Вибрация электромагнитной системы электрических машин переменного тока
Основные составляющие вибрации бездефектных электрических машин определяю гея электромагнитными периодическими колебательными силами, которые возникают при появлении в магнитном поле переменных составляющих. Случайные и ударные колебательные силы в электромагнитной системе бездефектной электрической машины отсутствуют. В машинах с аварийноопасными дефектами могут иметь место удары частей магнитопровода друг о друга или электрических обмоток с магнитопроводом, но эти удары имеют механическую природу и при описании вибрации электромагнитной системы электрической машины обычно не рассматриваются.
В машинах переменного тока основная составляющая магнитного поля по частоте совпадает с частотой питающего напряжения f1. Обычно это частота напряжения в силовой сети (в Европе f1=50 Гц), но при питании электродвигателя от статического преобразования частоты эта частота может быть любой. Поскольку электромагнитная колебательная сила имеет частоту в два раза больше, частота основной составляющей колебательных сил и вибрации электрических машин равна 2f1, т.е. при их питании от силовой сети составляет:
2f1=100 Гц.
На многих предприятиях качество напряжения ы силовой сети далеко от идеального, т.е. синусоидальная форма напряжения искажается, и кроме основной компоненты напряжения с частотой f1. В напряжении есть и значительные компоненты с частотой f1=f1(2mk±1), где m- число фаз, k-целое число. Возбуждаемые ими компоненты магнитного поля, взаимодействия с основным магнитным полем электрической машины, создают пульсирующие моменты сил на частотах
fi=2mkf1
Еще одна составляющая электромагнитных колебательных сил определяется зубчатостью сердечников ротора и статора и, как следствие, зубчатостью магнитного поля. Ротор электрической машины вращается с частотой /„, поэтому частота пульсации зубцовой гармоники поля ротора составляет fZrt= zrtfr,, где zn - число зубцов ротора. Зубцовая гармоника магнитного поля кроме этого еще модулирована частотой питающего напряжения. Взаимодействие столь сложного магнитного поля ротора с основной гармоникой поля приводит к появлению колебательных сил на одной - двух из трех комбинационных частот, называемых зубцовыми, и их кратных гармоник:
fZrt= kzrtfrt; fZrt= kzrtfrt±2f1
В синхронных машинах ротор может быть зубчатым (неявнополюсный ротор), либо состоять из нескольких полюсов (явнополюсный ротор). Во втором случае число зубцов ротора считается равным числу полюсов, а вот в первом случае надо помнить, что на роторе есть кроме малых зубьев, еще и 2р больших зуба, где р - число пар полюсов машины, на которых может уложиться zr//3 малых зуба, и при определении зубцовой вибрации этот факт надо учитывать.
В результате частоты зубцовых гармоник колебательных сил в неявнополюсной синхронной машине определяются следующими значениями:
KfZrt=3kzrtfrt/2
где zrt- количество малых зубьев на роторе.
В явнополюсной синхронной машине частоты колебательных сил на зубцовых (полюсных) гармониках ротора пропорциональны двойной частоте питающей сети, т.е. определяются выражением:
KfZrt=2kpfrt=2kf1
Особенностью явнополюсной синхронной машины является то, что величины нескольких роторных зубцовых (полюсных) гармоник колебательных сил резко растут, если их частота близка к частотам зубцовых гармоник статора:
k1fZrt=k2fZst
где = frt zst - частота первой зубцовой гармоники статора, zst- число зубцов статора.
Кроме электромагнитных колебательных сил в электрических машинах действуют и электродинамические силы, определяемые взаимодействием магнитного поля с электрическим током в обмотках. При определении частот электродинамических колебательных сил, являющихся различными комбинациями частот переменных составляющих магнитного поля с постоянными и переменными составляющими тока в статоре и роторе, необходимо помнить, что в ротор синхронной машины подается постоянный ток, а в роторе асинхронного двигателя наводится переменный ток с очень низкой частотой. Это частота скольжения, равная = S f , где S - величина скольжения,
обычно находящаяся в диапазоне 0,2 — 2 процента. В бездефектной машине переменного тока сумма переменных электродинамических колебательных сил, действующих как на обмотки статора, так и ротора, должна быть равна нулю, поэтому вибрация электродинамического происхождения возникает в электрической машине только при появлении различных дефектов.
Пример расчета основных частот вибрации асинхронного двигателя:
Параметры асинхронного двигателя: скорость вращения двигателя n=596,4 об/мин число зубцов ротора Zrt=74, частота питающего напряжения f1=50 Гц.
1. Частота вращения двигателя равна
fвр=n/60=594,4/60=9,94 Гц
2. Основная частота магнитных сил:
2f1=100 Гц
3. Зубцовая частота:
fz=fвр·zrt = 9,94·74=735,56 Гц
4. Скольжение ротора
S=
Для асинхронного двигателя имеет:
При p=1 fвр=50 Гц
При p=2 fвр=25 Гц
При p=3 fвр=16,7 Гц
При p=4 fвр=12,5 Гц
При p=5 fвр=10 Гц
Для данного двигателя p=5, тогда величина скольжения равна
= = = = 0,006
5. Двойная частота скольжения определяется выражением
2sf1=2·0,006 50=0,6 Гц
Пример расчета основных частот вибрации синхронной машины:
Параметры явнополюсной синхронной машины: скорость вращения двигателя о =1500 об/мин, число зубцов статора Zst = 84, частота питающего напряжения f1 = 50 Гц
1.Частота вращения машины равна
fвр=n/60=1500/60=25 Гц
2. Частота полюсных гармоник:
2kf1=k100 Гц
3. Зубцовая частота:
fz= fвр·Zst=25·84=2100 Гц