Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека»

«Определение момента инерции тел маятником Обербека»

1. Приступив к работе, снимите грузы m1 со стержней, если они там находятся.

2. Заранее выберите отметку (например, 50см), от которой начнется движение груза m.

3. Вращая маятник рукой, намотайте нить на шкив большего диаметра, следя, чтобы груз m достиг выбранного положения.

4. Включите электронный секундомер.

5. Проведите первый эксперимент, используя в качестве груза, тянущего нить, только одну подставку массой mпод без подгрузков. Предварительно нажатием кнопки «Режим» установите режим №1 (светится индикатор «Реж.1»). Затем нажмите кнопку «Пуск». При этом отключится тормозное устройство, удерживающее маятник, и одновременно включится секундомер. При включенном режиме №1 секундомер в момент прохождения грузом нижней точки автоматически остановится, причем одновременно сработает тормозное устройство. Внесите результаты первого эксперимента в таблицу измерений.

6. Проведите по одному эксперименту, поместив на подставку сначала один, а затем сразу два подгрузка. Результаты внесите в таблицу измерений. По формуле (26) рассчитайте величину углового ускорения ε для соответствующих значений m.

7. Постройте зависимость ε(m). Определите из графика по точке его пересечения с осью абсцисс значение m0, при котором ε = 0. Рассчитайте по формуле (30) величину момента сил сопротивления MСОПР .

8. Вычислите по формуле (32) значение момента инерции барабана со стержнями I1.

9. Закрепив грузы m1 на стержнях маятника на равном расстоянии r от оси вращения, определите это расстояние, используя деления нанесенные на стержни и указанные около установки исходные данные.

10. Проведите однократные измерения времени t опускания груза массой m (выберите одно значение) для одной высоты падения при трёх различных расстояниях r от оси вращения.

11. Вычислите моменты инерции маятника с грузами на стержнях по формуле (32) при различных расстояниях r. При этом, как показали предварительные эксперименты, можно с допустимой точностью использовать в качестве величины m0 её значение, найденное ранее для крестовины без грузов на спицах. Сравните полученные данные со значениями момента инерции, вычисленными по формуле Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru для соответствующих значений r.

12. Постройте на одном рисунке графики экспериментально полученной и теоретически ожидаемой зависимости момента инерции маятника от r 2 .

13.Результаты экспериментов занести в таблицу 1.

Таблица. 1.

m MСОПР t r I
           
           
           
           

Задание 2. Определение момента инерции тела с учетом момента тормозящей силы

Вывод расчетной формулы

Рассмотрим тело вращения, у которого на шкив может наматываться нить с грузом массой m на конце (рис. 11). Груз под действием силы тяжести может опускаться, приводя во вращение тело. После того, как груз от отметки h0 опустится на полную длину нити до отметки h1, тело, вращаясь по инерции, поднимет груз снова на некоторую высоту до отметки h2.

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru

Рис.11.

К выводу расчетной формулы

В процессе движения часть механической энергии системы тело-груз расходуется на работу против тормозящей силы и, следовательно, превращается во внутреннюю энергию системы и окружающего воздуха, которые нагреваются. Из этого следует, что тело поднимет груз на высоту меньшую начальной, то есть отметка h2 всегда будет расположена ниже отметки h0. Тормозящая сила складывается из силы трения в подшипниках и из силы трения о воздух при движении тела и груза.

Для оценки момента тормозящей силы воспользуемся энергетическими соотношениями. Поскольку силы трения являются диссипативными, то работа тормозящей силы АТ при переходе системы тело-груз из начального состояния в конечное равна

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (33)

где Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru - механическая энергия системы «тело-груз» в начальном состоянии; Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru - механическая энергия системы «тело-груз» в конечном состоянии.

Механическая энергия системы складывается из кинетической и потенциальной энергий. В те моменты времени, когда система покоится, кинетическая энергия равна нулю и, следовательно, механическая энергия становится равной только потенциальной энергии системы. Такие состояния системы возникают в начальный момент времени, когда груз находится на отметке h0, и в тот момент, когда, спустившись вниз, груз за счет вращения тела поднимается до отметки h2. Если принять, что на высоте потенциальная энергия груза равна нулю, то приращение механической энергии для выбранных начального и конечного состояний системы равно

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru, (34)

где h01 - расстояние между отметками h0 и h1;

h21 - расстояние между отметками h2 и h1.

Будем считать, что момент тормозящей силы в основном связан с вращательным движением тела, т. е. тормозящей силой, действующей на груз, пренебрежем. Тогда элементарная работа момента тормозящей силы равна скалярному произведению Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru где Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru - вектор момента тормозящей силы; Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru - вектор бесконечно малого углового перемещения тела. Оба вектора Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru и Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru направлены вдоль оси вращения, но в противоположные стороны.

Следовательно, Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru .

Полная работа момента тормозящей силы, если предположить, что он постоянен, тогда равна

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (35)

где φ02 - угол поворота тела вокруг оси при переходе системы из начального состояния в конечное (груз при этом перемещается от отметки h0 до отметки h2.

При движении груза вниз от отметки h0 до h1 отметки со шкива сматывается нить длиной Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru . Учитывая, что длина окружности шкива равна 2πr и каждый оборот шкива соответствует углу 2π радиан, найдем угол поворота шкива при движении груза вниз:

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ruрадиан (36)

Очевидно, что при дальнейшем вращении тела до момента, когда груз остановится на отметке h0, оно повернется на угол Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru радиан.

Тогда общий угол поворота тела, соответствующий переходу груза от отметки h0 до отметки h2, равен

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru радиан. (37)

Подставляя (34) и (35) в (33) найдем Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru

= Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru .

Отсюда, используя (37), получаем формулу для оценки модуля вектора момента тормозящей силы:

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (38)

Рассмотрим систему «тело-груз» в начальный момент времени, когда груз находится на отметке h0, а в качестве конечного выберем тот момент времени, когда груз опустился до нижней отметки h1, соответствующей полной длине нити. Опять будем исходить из энергетического соотношения (33).

Для выбранных начального и конечного состояний получим

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (39)

где Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru - момент тормозящей силы (38); Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru - угол поворота тела, соответствующий перемещению груза ототметки h0 до h1 (36).

Начальная механическая энергия системы «тело-груз» равна

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (40)

Конечная механическая энергия системы складывается из кинетической энергии вращательного движения тела и кинетической энергии поступательного движения груза в момент прохождения им отметки h1:

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (41)

где I - момент инерции тела; ω1 – угловая скорость вращения тела в момент времени t1; υ1 – скорость поступательного движения груза в момент времени t1.

Строго говоря, в процессе движения груз за счет упругого растяжения нити опускается чуть ниже отметки h1, тормозится нитью, а затем за счет упругого сжатия нити возвращается на эту отметку.

Предполагая, что движение системы является равноускоренным, для скорости груза на отметке h1 получаем

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (42)

где t1 - время, за которое груз опустится от отметки h0 до h1.

Угловая скорость вращения тела в тот же момент времени равна

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (43)

где r - радиус шкива, на который намотана нить.

Подставляя (39), (40), (41) в (33), получим Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru

Из этой формулы, учитывая (4), (10) и (11), выражаем момент инерции I:

Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru (44)

где Порядок выполнения работы. «Определение момента инерции тел маятником Обербека» - student2.ru - момент тормозящей силы, который вычисляется по формуле (38).

Описание установки

«Определения момента инерции тела с учетом момента тормозящей силы»

Экспериментальное определение момента инерции тело осуществляется на модульном учебном комплексе МУК-М1 (рис. 8). Установка представляет собой тело со шкивами разного диаметра, которое вращается в шарикоподшипниках. На шкив намотана нить, один конец которой прикреплен к шкиву, а другой – к подставке массой тпод. На подставку могут помещаться подгрузки массой mn. Для закрепления нити на шкив большего диаметра используется специальный крючок.

Для проведения измерений необходимо перевести секундомер СЭ1 в режим №2. После установки груза на высоту h0 нажмите кнопку «Пуск» секундомера. После прохождения грузом нижнего положения секундомер автоматически остановиться. При этом электромагнит не отключиться и груз продолжит своё движение. После достижения верхней точки подъема нажмите кнопку «Стоп/Сброс». Это приведет к срабатыванию электромагнита и остановке груза.

Измерение высот можно производить с помощью линейки, расположенной на стойке механического блока.

Наши рекомендации