Примерный перечень тем контрольных работ

1. Античные философы. Их вклад в развитие естествознания.

2. Д.И. Менделеев. Его вклад в развитие химии.

3. А. Эйнштейн и физика XX века.

4. М.В. Ломоносов – первый русский естествоиспытатель.

5. Структура естественнонаучного познания.

6. Принципы верификации и фальсификации в науке.

7. Гипотезы о возникновении жизни на Земле.

8. Единство живой и неживой природы.

9. Проблемы соотношения вещества и поля, материи и энергии.

10. Общенаучные и конкретно-научные методы исследования.

11. Космологические модели Вселенной.

12. Происхождение Вселенной: концепция Большого взрыва.

13. Эволюция звезд: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры.

14. Структурная самоорганизация Вселенной: эволюция галактик.

15. Катастрофы в истории биосферы.

16. Энтропия и информация.

17. Процессы самоорганизации в природе.

18. Симметрия в природе.

19. Случайность и закономерность в природе.

20. Специфика научных революций.

21. Проблемы перенаселения Земли.

22. Парниковый эффект и его последствия.

23. Влияние радиоактивных загрязнений на окружающую среду.

24. Теория биосферы В.И. Вернадского.

25. Энергетические проблемы человечества.

26. Экологические проблемы Западной Сибири.

27. Закономерности эволюции биосферы.

28. Биосфера и космические циклы.

29. Основные достижения естествознания.

30. Основные достижения современного естествознания конца ХХ – начала XXI веков.

31. Глобальные экологические проблемы современности.

32. Ядерная и термоядерная энергетика: состояние и перспективы.

33. Геоцентрическая и гелиоцентрическая картина мира.

34. Наука и религия.

35. Мораль и наука.

36. Нанотехнологии в промышленности, биологии, медицине.

37. Хаос и порядок в природных системах.

38. Современные проблемы квантовой механики.

39. «Тепловая смерть» Вселенной.

40. Концепция симметрии.

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; путь к единой культуре.

2. Наука и ее роль в жизни общества. Дифференциация и интеграция наук. Научный метод.

3. История естествознания: основные вехи. Выдающиеся представители естествознания разных эпох.

4. Панорама современного естествознания, тенденции развития естествознания.

5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы: фундаментальные взаимодействия. Вещество и поле.

6. Порядок и беспорядок в природе: энтропия.

7. Принцип возрастания энтропии. Хаос.

8. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.

9. Микро-, макро- и мегамиры: их взаимосвязь и взаимообусловленность.

10. История естествознания: становление представлений о Вселенной.

11. Структура Солнечной системы.

12. Пространство, время: концепции пространства и времени в современном естествознании.

13. Принципы относительности. Теория относительности и Специальная теория относительности А. Эйнштейна.

14. Принципы симметрии (принципы инвариантности): симметрия в природе, космосе.

15. Законы сохранения.

16. Основные физические понятия: взаимодействие, близкодействие, дальнодействие, состояние.

17. Основные физические принципы: суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

18. Динамические и статистические закономерности в природе.

19. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах.

20. Химические системы.

21. Периодическая система Д.И. Менделеева и квантово-механическое объяснение структуры атомов.

22. Энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

23. Особенности биологического уровня организации материи. Специфика живого.

24. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем: уровни организации живых систем.

25. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

26. Генетика и эволюция: генетические основы эволюции.

27. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

28. Биоэтика: принципы, правила, проблемы.

29. Экология и здоровье: глобальные экологические проблемы и их влияние на здоровье человека.

30. Ноосфера: учение В.И. Вернадского.

31. Агрегатные состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное, плазменное).

32. Принципы универсального эволюционизма: основные концепции.

33. Характеристика основных физических взаимодействий.

34. Проблема соотношения вещества и поля, материи и энергии.

35. Законы сохранения и принцип симметрии

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015, 599 с.

2. Жереб В.П., Снежко А.А., Ивасев С.С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов факультета экономики и финансов, гуманитарного факультета всех форм обучения. – Красноярск: Сибирский государственный

аэрокосмический ун-т, 2009. – 132 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://window.edu.ru/

3. Иконникова Н.И. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Иконникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 287 с

4. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Практикум. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 128 с.

5. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 447 с.

6. Селиверстова Л.С. Концепции современного естествознания: справочник. / Л.С. Селиверстова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 260

7. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций. – Ростов – н/Д.: Феникс, 2005. – 480 с.

Дополнительная литература:

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1990. http://biblioclub.ru/

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р., Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и Ко, 2012, 540 с. http://biblioclub.ru/

3. Гельфер Я.М. Законы сохранения. - М.: Наука, 1987.

4. Гинзбург В.Л. Разум и вера //Вестник Российской академии наук. – 1999, Т. 69.

5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1997. – 208 с.

6. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П., Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Директ – Медиа, 2014, 480 с. http://biblioclub.ru/

7. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 692 с. http://biblioclub.ru/

8. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Вузовская книга,2010, 300 с.

9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 9-е изд., исп. И доп. – 640 с.

10. Тулинов В.Ф., Тулинов К.В. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и Ко, 2014, 483 с. http://biblioclub.ru/

11. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник под ред. Акад. РАН М.Ф. Жукова. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997. – 832 с.

12. Иконникова Н.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студентов вузов / Н.И. Иконникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 287 с.

13. Концепции современного естествознания: учебник / А.Д. Урсул, В.А. Лось. – М.: Изд-во РОГС, 2005. – 440 с.

14. Концепции современного естествознания: учебник: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 9-е изд., перераб. и доп. – 640 с.

15. Наследников Ю.М., Шполянский А.Я., Кудря А.П., Стигбаев А.Г. Концепции современного естествознания: Электронный учебно-методический комплекс. – 2008. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/CDOSite/Pages/CourseOpen.aspx?idc=636&annot=false

16. Пеньков В.Е., Шашков С.Н. Современные научные представления об эволюции материи. – Белгород: ИПЦ "ПОЛИТЕРРА", 2008. – 145 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://window.edu.ru/

17. Селиверстова Л.С. Концепции современного естествознания: справочник. / Л.С. Селиверстова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 260 с.

18. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник / В.Ф. Тулинов, К.В. Тулинов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2011. – 484 с. http://biblioclub.ru/

19. Френкель Е.Н. Концепции современного естествознания: физические, химические и биологические концепции: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014, 248 с. http://biblioclub.ru/

Наши рекомендации