Общие методические указания. цели и задачи курса физики

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ФИЗИКИ,

ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Физика – наука, изучающая общие свойства и законы движения вещества и поля (А.Ф.Иоффе). Поскольку вещество и поле встречаются в любых материальных системах, физике принадлежит исключительное место: она составляет основу всего современного естествознания. Сама физика как наука показывает тот идеал, к которому должна стремиться любая область знаний, когда на основании сравнительно небольшого числа экспериментально обоснованных принципов, опираясь на мощный математический аппарат, можно логически совершенно строго вывести массу следствий и точно предсказать конечный результат процесса по исходным данным.

Последовательное изучение физики вырабатывает специфический метод мышления, физическую интуицию, которые оказываются весьма плодотворными и в других науках. Специалисты, получившие широкое физико-математическое образование, могут самостоятельно осваивать новые технические направления, успешно работать в них, легко переходить от решения одних задач к решении. других, искать нестандартные и нетрадиционные пути, что особенно важно для профессиональной мобильности специалистов в условиях ускоренного развития техники, когда амортизация достижений конкретных узкоспециальных знаний происходит чрезвычайно быстро.

В век научно-технической революции и прогресса человечества роль физики сильно возрастает не только как технической науки, рождающей целые отрасли производства, но и как фундаментальной, мировоззренческой: она дает современную физическую картину мира как философскую категорию.

Важная цель высшего образования – получить научное представление о природе и методах ее познания. Физика как ведущая наука о природе играет главную роль в достижении этой цели.

По своему содержанию и научным методам исследования физика является могучим средством образовательного и воспитательного воздействия, помогая развитию умственных способностей, формированию научного мировоззрения, воспитанию воли и характера при достижении поставленной цели. Возникающее в процессе творческого поиска стремление к истине вызывает чувство непредвзятости и справедливости, вырабатывает объективное отношение ко всему. Занятие физикой дает человеку истинно эстетическое наслаждение красотой научной теории, описывающей законы гармонии окружающего мира, и развивает в нем чувство прекрасного. Все это – качества, необходимые для настоящего интеллектуала, наделенного чистой совестью и высокой нравственностью.

Основные задачи курса физики:

1. Изучение основных физических явлений и идей; овладение фундаментальными понятиями, принципами, законами и теориями современной физики, а также методами физического исследования.

2. Формирование научного мировоззрения и современного физического мышления.

3. Овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики, помогающих в дальнейшем решать практические задачи.

4. Ознакомление с современной научной аппаратурой, выработка навыков проведения физического эксперимента и автоматизированной компьютерной обработки результатов измерений.

5. Формирование умения выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей специальности.

В современном естествознании широко применяются математические методы. Для успешного усвоения курса физики студентам необходимо знать следующие разделы высшей математики:

1. Дифференциальное исчисление.

2. Интегральное исчисление.

3. Ряды.

4. Векторная алгебра и элементы векторного анализа.

5. Функции комплексного переменного.

6. Дифференциальные уравнения.

7. Элементы теории вероятностей и математической статистики.

При этом важно овладеть математической техникой, т.е. навыками правильно и быстро вычислять.

В современных условиях решение вышеуказанных задач требует от студентов компьютерной “грамотности” и знания основ программирования.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение курса физики в нашем университете для большинства

специальностей состоит из очных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы, консультации) и самостоятельной работы студента (изучение курса по конспектам лекций, рекомендованным учебникам и учебным пособиям, выполнение домашнего задания, подготовка к выполнению лабораторных работ, выполнение расчетно-графических работ, написание рефератов.). По курсу физики в первые два семестра согласно учебным планам студенты зачеты и экзамены по следующим разделам:

1. Механика. Основы молекулярной физики и термодинамики.

2. Электричество и магнетизм. Колебания и волны. Оптика.

Контроль текущей работы студентов над курсом физики осуществляется проведением коллоквиумов, контрольных работ, рейтинг-контролей, защитой лабораторных и расчетно-графических работ. Зачеты и экзамены – итоговая проверка усвоения учебной программы, когда студент демонстрирует знания по пройденым разделам курса. К экзаменам допускают только тех студентов, которые полностью выполнили план данного семестра и получили за него все зачеты, предусмотренные в учебном плане.

Самостоятельная работа.Высшая школа коренным образом отличается от средней методикой преподавания и степенью самостоятельности учащихся. Здесь преподаватель занимается в основном организацией познавательной деятельности студентов, а само познание осуществляется каждым студентом лично. Завершая задачи всех других видов учебной работы, в вузе основополагающую роль играет самостоятельная работа студента, доля которой в процессе учебы возрастает от первого к старшим курсам. Поэтому каждый студент как можно раньше должен войти в этот новый для него темп учебной жизни.

В процессе работы над курсом рекомендуется руководствоваться программой по физике. Пользуясь конспектом лекций, учебником и другими учебными пособиями, сначала нужно ознакомиться в целом с материалом, подлежащим изучению, после чего работать над отдельными частями рассматриваемого материала с подробным изучением как качественной стороны вопроса (описание явлений, физических факторов, от которых они зависят, описание приборов и пр.), так и количественной. Для этого необходимо воспроизводить приведенные в конспекте и книге чертежи, выводы формул и графики. Разбор математической стороны учебного материала не надо отрывать от его физического содержания.

При изучении курса следует постоянно работать над конспектом лекций. В нем должны быть сделаны все необходимые уточнения и дополнения. Особое внимание следует обратить на точность формулировок, определений, законов, а также единиц физических величин. После рассмотрения вопросов программы полезно прочитать дополнительную литературу по рекомендации лектора и дополнить конспект. Теперь он может служить основой для подготовки к экзамену.

В овладении знаниями по физике большую роль играет систематическое решение задач. Оно помогает анализировать физические явления и выделить обусловливающие их главные факторы, способствует более глубокому пониманию применяемых законов, закрепляет в памяти основные формулы, фундаментальные константы и другие полезные данные, прививает навыки практического применения теории и развивает творческое мышление.

При самостоятельном решении задач целесообразно соблюдать следующие правила:

- выбрать систему единиц, которая наиболее удобна для решения данной задачи, как правило СИ, выразить все величины, входящие в условие задачи, в единицах данной системы и выписать их для наглядности столбиком;

- дать схематический чертеж (где это возможно), поясняющий содержание задачи;

- провести решение в общем виде, в буквенных обозначениях, без подстановки числовых значений в промежуточные формулы;

- проверить, дает ли рабочая формула правильную единицу измерения искомой величины;

- подставить в окончательную формулу числовые значения и указать единицу физической величины для полученного результата;

- при подсчете определить количество значащих цифр, пользуясь правилами приближенных вычислений;

- получив числовой ответ, оценить его правдоподобность.

Задания расчетно-графической работы необходимо выполнить письменно и сдать преподавателю.

Лабораторные занятия. Цель лабораторных занятий – ознакомить студента с современной научной аппаратурой, выработать у него начальные навыки проведения физических экспериментов и оценки погрешностей измерений.

Перед работой в лабораториях физики студенты проходят инструктаж по общим вопросам техники безопасности на рабочих местах. На лабораторные занятия студенты должны приходить подготовленными. К выполнению работы приступают только после получения допуска.

После выполнения измерений преподавателю представляется для контроля таблица результатов измерений.

По окончании работы каждый студент должен получить подпись преподавателя о выполнении и номер работы на следующее занятие. К следующему занятию студент обязан предоставить отчет о проделанной работе, защитить ее и получить по ней зачет. В зависимости от учебного плана в течение семестра студенты выполняют 5 – 10 лабораторных работ.

ПРОГРАММА

I. Механика

1. Введение. Предмет физики. Методы физического исследования: опыт, гипотеза, эксперимент, теория. Важнейшие этапы истории физики. Роль физики в развитии техники и влияние техники на развитие физики. Роль физики в становлении инженера. Связь физики с другими науками. Успехи современной физики.

2. Некоторые сведения из математики. Роль математики в изучении физики. Функции и их производные. Интегрирование. О смысле производной и интеграла в приложении к физическим задачам. Элементы векторной алгебры: определение вектора, сложение векторов, умножение векторов, дифференцирование векторных величин. Дифференциальные уравнения. Элементарные сведения из теории вероятности.

3. Кинематика поступательного движения. Кинематика как раздел механики. Механическое движение как простейшая форма движения материи. Материальная точка (частица). Система отсчета. Инерциальные системы отсчета. Радиус-вектор. Принцип относительности Галилея. Траектория. Радиус кривизны траектории. Линейная скорость и линейное ускорение. Тангенциальное и нормальное ускорения. Связь между линейными и угловыми кинематическими величинами. Поступательное движение твердого тела.

4. Динамика поступательного движения . Динамика как раздел механики. Первый закон Ньютона и понятие инерциальной системы отсчета. Второй закон Ньютона и понятие силы, массы и импульса. Уравнение движения. Третий закон Ньютона и пределы его применимости. Неинерциальные системы отсчета. Абсолютные и относительные скорость и ускорение. Силы инерции.Центробежная сила. Сила Кориолиса. Система материальных точек. Центр инерции (центр масс). Теорема о движении центра инерции.

5. Вращательное движение твердого тела. Понятие абсолютного твердого тела. Момент силы. Момент импульса. Момент инерции. Теорема Штейнера. Уравнение моментов (связь момента импульса с моментом силы). Уравнение вращательного движения твердого тела относительно неподвижной оси. Кинетическая энергия вращающегося твердого тела. Гироскопический эффект. Свободные оси.

6. Законы сохранения. Значение и содержание законов сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Однородность пространства. Реактивное движение. Закон сохранения момента импульса. Изотропия пространства. Работа, энергия, мощность. Связь между потенциальной энергией и силой. Понятие силового поля. Консервативные и неконсервативные силы. Закон сохранения энергии в механике. Однородность времени. Консервативная и диссипативная системы.

7. Элементы механики жидкостей и газов. Общие свойства жидкостей и газов. Уравнение движения в форме Эйлера. Поле скоростей, линии и трубки тока. Уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли. Система уравнений газодинамики. Вязкость. Течение вязкой жидкости. Формула Пуазейля. Ламинарный и турбулентный режимы течения. Циркуляция скорости. Потенциальное и вихревое движения. Движение тел в жидкостях и газах. Теорема Жуковского.

8. Элементы специальной теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Роль скорости света. Постулат постоянства скорости света. Преобразования Лоренца. Лоренцево сокращение длины и замедление времени. Релятивистский импульс. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Энергия связи. Соотношение между полной энергией и импульсом частицы. Граница применимости классической (ньютоновской) механики.

Наши рекомендации