Группа профессиональных компетенций,соответствующихнаучно-исследовательской деятельностиинженера |
Уровни сформированности группы профессиональных компетенций | Инвариантное содержание указанных критериев для любых направлений подготовки будущих инженеров | Вариативное содержание указанных критериев (на примере направления подготовки 190600 - «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов») |
1 | 2 | 3 |
Оптимальный | Знание современных методов теоретических и экспериментальных исследований, основ физического моделирования производственных процессов и объектов профессиональной деятельности. Знание основных этапов, способов и элементов научно-экспериментальной работы с целью изучения физических характеристик объектов и процессов, использующихся в профессиональной деятельности. Знание современных методов оценки показателей качества работы и КПД объектов профессиональной деятельности. Способность к многоплановому анализу информации, умение самостоятельно применять компьютерные методы для ее обработки. Умение проводить научно-исследовательскую работу, технический анализ и конструкторское проектирование оборудования по изучению физических законов и закономерностей, применяющихся в работе средств профессиональной деятельности. | Знание современных методов теоретических и экспериментальных исследований, основ физического моделирования автомобилей, процессов их производства и эксплуатации. Знание основных этапов, способов и элементов научно-экспериментальной работы с целью изучения физических характеристик производства и эксплуатации транспорта и транспортного оборудования. Знание современных методов оценки показателей качества работы автомобилей, сервисных систем; умение оценивать качество работы и КПД двигателей автомобильного транспорта. Способность к многоплановому анализу параметров производства и работы автомобильного транспорта и оборудования, умение самостоятельно применять компьютерные методы для ее обработки. Умение проводить научно-исследовательскую работу, технический анализ, конструкторское проектирование и заказ производственно-диагностического оборудования по изучению физических закономерностей, применяющихся в работе автомобильного транспорта, его деталей, механизмов, и транспортного оборудования. |
1 | 2 | 3 |
Допустимый | Знание основных методов проведения научных исследований физических процессов, деталей и материалов, использующихся в профессиональной деятельности. Владение навыками проведения научно-исследовательской работы, умение грамотно формулировать цели, задачи, выбирать способы ее реализации. Умение использовать информационные технологии для обработки и анализа результатов исследовательской деятельности, при наличии некоторых затруднений в определении основных выводов и представлении полученных результатов исследования. | Знание некоторых аналитических методов для изучения параметров производства и работы автомобильного транспорта и оборудования, владение отдельными элементами компьютерной обработки данных. Владение определёнными навыками научно-экспериментальной работы, технического анализа, конструкторского проектирования транспорта и транспортного оборудования. Умение применять информационно-технические средства для анализа результатов изучения физико-технических законов и закономерностей, применяющихся в работе автомобильного транспорта, его деталей, механизмов, и транспортного оборудования. |
Критический | Наличие представлений о некоторых методах исследования и анализа физических характеристик объектов и процессов, использующихся в профессиональной деятельности. Понимание необходимости проведения научно-исследовательской работы в процессе своей будущей профессиональной деятельности при наличии затруднений с формулировкой целей, задач и определений способов ее проведения. Владение информационными технологиями при отсутствии навыков применения их к обработке и анализу физических параметров и характеристик объектов профессиональной деятельности технологических и производственных процессов. | Наличие представлений об отдельных методах анализа и для изучения параметров производства и работы автомобильного транспорта и оборудования. Понимание важности использования информационных технологий при наличии затруднений их реализации в оценке параметров сервиса и эксплуатации транспорта и транспортного оборудования. Затруднения в реализации научно-экспериментальной работы, технического анализа, конструкторского проектирования транспорта и транспортного оборудования. Слабые представления о возможности применения отдельных методов компьютерной обработки информации для анализа параметров работы автомобильного транспорта, его деталей, механизмов, и транспортного оборудования. |
1 | 2 | 3 |
Недопустимый | Отсутствие представлений о методах исследования и анализа физических характеристик объектов и процессов, использующихся в профессиональной деятельности. Недостаток представлений о необходимости, возможностях, целях, задачах, способах и этапах проведения научно-исследовательской работы в будущей профессии. Сложности с использованием информационных технологий в целях обработки и анализа физических параметров и характеристик объектов профессиональной деятельности и производственных процессов. | Отсутствие представлений об отдельных методах анализа и изучения параметров производства и работы автомобильного транспорта и оборудования. Недостаточное понимание необходимости использования и существенные затруднения в применении информационных технологий. Трудности в реализации научно-экспериментальной работы, технического анализа, конструкторского проектирования транспорта и транспортного оборудования. Отсутствие навыков применения отдельных компьютерных методов анализа параметров работы автомобильного транспорта, его деталей, механизмов, и транспортного оборудования. |
Группа профессиональных компетенций, соответствующихорганизационно-управленческой деятельностиинженеров |
Оптимальный | Понимание содержания поставленной задачи, поиск способов повышения качества ее реализации, высокая заинтересованность в своевременном и оптимальном представлении результатов. Способность занимать лидирующие позиции при реализации коллективных проектов и выполнении групповых заданий, умение организовывать деятельность группы с учетом индивидуальных способностей участников. Мобилизация коллектива на достижение результата на примере личной заинтересованности, активная коммуникация с участниками проекта с целью поиска и реализации оптимальных методов решения поставленной проблемы. Способность взять на себя ответственность за управление коллективным проектом и контролировать качество его реализации. | Способность применять личный авторитет, знания в области транспорта и транспортного оборудования, эмоциональную заинтересованность, коммуникативные навыки с целью организации сотрудников на решение производственно-технических проблем. Способность корректно осуществлять функции руководителя или лидера группы в процессе сервиса, ремонта, эксплуатации, научного проектирования и проведении технологических испытаний транспорта и транспортного оборудования. Наличие высоких организационных способностей, умение влиять на деятельность группы личным примером и знанием индивидуального подхода к членам рабочего коллектива. Умение объяснить членам коллектива содержание поставленной задачи, и найти способы рационального |
1 | 2 | 3 |
| | распределения обязанностей членов коллектива для качественного и своевременного ее решения. |
Допустимый | Понимание содержания поставленных задач, способность организовывать собственный поиск способов реализации коллективных проектов, наличие заинтересованности в своевременном и качественном представлении результатов. Способность принимать активное участие в реализации проекта, наличие конструктивной коммуникации с участниками группы с целью реализации решения поставленной проблемы. Наличие собственной доминантной роли в выполнении задания с недостаточным участием в организации деятельности всей группы по решению предложенных заданий. | Стремление самореализоваться, проявить себя и заслужить авторитет в процессе осуществления функций руководителя или лидера группы в процессе сервиса, ремонта, эксплуатации, научного проектирования и проведении технологических испытаний транспорта и транспортного оборудования. Наличие намерения влиять на деятельность группы без осуществления индивидуальной коммуникации с членами рабочего коллектива. Направленность на завоевание личного авторитета, применение своих знаний в области транспорта и транспортного оборудования. Использование сотрудников не как партнеров в выполнении производственных задач, а как полигона удовлетворения для личных амбиций. |
Критический | Знание основ тайм-менеджмента о сроках и способах представления результатов, устойчивая коммуникация с коллективом, отсутствие сложностей с осуществлением межличностного общения. Понимание содержания поставленных задач при наличии сложностей с реализацией их решения, поверхностное отношение к способам достижения результатов. | Понимание содержания производственно-технических задач сервиса, ремонта, эксплуатации, научного проектирования, проведения испытаний транспорта и транспортного оборудования. Отсутствие мотивации к выполнению поставленных заданий, или наличие затруднений в способах их исполнения, сроков и способов представления результатов. Наличие позитивной коммуникации с коллективом. |
Недопустимый | Отсутствие знаний о способах достижения и мотивации к получению результата, сложности с реализацией межличностного общения и навыков управления коллективным проектом. Затруднения в коммуникации или слабая связь с коллективом, | Отсутствие знаний о способах предъявления результатов деятельности и наличие недопустимого уровня мотивации к своевременному представлению результатов. Затруднения в межличностном общении и отсутствие навыков управления |
1 | 2 | 3 |
| недостаточное понимание содержания и способов решения поставленных задач. | коллективом, недостаточное понимание содержания и способов решения задач производственно-технического обслуживания транспорта и транспортного оборудования. |
Группа профессиональных компетенций, соответствующих проектно-конструкторской деятельностиинженеров |
Оптимальный | Глубокое знание принципов устройства, достоинств и недостатков конструкции использующихся агрегатов и механизмов, а так же знание основных способов устранения недостатков. Владение различными методами оценки и экспертизы использующихся объектов профессиональной деятельности и их частей. Владение различными методами изучения и совершенствования используемых материалов, деталей, процессов, устройств, систем. Владение различными методами оценки и технического анализа работоспособности характерных параметров работы механизмов, устройств и процессов. Умение оценивать численные порядки величин, характерных для различных физико-технических процессов, реализующихся в работе объектов профессиональной деятельности. Умение работать с технической и нормативной документацией, государственными стандартами, способность создавать описания собственных технических проектов. | Понимание основных недостатков и способов их устранения в работе действующих механизмов транспорта и транспортного оборудования. Владение методами оценки и экспертизы деталей автомобилей, механизмов и устройств. Наличие опыта в использовании различных методов изучения и совершенствования используемых материалов, деталей, процессов, устройств, систем. Умение анализировать, самостоятельно ставить задачи и искать способы их решения. Способность к критическому анализу методов исследования работоспособности и изучения технических характеристик механизмов, устройств и процессов, а так же опыт их грамотного применения и комбинирования. Умение оценивать численные порядки величин, характерных для различных физических процессов, описывающих работу объектов сервиса и эксплуатации. Практические навыки работы с технической документацией, нормативными документами, государственными стандартами, способность разрабатывать описания собственных технических проектов. |
Допустимый | Наличие достаточных знаний принципов устройства, достоинств и недостатков конструкции использующихся агрегатов и механизмов. Понимание отдельных способов устранения недостатков без | Наличие представлений о методах оценки и экспертизы деталей автомобилей, механизмов и устройств. Понимание основных недостатков в работе действующих механизмов транспорта и |
1 | 2 | 3 |
| практических навыков их применения. Владение некоторыми методами оценки и экспертизы использующихся объектов профессиональной деятельности и их частей. Умение применять отдельные методы изучения и совершенствования используемых материалов, деталей, процессов, устройств, систем. Наличие навыков использования некоторых методов оценки и технического анализа работоспособности отдельных параметров работы механизмов, устройств и процессов. Наличие затруднений при оценке величин, характерных для различных производственных действий и операций. Умение работать с технической и нормативной документацией, государственными стандартами, способность редактирования описания имеющихся технических проектов и создания собственных по образцу. | транспортного оборудования при наличии затруднений в реализации их устранения. Владение отдельными методами изучения и совершенствования используемых материалов, деталей, процессов, устройств, систем. Умение анализировать, самостоятельно ставить задачи при некоторых затруднениях в реализации способов их решения. Способность к критическому анализу технических характеристик механизмов, устройств и процессов (при наличии сложностей в применении специфичных методов исследования работоспособности профессиональных объектов). Присутствие затруднений в оценках численных порядков величин, характерных для различных физических процессов, описывающих работу объектов сервиса и эксплуатации. Умение работать с технической документацией, нормативными документами, государственными стандартами, способность создавать собственные технические описания профессиональных объектов с использованием имеющихся образцов технических проектов. |
Критический | Наличие общих представлений об устройстве, конструкционных достоинствах и недостатках использующихся агрегатов и механизмов при наличии затруднений их применения. Умение понять содержание конструкторской задачи при наличии сложностей в ее решении. Наличие представлений о некоторых методах, использующихся для оценки и экспертизы объектов профессиональной деятельности и их частей. Наличие затруднений выборе и использовании методов оценки и технического | Понимание некоторых недостатков в работе действующих механизмов транспорта и транспортного оборудования при наличии затруднений в реализации их устранения. Отсутствие знаний о методах изучения и совершенствования используемых материалов, деталей, процессов, устройств, систем. Наличие представлений об отдельных методах оценки и экспертизы деталей автомобилей, механизмов и устройств. Умение анализировать, самостоятельно ставить задачи при |
1 | 2 | 3 |
| анализа работоспособности отдельных параметров работы механизмов, устройств и процессов. Наличие затруднений при определении и оценке величин, характерных для различных производственных объектов. Умение работать с технической и нормативной документацией, государственными стандартами, способность редактирования описания технических проектов. | существенных затруднениях в поиске способов их решения. Сложности с анализом возможности применения методов оценки технических характеристик механизмов, устройств и процессов в конкретной ситуации. Наличие некоторых затруднений при оценках численных порядков величин, характерных для различных физических процессов, описывающих работу объектов сервиса и эксплуатации. Умение работать с технической документацией, нормативными документами, государственными стандартами, способность редактировать готовые технические проекты. |
Недопустимый | Отсутствие представлений о методах, использующихся для оценки и экспертизы объектов профессиональной деятельности и их частей. Наличие фрагментарных представлений об устройстве, конструкционных достоинствах и недостатках использующихся агрегатов и механизмов, а так же наличие затруднений их применения. Сложности в понимании содержания конструкторской задачи и способов ее решении. Наличие затруднений в выборе и применении методов оценки, технического анализа работоспособности и изучения отдельных параметров работы механизмов, устройств и процессов. Отсутствие представлений об физических характеристиках и способах оценки параметров различных производственных объектов. Наличие слабо развитых навыков работы с технической и нормативной документацией, государственными стандартами, затруднения при редактировании описания технических проектов. | Отсутствие представлений о методах оценки и экспертизы деталей автомобилей и устройств. Существенные затруднения с определением основных недостатков в работе действующих механизмов транспорта и транспортного оборудования, отсутствие понимания способов их устранения. Отсутствие знаний о методах изучения и совершенствования используемых материалов, деталей, процессов, устройств, систем. Слабо развитые способности к техническому анализу, самостоятельной постановке задач, отсутствие представлений о способах их решения. Недостаток знаний о методах исследования работоспособности технических характеристик механизмов, устройств и процессов. Не знание физических характеристик и величин, характерных для различных процессов, описывающих работу объектов сервиса и эксплуатации. Слабо развитые навыки работы с технической документацией, нормативными документами, |
1 | 2 | 3 |
| | государственными стандартами, существенные затруднения при редактировании имеющегося технического описания использующегося оборудования. |
Группа профессиональных компетенций, соответствующихпроизводственно-технологической деятельностиинженеров |
Оптимальный | Глубокие знания технических основ технологии производственных процессов по обслуживанию, сервису, ремонту, монтажу и изготовлению объектов профессиональной деятельности. Хорошая осведомленность о новейших физических открытиях и перспективах их использования для построения новых и усовершенствования имеющихся технических устройств и технологических процессов. Наличие представлений о перспективах создания и эксплуатации экологически чистых изделий, производств и технологий, о принципах охраны природы и рациональном природопользовании, ресурсосбережении. Знание основ техники безопасности. Владение различными методиками расчета параметров технологических характеристик производственных процессов. Наличие экспериментальных умений по определению качества и энергетических затрат используемых материалов и изделий. | Глубокое понимание основ технологии реализации производственных процессов по обслуживанию, сервису, ремонту, монтажу и изготовлению транспорта и транспортного оборудования. Хорошая осведомленность о перспективах развития автомобилестроения, использования новых технологий в целях усовершенствования автомобилей, сервисных средств и технологических процессов. Наличие обширных представлений о перспективах создания и эксплуатации экологически чистого автомобильного транспорта, и его производства, а так же технологий утилизации автомобилей, создания гибридного транспорта с высоким КПД двигателей, работающих на различных видах топлива. Знание новых разработок в области обеспечения безопасности дорожного движения. Владение разнообразными методиками расчета параметров технологических характеристик производственных процессов. Наличие экспериментальных умений по определению качества и энергетических затрат используемых материалов и автомобильных деталей. |
Допустимый | Некоторая осведомленность о тенденциях использования физических открытий и технических изобретений в построении и усовершенствовании технических устройств и технологических процессов. | Знание некоторых основ технологии обслуживания, сервиса, ремонта, монтажа и изготовления транспорта и транспортного оборудования. |
1 | 2 | 3 |
| Наличие представлений о перспективах создания и эксплуатации экологически чистых изделий, производств и технологий. Знание отдельных принципов охраны природы, рационального природопользования и ресурсосбережения. Понимание отдельных элементов технологии реализации производственной деятельности по обслуживанию, сервису, ремонту, монтажу и изготовлению объектов профессиональной деятельности. Наличие понятий о методиках расчета параметров технологических характеристик производственных процессов и определения качества и энергетических затрат используемых материалов и изделий. | Частичная осведомленность о перспективах развития автомобилестроения, использования новых технологий в целях усовершенствования автомобилей, сервисных средств и технологических процессов. Наличие некоторых представлений о перспективах производства и эксплуатации экологически чистого автомобильного транспорта, технологий утилизации автомобилей, создания гибридного транспорта с высоким КПД двигателей, работающих на различных видах топлива. Знание отдельных разработок в области обеспечения безопасности дорожного движения. Умение применять отдельные методики расчета параметров технологических характеристик производственных процессов. Наличие представления об отдельных методах определения качества и энергетических затрат используемых материалов и автомобильных деталей. |
Критический | Наличие фрагментарных представлений о некоторых элементах технологии реализации производственных процессов по обслуживанию, сервису, ремонту, монтажу и изготовлению транспорта и транспортного оборудования. Слабая осведомленность о новейших физических открытиях и технических изобретениях, отсутствие понимания их связи с построением и усовершенствованием инженерных устройств и технологических процессов. Наличие некоторых представлений о перспективах создания и эксплуатации экологически чистых изделий, производств и технологий. Наличие отдельных представлений о принципах охраны | Наличие поверхностных знаний основ технологии производственных процессов по обслуживанию, сервису, ремонту, монтажу и изготовлению транспорта и транспортного оборудования. Фрагментарная осведомленность о перспективах развития автомобилестроения, использования новых технологий в целях усовершенствования автомобилей, сервисных средств и технологических процессов. Наличие некоторых представлений о перспективах создания и эксплуатации экологически чистого автомобильного транспорта, и их производства, а так же технологий утилизации автомобилей, создания гибридного транспорта с высоким |
1 | 2 | 3 |
| природы, рационального природопользования и ресурсосбережения. Слабые навыки и представления о методиках расчета параметров технологических характеристик производственных процессов и определения качества и энергетических затрат используемых материалов и изделий. | КПД двигателей, работающих на различных видах топлива. Наличие некоторых знаний новых разработок в области обеспечения безопасности дорожного движения. Слабые навыки и фрагментарные представления о методиках расчета параметров технологических характеристик производственных процессов. Отсутствие экспериментальных умений по определению качества и энергетических затрат используемых материалов и автомобильных деталей. |
Недопустимый | Отсутствие представлений о перспективах использования новейших физических открытий и технических изобретений в построении и усовершенствовании технических устройств и технологических процессов. Недостаток знаний о перспективах создания и эксплуатации экологически чистых изделий, производств и технологий. Наличие фрагментарных представлений о принципах охраны природы, рационального природопользования и ресурсосбережения. Отсутствие понимания технологии реализации производственных процессов по обслуживанию, сервису, ремонту, монтажу и изготовлению транспорта и транспортного оборудования. Отсутствие понятия о методиках расчета технологических параметров и характеристик производственных процессов и определения качества и энергетических затрат используемых материалов и изделий. | Недостаточная осведомленность о перспективах развития автомобилестроения, использования новых технологий в целях усовершенствования автомобилей, сервисных средств и технологических процессов. Отсутствие представлений о перспективах создания и эксплуатации экологически чистого автомобильного транспорта, и их производства, а так же технологий утилизации автомобилей, создания гибридного транспорта с высоким КПД двигателей, работающих на различных видах топлива. Наличие слабых знаний новых разработок в области обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие знаний основ технологии производственных процессов по обслуживанию, сервису, ремонту, монтажу и изготовлению транспорта и транспортного оборудования. Отсутствие представлений о методиках расчета технологических параметров и характеристик производственных процессов. Отсутствие экспериментальных умений по определению качества и энергетических затрат используемых материалов |
1 | 2 | 3 |
| | и автомобильных деталей. |
Группа профессиональных компетенций, соответствующихсервисно-эксплуатационной деятельностиинженеров |
Оптимальный | Постоянное пополнение глубоких знаний основных физических понятий и законов, умение пользоваться понятийным и математическим аппаратом для объяснения свойств, устройства, функционирования и сервиса используемого технологического оборудования и процессов. Умение применять основные научные законы и методы для объяснения принципов действия, эксплуатации, обслуживания и определения характерных параметров сервиса и безопасности используемых объектов профессиональной деятельности. | Глубокое знание физических основ функционирования и применения в эксплуатации транспортных средств и оборудования. Понимание физико-технических принципов работы и знание технологических параметров деталей, механизмов, машин и их оборудования. Знание технических характеристик эксплуатационного оборудования и методов их определения. Владение навыками технического анализа и моделирования; знание основ техники безопасности при работе с наземным транспортом и оборудованием. Умение составлять технические рекомендации по эксплуатации установок и сервисных систем. |
Допустимый | Наличие достаточных знаний основных физических понятий и законов, наличие представления об использовании этих знаний для объяснения свойств, устройства, функционирования и сервиса используемого технологического оборудования и процессов. Умение применять некоторые научные законы и методы для объяснения принципов работы и определения характерных параметров сервиса и безопасности используемых объектов профессиональной деятельности. | Знание основных физических законов и наличие некоторых затруднений при применении этих знаний к описанию принципов работы деталей, механизмов, машин и транспортного оборудования. Знание технических характеристик эксплуатационного оборудования и методов их определения. Владение некоторыми навыками технического анализа и моделирования; знание основ техники безопасности при работе с наземным транспортом и оборудованием. Наличие незначительных затруднений при составлении технической документации. |
Критический | Фрагментарные знания некоторых физических понятий и законов, наличие затруднений в применении этих знаний для объяснения свойств, устройства, функционирования и сервиса используемого | Знание некоторых естественнонаучных законов при отсутствии способности к их применению для описания принципов работы деталей, механизмов, машин и транспортного оборудования. |
1 | 2 | 3 |
| технологического оборудования и процессов. Способность к распознаванию известных законов и явлений в работе объектов профессиональной деятельности без развернутого описания их применения в технологических процессах и производственно-технических объектах. | Отсутствие знаний о технических характеристиках эксплуатационного оборудования и о методах их определения. Слабое владение навыками технического анализа и моделирования; знание основ техники безопасности при работе с наземным транспортом и оборудованием. Наличие некоторых затруднений при составлении технической документации. |
Недопустимый | Поверхностные знания отдельных естественнонаучных понятий и законов, отсутствие понимания связи между физическими знаниями и устройством, функционированием объектов профессиональной деятельности. Отсутствие представлений о применении физических законов в профессиональной деятельности инженеров. Слабые представления об устройстве, технических характеристиках, порядке проведения сервиса и эксплуатации оборудования. | Слабые знания основных физических законов, отсутствие понимания принципов работы деталей, механизмов, автомобилей и транспортного оборудования. Отсутствие знаний о технических характеристиках эксплуатационного оборудования и методах их определения. Слабое развитие навыков технического анализа и моделирования; наличие некоторых представлений о технике безопасности при работе с наземным транспортом и оборудованием. Наличие существенных затруднений при составлении технической документации. |