После проведения всех опытов сделайте общий вывод, в котором укажите
Лабораторная работа № 11.
Тема: Исследование явления электромагнитной индукции (ЭМИ).
Цель: повторить опыты Фарадея, с помощью которых он открыл явление
ЭМИ и экспериментально обнаружить причины появления
индукционного тока в проводнике.
Теория
В 1821 году Майкл Фарадей записал в своём дневнике: «Превратить
магнетизм в электричество». Но только спустя 10 лет эта задача была
им решена. Явление ЭМИ было открыто 29 августа 1831 г.
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении
электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в
переменном во времени магнитном поле таким образом, что число лини
магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется.
Уже сам Фарадей уловил то общее, от чего зависит появление индукционного
тока в опытах, которые внешне выглядят по-разному: в замкнутом прово -
дящем контуре возникает ток при изменении числа линий магнитной
индукции, пронизывающих поверхность, ограниченную этим контуром.
И чем быстрее меняется число линий магнитной индукции, тем больше
возникающий индукционный ток.
Стал важный вопрос о направлении индукционного тока.
Правило, с помощью которого можно определить направление индукционного
тока было сформулировано русским физиком Э. Х. Ленцем.
Согласно правилу Ленца, возникающий в замкнутом контуре индукционный
ток своим магнитным полем противодействует тому изменению
магнитного потока, которым он вызван.
Применять правило Ленца для нахождения направления индукционного тока Ii
в контуре надо так:
1. Установить направление линий магнитной индукции внешнего магнитного поля.
2. Выяснить, увеличивается ли поток магнитной индукции этого поля через поверхность, ограниченную контуром (DF > 0),
или уменьшается (DF < 0).
3. Установить направление линий магнитной индукции магнитного поля индукционного тока Ii : эти линии должны быть, согласно правилу Ленца, направлены противоположно линиям , если DF > 0 и иметь одинаковое с ними направление, если DF < 0.
4. Зная направление линий магнитной индукции , найти направление индукционного тока Ii, пользуясь правилом буравчика.
Оборудование: - набор соленоидов с ферромагнитным сердечником
- гальванометр
- источники постоянного и переменного тока
- постоянные полосовые магниты
- электрический ключ
- реостат
- алюминиевое кольцо
- лампа накаливания
- соединительные провода.
Указания к работе: лабораторная работа состоит из 5 - ти опытов.
В ходе проведения лабораторной работы произвести
записи в отчетах для каждого опыта по форме:
1) схема – рисунок установки для проведения опыта,
2) что наблюдал в ходе опыта,
3) вывод с объяснениями по итогам увиденного в ходе опыта.
Порядок проведения работы:
Опыт I:
1. Соберём установку по рисунку 1.
2. Полосовой магнит вдвигаем в катушку.
3. Затем выдвигаем магнит из катушки.
Обращаем внимание на направление отклонения стрелки гальванометра. Чем объясняется увиденное?
Опыт II:
1. Соберём установку по рисунку 2.
2. Перемещаем один соленоид относительно другого вдоль общего сердечника, при этом наблюдаем, как меняются показания гальванометра в цепи одного из соленоидов.
3. Почему это происходит? Объясните.
Опыт III:
1. Соберём установку по рисунку 3.
2. Замыкаем и размыкаем цепь с помощью ключа в цепи второго соленоида. Обращаем внимание на показание гальванометра в цепи первого соленоида.
3. Меняем в замкнутой цепи первого соленоида значение тока с помощью реостат. Обращаем внимание на показание гальванометра в цепи первой катушки.
4. Объясните показания гальванометра в обоих случаях.
Почему так происходит?
Опыт IV:
1. Соберём установку по рисунку 4.
2. При замыкании ключа в цепи первой катушки наблюдаем поведение лампы накаливания в цепи второй катушки ( катушки по отношению друг к другу покоятся).
|
горит? Объясните.
Примечание:В опыте II, III, IV катушки надеты на общий ферромагнитный
сердечник.
Опыт V:
1. Соберём установку по рисунку 5.
2. Замыкаем цепь и наблюдаем за поведением алюминиевого кольца.
3. Объясните причину такого поведения кольца.
После проведения всех опытов сделайте общий вывод, в котором укажите