Три функциональных центра, возрастное развитие и личностно-характерологические типы

Хотя периферические, собственно физиологические («сегментарные») функции вегетативных центров достигают зрелости в раннем детском возрасте, их телесно-психологические функции, то есть функциональные взаимосвязи с психологическим состоянием человека, формируются постепенно, в процессе возрастного развития. Так, в пренатальном периоде развития очевидно преимущественное влияние верхнего центра. В период новорожденное™ и грудного вскармливания возрастает значимость среднего центра («оральный» период развития по 3. Фрейду). В возрасте 1 — 3 лет («анальный» период по 3. Фрейду) доминирует влияние на психику нижнего центра. В более старшем возрасте, до 5 — 7 лет, в связи с началом социализации и формированием коммуникативных навыков эстафета вновь переходит к среднему центру, в наибольшей мере связанному с межличностным общением. В период школьного обучения, до начала пубертатного возраста, ведущим опять становится «интеллектуальный» — верхний центр. Пубертатная перестройка (начало «генитального» периода по 3. Фрейду) вновь выводит на первое место нижний центр. Чередование периодов психологического доминирования того или иного центра, связанное с определенными этапами личностного развития (3-5 лет), продолжается и в более зрелом возрасте. Тем самым прослеживается циклический процесс, обусловленный закономерной сменой периодов личностного роста, следующих в стереотипной последовательности один за другим, с самых первых шагов развития личности. Трехзвенная цепочка этапов развития личности — «Я» -> «Ты» -> «Мы» — образует спираль развития, каждый виток которой соответствует многолетнему биографическому периоду. Первым звеном этой цепочки является звено «Я», иными словами, изменение осоз-навания собственной личности, своего «Я» (ведущая роль верхнего, интеллектуального центра). Это, в свою очередь, производит изменения в звене «Ты» — в отношениях с близкими людьми, будь то связь грудного ребенка с матерью или семейные отношения зрелого человека (доминирование среднего, эмоционально-коммуникативного центра). На третьем этапе эстафета переходит к третьему звену «Мы» (групповая коммуникация). При этом выявляется ведущая роль нижнего центра, непосредственно связанного со стремлением к лидерству и самоутверждению (адлеровский комплекс превосходства и стремление к власти). Практическая значимость рассмотренной схемы заключается в том, что вычленение ведущего в формировании психологической проблемы звена цепочки «Я» -> «Ты» -> «Мы» (интеллект — коммуникация, эмоциональные привязанности — лидерство и власть) либо прослеживание ее биографической истории, определение того возраста, в котором она впервые возникла, определяет ту телесную область, тот функциональный центр, работе с которым необходимо уделить первоочередное внимание.

Соответственно подходу, принятому в телесно-ориентированной психотерапии, длительно существующие психологические проблемы, связанные с определенными возрастными периодами и отражающиеся в деятельности того или иного функционального центра, приводят на психологическом уровне к нарушениям структуры характера (описанным В. Райхом). На физиологическом уровне эти характерологические черты находят отражение в структуре тела (мышечный тонус, особенности осанки, привычный паттерн дыхания и мимика, характерные способы выражения или подавления эмоций). С этой точки зрения мы можем теперь более подробно рассмотреть упомянутые ранее два типа жизненных установок по Э. Берну — Т. Харрису, проанализировать их взаимосвязь с типами характера по классификации В. Райха (дополненной А. Лоуэном) и функционированием трех «энергетических» центров.

Установка «Я не благополучен», или «Я хуже других»

К этому варианту установки относятся типы характерологических расстройств, формируемые в раннем возрасте. Физиологически подобные личностно-характерологические расстройства связаны с верхним и средним функционально-энергетическими центрами:

а) Пассивный вариант — оральный (боязнь быть покинутым). Он формируется в возрасте до 1 года, соответствующем грудному вскармливанию, когда ребенок отлучен от матери или не получает в достаточной мере ее внимания. По А. Лоуэну (1996), при этом в подсознании откладывается вытесняемая установка «я не могу».

б) Активный вариант — мазохистский (подсознательное стремление к унижению), истоки которого коренятся в возрасте от 1 до 3 лет, связанном с началом осознавания собственного «Я». При этом формирующееся «Я» ребенка, его собственное мнение, собственная позиция игнорируются и подавляются матерью или другими значимыми взрослыми. (По Лоуэну, этому варианту соответствует вытесняемая подсознательная установка «я не хочу»).

Наши рекомендации