Место дисциплины «Концепции современного естествознания» в системе других наук

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

По дисциплине

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

г. Томск -2014

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РЕКОМЕНДОВАНО

заседанием кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

наименование кафедры разработчика пособия

Протокол № ____ от ____.____ 20____ г.

Заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

наименование кафедры

____________ /__________________/ ____.____ 20___ г.

подпись расшифровка подписи дата

Исполнитель: Гончаренко В.Н.

доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, к. ф.н.

должность

____________ /______________ / ___._____ 20___ г.

подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по учебно-методической работе ____

подпись расшифровка подписи дата

Ученый совет филиала: ______________ __________________ /______________/ ___.___ 20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины «Концепции современного естествознания»………………………………………………… 4

2. Естествознание в системе науки и культуры………………….7

3. Современное естествознание о микро- макро- и мегамирах…8

4. Концепции пространства и времени в современном естествознании…………………………………………………. 11

5. Основные законы и принципы современной физики……… .. 20

6. Происхождение и эволюция Вселенной……………………….36

7. Развитие жизни на Земле………………………………………..44

8. Примерный перечень тем контрольных работ………………...53

9. Перечень вопросов для подготовки к зачету…………………..55

10. Основная и дополнительная литература……………………….56

Основной целью дисциплины «Концепции современного естествознания»является формирование общекультурных компетенций: знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Основными задачами дисциплины «Концепции современного естествознания» являются:

• Дать развернутое представление об истории развития и современном состоянии наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой.

• Сформировать целостный взгляд на окружающий мир, выделяя концептуальную и эволюционную стороны современного естествознания.

• Научить студентов самостоятельно мыслить, анализировать и правильно интерпретировать научно-технические открытия и проблемы при выполнении ими в будущем своих профессиональных обязанностей.

• Сформировать у студентов определенные навыки по использованию достижений современного естествознания и развитых методов решения сложных комплексных проблем, а также развить у них способности переоценивать накапливаемый опыт и приобретать новые знания в условиях непрерывного развития науки и техники.

• В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• иметь представление об истории развития и современном состоянии наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой; об окружающем мире, выделяя концептуальную и эволюционную стороны современного естествознания;

• знать законы развития природы, общества; историю развития и современное состояние наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой;

• уметь применять знания о законах развития природы в профессиональной деятельности; использовать принципы и стиль естественнонаучного мышления, необходимые для исследования затрагиваемых в учебном курсе проблем; самостоятельно мыслить, анализировать и правильно интерпретировать научно-технические открытия и проблемы при выполнении ими в будущем своих профессиональных обязанностей;

• владеть основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; определенными навыками по использованию достижений современного естествознания и развитых методов решения сложных комплексных проблем, а также способностью переоценивать накапливаемый опыт и приобретать новые знания в условиях непрерывного развития науки и техники.

• В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• иметь представление об истории развития и современном состоянии наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой; об окружающем мире, выделяя концептуальную и эволюционную стороны современного естествознания;

• знать законы развития природы, общества; историю развития и современное состояние наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой;

• уметь применять знания о законах развития природы в профессиональной деятельности; использовать принципы и стиль естественнонаучного мышления, необходимые для исследования затрагиваемых в учебном курсе проблем; самостоятельно мыслить, анализировать и правильно интерпретировать научно-технические открытия и проблемы при выполнении ими в будущем своих профессиональных обязанностей;

• владеть основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; определенными навыками по использованию достижений современного естествознания и развитых методов решения сложных комплексных проблем, а также способностью переоценивать накапливаемый опыт и приобретать новые знания в условиях непрерывного развития науки и техники.

Место дисциплины «Концепции современного естествознания» в системе других наук

Преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» основано на дисциплинах, заложенных при получении среднего (полного) общего образования (и/или среднего профессионального образования). В первую очередь это касается следующих дисциплин: «Естествознание», «Физика», «Химия», «Биология», «Астрономия», «География», «Безопасность жизнедеятельности» и др.

В свою очередь дисциплина «Концепции современного естествознания» создаёт необходимые предпосылки для освоения программ таких дисциплин, как «Экология», «Демография», «Физическая культура» и других дисциплин учебного плана.

Наши рекомендации