Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА

ISSN 0202-3205

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ(МИИТ)

Кафедра «Физика-1»

В.И.МАРЧЕНКО

ИЗМЕРЕНИЕ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ В ФОРМЕ ДИСКА И ТОНКИХ КОЛЕЦ С ПОМОЩЬЮ МАЯТНИКА МАКСВЕЛЛА

Методическое руководство к лабораторной работе

по дисциплине «Физика»

№ 108

Москва – 2005

Министерство транспорта

Российской Федерации

Московский государственный

университет путей сообщения (МИИТ)

Кафедра «Физика-1»

В.И.Марченко

Утверждено

редакционно-издательским

советом университета

Измерение моментов инерции твердых

Тел в форме диска и тонких колец

С помощью маятника Максвелла.

Методическое руководство к лабораторной работе № 108 по дисциплине «Физика» для студентов 1 и 2 курсов механических, энергетических и

строительных специальностей.

Москва – 2005

УДК 531

М 35

Марченко В.И. Измерение моментов инерции твердых тел в форме диска и тонких колец с помощью маятника Максвелла. Методическое руководство. – М.:МИИТ, 2005 – 13 с.

Приведено описание экспериментальной установки. Изложен порядок выполнения работы и сведения, необходимые для статистической обработки результатов. Предназначено для студентов 1 и 2 курсов механических, энергетических и строительных специальностей.

© Московский государственный

университет путей сообщения (МИИТ, 2005).

Работа № 108

Измерение моментов инерции твердых тел в

Форме диска и тонких колец с помощью

Маятника Максвелла.

Цель работы:Изучение закона сохранения и превращения механической энергии маятника Максвелла, совершающего сложное движение, и измерение с его помощью моментов инерции твердых тел правильной геометрической формы.

Приборы и принадлежности: Маятник Максвелла с автоматической системой отсчета времени, набор колец с различной массой, штангенциркуль.

Постановка задачи.

Любое сложное движение абсолютно твердого тела можно представить в виде суммы двух простых движений: вращательного и поступательного. Сложное движение удобно моделировать на приборе, называемом маятником Максвелла.

Маятник Максвелла представляет собой диск, неподвижно закрепленный на тонком валу, ось которого проходит через центр инерции. Маятник подвешивается к штативу на двух нитях, закрепленных на концах вала симметрично относительно диска. При вращении вала нити наматываются на вал маятника или разматываются, тем самым обеспечивая поступательное перемещение маятника вверх вниз. Если, намотав нить на вал, поднять маятник на некоторую высоту h и отпустить его, то он начнет совершать возвратно-поступательное движение под действием сил тяжести и сил натяжения нитей.

При опускании диска вниз нити разматываются до полной длины. Поступательное движение маятника в этот момент прекращается, но он продолжает вращение в том же направлении и наматывает нити на вал, вследствие чего он поднимается вверх, замедляя при этом свое вращение. Дойдя до верхней точки, маятник останавливается. После чего снова опускается вниз.

На рис. 1 показана схема сил, действующих на вал. Движение маятника осуществляется под действием силы тяжести mg, приложенной в центре инерции и силы натяжения нитей N, действующей по касательной к валу и направленной вертикально вверх. Они образуют пару сил с плечом, равным Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru (где Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru - диаметр вала).

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru

Рис. 1

Под действием пары сил с постоянным моментом маятник совершает равноускоренное вращение в направлении, показанном стрелкой, и равномерно ускоренное опускание с ускорением Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru. При этом угловая скорость Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ruвращения диска вала связаны соотношением:

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru ,(где Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru ),откуда Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru (1)

Кинетическая энергия маятника в каждый момент времени складывается из энергии поступательного и вращательного движений.

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru (2)

(где Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru - момент инерции маятника относительно оси, проходящей через центр инерции, m - масса маятника).

Из формул (1) и (2) получим:

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru (3)

Согласно закону сохранения механической энергии при движении в поле силы тяжести кинетическая энергия маятника, который опускается с высоты h, равна его потенциальной энергии на этой высоте Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru . Подставив в формулу (3) вместо Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru равную ей Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru , получим:

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru (4)

Рассматривая нити как нерастяжимые, считаем, что линейная скорость точек на ободе вала равна линейной скорости опускания центра инерции маятника.

Линейную скорость опускания маятника определим из закона равноускоренного движения:

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru , откуда при Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru

(где Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru– ускорение поступательного движения маятника).

Так как при Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru , линейная скорость Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru , то, заменив в этом равенстве Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru на Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru ,получим: Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru

Подставив это значение линейной скорости в (4), запишем формулу перехода потенциальной энергии маятника в кинетическую в виде:

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru (5)

Решив равенство (5) относительно Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru ,получим расчетную формулу для определения момента инерции маятника Максвелла относительно его оси вращения:

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru (6)

(где h–высота, с которой опускается маятник,t–время опускания).

Измерение пройденного маятником пути осуществляется мерной линейкой, нанесенной на стойке прибора, показанного на рис. 2, а время движения осуществляется автоматическим счетчиком, который включается электромагнитным датчиком П в момент начала опускания маятника и выключается фотоэлектрическим датчиком Ф в момент полного разматывания нитей (при этом ось маятника на мгновение останавливается). Масса маятника mуказывается в паспорте прибора и приводится на стенде лаборатории. Диаметр вала dизмеряется штангенциркулем. К прибору прилагается набор колец с различной массой, которые плотно надеваются на диск маятника, что позволяет рассматривать диск с одетым кольцом как маятник Максвелла с другой массой Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru и другим диаметром D. Измерив момент инерции Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru такого маятника, используя ту же расчетную формулу (6), момент инерции кольцаПорядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ruнайдем как разностьПорядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru .

Примечание:измерение времени опускания маятника может выполняться с помощью секундомера.

Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru

Рис. 2

Порядок выполнения работы.

1. В начале работы проверьте исправность механических частей установки. Измерьте диаметр Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru стержня и диска D. Занесите их значения в таблицу. После этого тщательно виток к витку намотайте на стержень маятника нити.

2. Поддерживая маятник рукой (нити его должны быть расположены в вертикальной плоскости), зафиксируйте его положение на высоте h с помощью датчика П.

3. Освободите маятник нажатием кнопки «пуск» и измерьте путь h, пройденный маятником (отсчитывая по шкале, нанесенной на опору рамы) и время движения t (измеряется автоматическим секундомером). Измерения проводите не менее 5 раз. Результаты занесите в таблицу.

4. По формуле (6) рассчитайте момент инерции маятникаПорядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru .

5. Оденьте на диск кольцо с заданной массой Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru и проведите для маятника с одетым на него кольцом измерения п. 3. Значение момента инерции кольца находится путем вычитания из общего значенияПорядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru ,рассчитанного по формуле (6), значения Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru .

6. Проделайте измерения п. 5 со вторым кольцом массойПорядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru .

7. Рассчитайте величину момента инерции диска Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru и кольца Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru , зная размеры маятника и его массу по формулам Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru и Порядок выполнения работы. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА - student2.ru и результат сравните с экспериментальными данными, (колонки 6 и 7 таблицы).

Внимание: измерения проводите с большой осторожностью, т.к. маятник легко повредить, если даже незначительно погнуть его стержень. Маятник с погнутым стержнем при своем движении начинает «бить», сильно раскачиваясь из стороны в сторону. Проводить измерения с таким маятником опасно, т.к. при раскачивании он может нанести травму. При работе с электрическим пускателем и секундомером соблюдайте правила электрической безопасности.

Наши рекомендации