» состояния, в которых человек словно «растворяется», захваченный процессом определенной деятельности, с которой сливается, самоидентифицируется его «Эго», соответствуют принципу «недеяния» («у-вэй») в древней даосской философии. Это удивительным образом напоминает... детское состояние психики. Можно привести мнение Ф. Перлза (1996): «Новорожденные дети живут в слиянии; они не различают внутреннее и внешнее, себя и других. В моменты экстаза или крайней концентрации взрослые люди также чувствуют себя в слиянии с окружающим». К этим ситуациям вдохновенной деятельности близки и «пиковые переживания» по А. Маслоу, способствующие личностному росту и повышению творческого потенциала, самораскрытию и самоактуализации личности (Maslow A., 1964). Состояния повышенного усилия, умственной концентрации и вовлеченности встречаются в самых разнообразных ситуациях: они свойственны и ученому, пытающемуся проникнуть в тайны мироздания, и приверженцу духовной традиции, медитирующему либо старающемуся разгадать дзэнскую загадку-коан (Капра Ф., 1996). Подобные состояния самозабвенного «творческого экстаза», помогающие человеку добиться наивысших результатов в процессе деятельности, творческих озарений, связаны с глубочайшей внутренней концентрацией, необходимостью принятия ответственных решений (особенно нестандартных, в ситуации высокой неопределенности), познания неизвестного (не только в момент научных открытий, но и любого интеллектуального поиска). При этом наряду с особым чувством наслаждения самим процессом деятельности, «растворения» своего «Я» и «слияния» с выполняемой им работой, человек испытывает также чувство собственной внутренней цельности, единства и гармонии с окружающим миром.< То же самое происходит с человеком, когда в его жизни происходят действительно значимые события. Подобные состояния, близкие к моментам «откровения», «просветления», «пробуждения», описываемым в духовных практиках, дают человеку ощущение полноты жизни, наполняющее смыслом само его существование. Именно эти мгновения больше всего запоминаются человеком. Именно они в первую очередь всплывают в памяти, когда человек мысленно обозревает позитивные события прожитой жизни, предстающей как последовательность «потоковых» состояний — ИСС.
Здесь нельзя не упомянуть о «волшебной силе искусства». С описанной точки зрения все художественные произведения представляют собой средства трансляции ИСС (моментов вдохновения, «потоковых» состояний, «пиковых переживаний») от одного человека (автора) ко многим (читателям, зрителям, слушателям). В самом деле, любое произведение художественного творчества: литературное, музыкальное или изобразительное — несет в себе отпечаток вдохновения — ИСС, пережитого его творцом. И чем больше глубина творческого вдохновения, интуитивного озарения, «отпечатавшегося» в произведении искусства, тем больше его эмоциональное воздействие, тем интенсивнее те ИСС, которые, в свою очередь, «по эстафете» переживает человек, воспринимающий это произведение. Именно поэтому человек, увлеченный произведением искусства, испытывает эстетические переживания, помогающие ему «изжить свои определенные блокированные жизненные желания» (Розин В.М., 1998) . Согласно теории С. Лангер, искусство — это способ познания человеком своей эмоциональной жизни (Серов Н.В., 1997). Добавим: познания, приносящего эмоциональное очищение -катарсис. А осуществляется такое познание — и создание произведений искусства, и их восприятие, — как и любое другое познание, через ИСС. Погружаясь в подобное состояние, сопереживая героям произведений искусства, человек испытывает полезный для организма «положительный стресс», сопровождающийся повышением образования эндорфи-нов (Быковская Г., 1998).
Изложенная точка зрения на ИСС имеет достаточно длительную историю, на протяжении которой она привлекла довольно много сторонников. Ввиду особой важности этого вопроса, систематизируем вкратце их высказывания, прибегнув к сухому языку научных дискуссий. Так, еще в 1960-е гг. Р.Е. Шор писал, что ИСС можно наблюдать ежедневно как обычное явление, как способ избирательного внимания, столь же знакомый, как забвение разума во сне. Сходным образом психотерапевт М.П. Папуш (1997) вслед за философом Б.Ф. Поршневым утверждает, что субъективная реальность человека — восприятие им материальной среды с ее естественными процессами — постоянно испытывает моменты «смещения» (именуемого авторами суггестией и контрсуггестией), по форме представляющего собой ИСС. При этом ИСС является неотъемлемым элементом познания человеком окружающего мира. Как считает Е.А. Брюн (1993), человек осваивает окружающий мир не автоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. Эти ИСС возникают в ситуациях так называемого первичного восприятия, когда человек сталкивается с чем-то, ранее для него неизведанным. В такие особые моменты у него просыпается особое — первичное, «природное» мышление.
В моменты перехода к природному, или «детскому», состоянию мозга намного повышается эффективность усвоения новой информации. Говоря словами Э. Росси и М. Эриксона, у человека просыпается сформированная в младенчестве «ранняя установка на обучение». Причина этого, по всей видимости, кроется в том, что человек, находящийся в соответствующем состоянии, воспринимает поступающую информацию как ребенок раннего возраста, сталкивающийся с ней впервые в жизни. Как показано в теории информации, чем выше вероятность некоторого события, тем меньшую информацию оно несет; соответственно, справедливо и обратное утверждение в отношении редких событий. Понятно, что по мере расширения объема знаний и жизненного опыта ребенка проявляется тенденция к оценке новых событий как высоковероятных, и малоинформативных, соответственно, исчезает «детская непосредственность» восприятия и все более выборочным становится запоминание информации. Восприятие же человека, находящегося в измененном, «детском» состоянии сознания, «подобно восприятию ребенка. Поэтому то, что мы узнаем, остается с нами на всю жизнь» (Каста-неда К., 1993).
Вернемся к обсуждению практических, в первую очередь физиологических, аспектов ИСС. Какие же физиологические изменения приводят к возникновению транса? И здесь не обходится без уже известной нам асимметрии полушарий. Как показывают электрофизиологические исследования — запись ЭЭГ (биотоков головного мозга) в состояниях транса, достигаемых при глубокой медитации, во время дыхательных сессий ребефинга, — разница между полушариями — их асимметрия выравнивается, исчезает. Вот тогда-то и наступает для человека состояние без времени и пространства, состояние, в котором нет неразрешимых противоречий, когда совмещаются, интегрируются, казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения, разрешаются внутренние проблемы организма — и физиологические, и психологические.
Наше небольшое упражнение («Дыхание через ладони») основано на том же принципе. Напомним, что правая ладонь, как и вся правая половина тела, связана с левым полушарием, левая — наоборот. При этом площадь, которую проекция ладоней занимает в коре полушарий, больше, чем любой другой части тела. Потому и «выравнивание» ощущений в них сопровождается «выравниванием» физиологических процессов в полушариях, их синхронизацией. Так одна миниатюрная «кнопка» запускает глубинные процессы в нашем организме, влияя на наше самочувствие в целом и позволяя буквально «взять себя в руки» и в прямом, и в переносном смысле. А заодно она позволяет легко и просто испытать... неглубокий, но все же настоящий кинестетический транс. Вхождению в транс способствуют, как вы помните из опыта, ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, состояние сознания:
• Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу и тем самым помогающее отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего.
• Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом и заставляющее внимание следовать за собой, а также помогающее направить его в определенные участки тела.
• Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу и помогающее ему погрузиться в состояние покоя.
При этом необходимо учесть, как изменяются в состоянии транса взаимоотношения полушарий. Дело в том, что с учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность, противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активируется. Иначе говоря, в типичном случае (у правшей) необходимо снизить активность левого, «сознательного» полушария, а правого, «подсознательного» — повысить.
Отметим также, что в состоянии стресса межполушарная асимметрия может, наоборот, усиливаться. Причем до такой степени, что это даже становится заметным внешне, по походке человека, по его жестам. Подобная закономерность нашла отражение и в языке. Вспомним, к примеру, образные выражения, описывающие внешне поведение человека, находящегося в состоянии сильного душевного расстройства: он встал «не с той ноги», его «заносит». (И в самом деле подчас полностью здоровый человек в момент волнения замечает, что при ходьбе его то и дело «заносит» в одну сторону. Женщины иногда отмечают, что при сильном волнении они не могут пользоваться ножницами, шить — разрез отклоняется в сторону, строчка идет криво. Все это признаки чрезмерного «диктата» одного полушария). Происходит это еще и потому, что при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга, когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то в стрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно (впрочем, у некоторых натур подобные отношения между полушариями наблюдаются и в обычных условиях...)
Как добиться углубления транса, как помочь временному уменьшению активности доминантного полушария? Очень просто: путем подавления его специфической функции — речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее — остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина». (Кстати, аналогичный подход применяется при обучении технике быстрого чтения. Это типичный пример повышения возможностей человека за счет использования резервов подсознания). И тогда «речевое» полушарие, лишенное привычной работы и не знающее, чем себя занять, на время вынужденного «безделья» успокаивается. Активизации же правого полушария помогает сосредоточить внимания на внутренних ощущениях, например, возникающих при дыхании — ведь оно теснее связано с восприятием информации от внутренних органов, чем левое. Помогает этому и музыка. Ведь восприятием мелодий «заведует» правое полушарие, музыка его активирует, как бы «подпитывает» энергией. Музыка может гармонизировать отношения между полушариями — особенно спокойная, переливчато-плавная, медитативная.
Так, в единстве и борьбе полушарий, возникает транс. Вернее, и возникает, и «живет», углубляясь, идя дальше в глубины подсознания. Ведь транс - это не просто состояние, а процесс, который развивается по своим законам. По нашему опыту, углубление транса обычно происходит в определенной последовательности, постепенно захватывая все новые области сознания, в полном соответствии с представлениями о структуре сознания выдающегося отечественного невролога В.М. Бехтерева. Это значит, что в процессе протекания транса можно условно выделить четыре этапа, или четыре степени его глубины:
Изменяется ощущение тела
Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, «протекания энергии». Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера — легкости, невесомости, вплоть до ощущения «растворения» тела. При этом часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела. Это означает, что в нашем восприятии как бы деформируются привычные рамки собственного тела: изменяются привычные размеры, привычные пропорции, соотношения между частями тела. Может возникать ряд весьма необычных ощущений: от «удлинения» конечностей или шеи, «мягкости» костей (по образному выражению Булгакова, «ноги лишаются костей») до возможности ощутить свое тело... шарообразным, бестелесным «сгустком энергии». (Люди, именующие себя специалистами по «экстрасенсорике», называют это состояние «выходом в астрал». С точки зрения физиологии, как вы теперь знаете, дело обстоит гораздо проще и полностью обходится без мистики.)