Лекция 9

  Тема 7 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ -периодические изменения вектора индукции магнитного поля и вектора напряженности электрического поля.
  Свободные электромагнитные колебания ➨периодически повторяющиеся изменения силы тока в электрической цепи, происходящие без потребления энергии от внешних источников. Такие колебания можно получить в электрическом колебательном контуре.
  Реальный колебательный контур ( лекция 9 - student2.ru ) ➨электрическая цепь, состоящая из последовательно соединенных конденсатора емкостью С, катушки индуктивностью лекция 9 - student2.ru и сопротивления лекция 9 - student2.ru обмотки катушки; ➨ в реальном колебательном контуре свободные электромагнитные колебания являются затухающими; лекция 9 - student2.ru
  Идеальный колебательный контур (контур Томсона) лекция 9 - student2.ru ➨электрическая цепь, состоящая из последовательно соединенных конденсатора емкостью С и катушки индуктивностью лекция 9 - student2.ru ; ➨простейшая система, в которой могут происходить свободные электромагнитные колебания;   лекция 9 - student2.ru
  ● свободные электромагнитные колебания лекция 9 - student2.ru в контуре ➨в цепи возникают незатухающие гармонические колебания, если в некоторый момент времени зарядить конденсатор до напряжения лекция 9 - student2.ru . По гармоническому закону будут изменяться: напряжение лекция 9 - student2.ru на обкладках конденсатораС : лекция 9 - student2.ru; ток лекция 9 - student2.ru в катушке индуктивности лекция 9 - student2.ru : лекция 9 - student2.ru ; В каждый момент времени лекция 9 - student2.ru мгновенные значения напряжения лекция 9 - student2.ru и тока лекция 9 - student2.ru сдвинуты по фазе на лекция 9 - student2.ru . Например: предельным значениям напряжениялекция 9 - student2.ru соответствуют мгновенные значения тока лекция 9 - student2.ru , предельным значениям тока лекция 9 - student2.ru - мгновенные значения напряжения лекция 9 - student2.ru .
  Формула Томсона лекция 9 - student2.ru [с] ➨ период собственных (свободных) колебаний контура;  
  · лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru [Гц] ➨ частота собственных колебаний.
  · лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru ➨ циклическая частота собственных колебаний.  
  Превращение энергии в колебательном контуре   ➨в колебательном контуре происходит взаимное превращение энергии электрического поля лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru   в энергию магнитного поля лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru ;   ➨дважды за период лекция 9 - student2.ru происходит перекачка энергии из электрического поля конденсатора лекция 9 - student2.ru в магнитное поле катушки индуктивности лекция 9 - student2.ru и обратно.  
  · закон сохранения энергии в идеальном колебательном контуре лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru   ➨полная энергия электромагнитного поля сохраняется и равна амплитудному значению электрической энергии конденсатора лекция 9 - student2.ru или амплитудному значению энергии магнитного поля катушки индуктивности лекция 9 - student2.ru .
  лекция 9 - student2.ru Вынужденные электрические колебания ➨незатухающие колебания в колебательном контуре, происходящие под периодически изменяющимся внешним воздействием. ➨ для получения незатухающих колебаний необходимо в реальный колебательный контур непрерывно подводить энергию, которая бы компенсировала потери энергии в контуре. Эту функцию выполняет генератор переменного тока ~ лекция 9 - student2.ru .  
  ГЕНЕРАТОР переменного тока ➨машина, преобразующая механическую энергию вращения в электрическую энергию переменного тока. ➨ принцип действия генератора переменного тока основан на явлении электромагнитной индукции.  
  лекция 9 - student2.ru ➨простейшая модель генератора – вращающаяся в постоянном магнитном поле рамка.   Поместим в однородное магнитное поле рамку, которая проводит электрический ток и приведем ее во вращение с угловой скоростью лекция 9 - student2.ru . Магнитный поток, пронизывающий рамку, определим по формуле: лекция 9 - student2.ru , т.к. лекция 9 - student2.ru ,то амплитудное значение потока равно: лекция 9 - student2.ru ,   тогда лекция 9 - student2.ru . Скорость изменения потока через рамку (первая производная лекция 9 - student2.ru ): лекция 9 - student2.ru По закону электромагнитной индукции (закон Фарадея): лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru ,   где лекция 9 - student2.ru - амплитудное значение ЭДС.  
  Устройство генератора   лекция 9 - student2.ru
  ИНДУКТОР (вращающаяся часть - ротор) ➨постоянный магнит или электромагнит, создающий магнитное поле;  
  ЯКОРЬ (неподвижная часть - статор) ➨обмотка, в которой индуцируется переменная ЭДС.
  ПЕРЕМЕННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК ➨ ток, величина которого с течением времени меняется по модулю и направлению. Переменный синусоидальный ток представляет собой вынужденные колебания тока в электрической цепи, происходящие с частотой лекция 9 - student2.ru , совпадающей с частотой вынуждающей ЭДС: лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru - амплитудное значение силы тока; лекция 9 - student2.ru - сдвиг фазы между колебаниями тока и ЭДС.  
  Действующие (эффективные) значения силы тока и напряжения ➨ о силе переменного тока судят по его тепловому действию, т.к. оно не зависит от направления тока. По тепловому действию переменного тока определяют «эффективную» силу тока.  
  ➨ эффективной силой и эффективным напряжением переменного синусоидального тока называются сила и напряжение постоянного тока, который производит такое же тепловое действие, как и данный переменный ток.  
  · действующее значение силы тока лекция 9 - student2.ru ➨ величина, в лекция 9 - student2.ru раз меньше амплитудного значения лекция 9 - student2.ru силы тока; · действующее значение напряжения лекция 9 - student2.ru ➨величина, в лекция 9 - student2.ru раз меньше амплитудного значения лекция 9 - student2.ru напряжения;
  МГНОВЕННАЯ МОЩНОСТЬ переменного тока лекция 9 - student2.ru или лекция 9 - student2.ru ➨ равна произведению мгновенных значений силы тока лекция 9 - student2.ru и напряжения лекция 9 - student2.ru (при совпадении фазы колебаний силы тока и напряжения); лекция 9 - student2.ru - амплитудные значения силы тока и напряжения.
  СРЕДНЯЯ МОЩНОСТЬ переменного тока лекция 9 - student2.ru ➨т.к. среднее значение квадрата косинуса за период равно 0,5;
  МОЩНОСТЬ переменного тока лекция 9 - student2.ru ➨при совпадении фазы колебаний силы тока и напряжения мощность равна произведению действующих значений силы тока и напряжения.  
  ЦЕПЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ➨представляет собой колебательный контур, к которому приложена внешняя синусоидальная ЭДС. лекция 9 - student2.ru
  АКТИВНОЕ сопротивление лекция 9 - student2.ru ➨величина, характеризующая сопротивление электрической цепи (или ее участка) электрическому току, обусловленное необратимыми превращениями энергии в другие формы (преимущественно в тепловую).
  РЕАКТИВНОЕ сопротивление ➨величина, характеризующая сопротивление, оказываемое переменному току электрической емкостью лекция 9 - student2.ru и индуктивностью лекция 9 - student2.ru цепи (или ее участка), обусловленное передачей электрической энергии электрическому или магнитному полю элементов цепи и обратно.
  · ИНДУКТИВНОЕ сопротивление лекция 9 - student2.ru
  · ЕМКОСТНОЕ сопротивление лекция 9 - student2.ru
  ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ цепи переменного тока лекция 9 - student2.ru
  РЕЗОНАНС в электрической цепи лекция 9 - student2.ru = лекция 9 - student2.ru   лекция 9 - student2.ru   лекция 9 - student2.ru = лекция 9 - student2.ru ➨явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний силы тока при совпадении частоты внешнего переменного напряжения с собственной частотой колебательного контура;
  ➨возникает при равенстве индуктивного сопротивления лекция 9 - student2.ru емкостному сопротивлению лекция 9 - student2.ru ( лекция 9 - student2.ru = лекция 9 - student2.ru ) . При этом полное сопротивление цепи становится наименьшим, равным активному лекция 9 - student2.ru ( лекция 9 - student2.ru ).
  ➨резонанс так же наступает при равенстве частоты генератора лекция 9 - student2.ru и собственной частоты лекция 9 - student2.ru колебаний электрической цепи ( лекция 9 - student2.ru = лекция 9 - student2.ru ). Резонансная частота равна:лекция 9 - student2.ru.
  ТРАНСФОРМАТОР ➨электротехническое устройство, предназначенное для преобразования (повышения или понижения) напряжения переменного электрического тока.
  · устройство трансформатора лекция 9 - student2.ru ➨ простейший трансформатор состоит из: железного сердечника (магнитопровода) и расположенных на нем двух обмоток: первичной - лекция 9 - student2.ru и вторичной - лекция 9 - student2.ru витков. При подключении первичной обмотки трансформатора к источнику переменной ЭДС ~e1обе обмотки пронизывает общий магнитный поток Ф.   Изменение магнитного потока во вторичной обмотке возбуждает ЭДС индукции ~e2.  
  · режимы работы ➨ без нагрузки (холостой ход); под нагрузкой (рабочий ход).  
  · режим ХОЛОСТОГО хода ➨ этот режим имеет место при разомкнутой вторичной цепи. В этом случае ток во вторичной цепи отсутствует, т.е. лекция 9 - student2.ru =0. При холостом ходе ЭДС самоиндукции, действующая в первичной обмотке, почти равна поданному на нее напряжению сети переменного тока, в которую включен трансформатор, т.е. лекция 9 - student2.ru .  
  · режим РАБОЧЕГО хода ➨ этот режим имеет место при замкнутой вторичной цепи. В этом случае трансформатор нагружен (т.е. к нему подключены потребители энергии) и в цепи вторичной обмотки течет ток лекция 9 - student2.ru .  
  КОЭФФИЦИЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ лекция 9 - student2.ru ➨ равен отношению витков лекция 9 - student2.ru первичной обмотки к числу витков лекция 9 - student2.ru вторичной обмотки; ➨отношение напряжения лекция 9 - student2.ru на первичной обмотке к напряжению лекция 9 - student2.ru на вторичной обмотке; ➨ отношение силы тока лекция 9 - student2.ru во вторичной обмотке к силе тока лекция 9 - student2.ru в первичной обмотке.  
  ·лекция 9 - student2.ru ( лекция 9 - student2.ru > лекция 9 - student2.ru ) ➨ понижающий трансформатор;  
  ·лекция 9 - student2.ru ( лекция 9 - student2.ru < лекция 9 - student2.ru ) ➨ повышающий трансформатор.  
  КПД трансформатора   лекция 9 - student2.ru   ➨равен отношению полезной мощности лекция 9 - student2.ru (мощности, отдаваемой потребителям) к затраченной мощности лекция 9 - student2.ru (мощности, которая берется трансформатором от сети переменного тока).
  Производство, передача, потребление электрической энергии ➨электроэнергию вырабатывают на электростанциях и передают потребителям на большие расстояния с помощью линий электропередачи. При передаче электроэнергии по проводам часть этой энергии необратимо переходит во внутреннюю энергию и выделяется в проводах в виде теплоты:   лекция 9 - student2.ru (по закону Джоуля-Ленца). Способы снижения потерь электроэнергии: 1)увеличить сечение проводников лекция 9 - student2.ru , что экономически не выгодно;   2)уменьшить силу тока лекция 9 - student2.ru , что достигается применением трансформаторов.   лекция 9 - student2.ru       лекция 9 - student2.ru - повышающий трансформатор, преобразует напряжение до лекция 9 - student2.ru , пропорционально уменьшается сила тока.   лекция 9 - student2.ru - понижающий трансформатор, преобразует высоковольтное напряжение лекция 9 - student2.ru до уровня, необходимого потребителю лекция 9 - student2.ru  
  Тема 8 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ- электромагнитные колебания, распространяющиеся в пространстве. Экспериментально были получены в 1880 г. Герцем.
  Источник электромагнитных волн ➨ колебательный контур.
  · открытый колебательный контур ➨в таком контуре электрическое поле конденсатора и магнитное поле катушки пространственно не разделены (антенна).  
  Основные идеи теории Максвелла лекция 9 - student2.ru ➨ 1)создано математическое описание электромагнитного поля, которое объясняло все известные на то время факты с единой точки зрения и позволяло предсказывать новые явления; 2)переменное магнитное поле порождает в пространстве вихревое электрическое поле; 3)переменное электрическое поле порождает магнитное поле; 4)электрическое поле и магнитное поле – различные формы проявления единого электромагнитного поля; 5)скорость распространения электромагнитных взаимодействий конечна и равна скорости света в вакууме лекция 9 - student2.ru ; 6)свет – есть форма электромагнитных волн.  
  Скорость распространения электромагнитных волн лекция 9 - student2.ru ➨ в вакууме - лекция 9 - student2.ru - предельная скорость распроcтранения любых физических взаимодействий в природе;
  ➨ в веществе –зависит от природы вещества, его диэлектрической лекция 9 - student2.ru и магнитной проницаемости лекция 9 - student2.ru (всегда меньше, чем в вакууме).
  · длина электромагнитной волны ➨ расстояние, которое проходит волна за время, равное периоду   лекция 9 - student2.ru  
  лекция 9 - student2.ru Свойства электромагнитных волн ➨ 1) они могут распространяться не только в различных средах, но и в вакууме; 2) их скорость в вакууме – фундаментальная физическая константа; в любой среде их скорость меньше; 3)они поперечны, векторы лекция 9 - student2.ru и лекция 9 - student2.ru (перпендикулярные друг другу) в электромагнитной волне перпендикулярны направлению ее распространения; 4)их интенсивность увеличивается с ростом ускорения излучающей заряженной частицы; 5)волны с частотами лекция 9 - student2.ru вызывают у человека зрительные ощущения; 6)при определенных условиях проявляются типичные волновые свойства (явления отражения, преломления, дифракции, интерференции, поляризации);  
  Радиосвязь ➨использование свойств электромагнитных волн является основой радиосвязи – передачи информации с помощью радиоволн (волн, частоты которых охватывают широкий диапазон: от 3·104до3·1011Гц).
  · изобретение радио 7 мая 1895 г. – день рождения радио ➨возможность практического применения электромагнитных волн для установления связи без проводов впервые продемонстрировал русский физик А.С. Попов.
  · приемник А.С. Попова лекция 9 - student2.ru ➨ 1 – антенна – в антенне электромагнитные волны вызывали вынужденные колебания тока и напряжения;  
  ➨ 2 – когерер – стеклянная трубка с двумя электродами, заполненная металлическими опилками; в нее с антенны подавалось переменное напряжение; в обычных условиях когерер обладает большим сопротивлением, т.к. опилки имеют плохой контакт друг с другом; прошедшая электромагнитная волна создает в когерере переменный ток высокой частоты; между опилками проскакивают мельчайшие искорки, спекают опилки и сопротивление когерера падает(примерно в 100-200 раз); встряхнув прибор, можно вернуть ему большое сопротивление.  
    ➨ 3 –электромагнитное реле – сила тока в катушке электромагнитного реле возрастает и реле включает электрический звонок; так регистрируется прием электромагнитной волны антенной; ➨ 4 – электрический звонок – удар молоточка звонка по когереру встряхивал опилки, возвращал его в исходное состояние и приемник снова был готов к регистрации электромагнитных волн; ➨ 5 – источник постоянного тока;
  Модуляция ➨мощность радиоизлучения гораздо больше на высоких частотах, поэтому используют высокую несущую частоту, которую модулируют (изменяют) звуковой частотой. ➨ процесс наложения колебаний одной частоты на колебания другой называется модуляцией. Виды модуляции:амплитудная, частотная, фазовая.
  лекция 9 - student2.ru · амплитудная ➨процесс изменения амплитуды высокочастотных незатухающих электромагнитных колебаний с помощью колебаний звуковой частоты. Для этого в передатчике последовательно с колебательным контуром генератора высокой частоты включают вторичную обмотку трансформатора, на первичную обмотку которого подается сигнал звуковой частоты.    
  Детектирование ➨процесс преобразования сигнала в результате которого в приемнике из модулированных колебаний высокой частоты выделяются низкочастотные колебания; полученный в результате детектирования сигнал соответствует звуковому сигналу, который действовал на микрофон передатчика; усиленные колебания низкой частоты могут быть превращены в звук.
  Принципы радиосвязи   ➨переменный электрический ток высокой частоты, созданный в передающей антенне, вызывает в окружающем пространстве быстро меняющееся электромагнитное поле, которое распространяется в виде электромагнитной волны. Достигая приемной антенны, электромагнитная волна вызывает в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.
  Радиопередатчик Радиоприемник лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru
  РАДИОПЕРЕДАТЧИК  
  · ГВЧ – генератор высокой частоты   ➨ формирует радиосигналы – электрические колебания высокой(несущей) частоты ВЧ.
  · МК – микрофон ➨ преобразовывает звуковой сигнал в электрические колебания низкой частоты НЧ.
  · МД – модулятор ➨смешивает электрические сигналыВЧ и НЧ.  
  · УВЧ – усилитель высокой частоты ➨усиливает модулированные по амплитуде (в соответствии с передаваемым сообщением) радиосигналы высокой частоты МВЧ.
  · АП – антенна передающая ➨излучает в окружающее пространство электромагнитные высокой частоты ВЧ (до 30 кГц), в то время как звуковой сигнал представляет собой механические колебания низкой частоты НЧ (0,1-10 кГц).
  РАДИОПРИЕМНИК ➨осуществляет прием электромагнитных волн. Колебательный контур приемника, настроенный на частоту передатчика, резонирует, исключает помехи, усиливает полезный сигнал.
  · ПА – приемная антенна
  ·ДМ - демодулятор ➨преобразует модулированные колебания высокой частоты МВЧ в колебания низкой частоты НЧ до необходимого уровня.  
  · Д - динамик ➨принимает колебания низкой частоты НЧ и преобразует их в звуковые сигналы, адекватные передаваемому сообщению.
  Шкала электромагнитных волн ➨непрерывная последовательность частот и длин волн электромагнитных излучений, представляющих собой распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.
   
  Границы по частотам или длинам волн между различными видами электромагнитного излучения весьма условны – последовательные участки шкалы непрерывно переходят друг в друга. Электромагнитные излучения, частоты которых отличаются на много порядков (например, радиоволны и рентгеновские лучи), имеют качественно различные свойства.
  · закономерности электромагнитных волн ➨по мере перехода от более длинных волн (малых частот) к более коротким (большим частотам)волновые свойства света (интерференция, дифракция, поляризация) проявляются слабее, а квантовые свойства, в которых решающую роль играет величина энергии лекция 9 - student2.ru , проявляются сильнее.
  лекция 9 - student2.ru
  Название диапазона Частота лекция 9 - student2.ru , Гц Длина волны лекция 9 - student2.ru , м Источники возбуждения Методы фиксации, область применения
  Низкочастотные колебания до 103 более 3·104 Генераторы переменного тока Электротехнические (электротехника)
  Радиоволны 103 3·105 Генераторы радиочастот. Генераторы СВЧ Радиотехнические (радиотехника, телевидение, радиосвязь, радиолокация)
  Инфракрасное излучение 1012 3·10-3 Излучение молекул и атомов при теп-ловых и электрических воздействиях Тепловые и фотографические (теплицы)
  Видимый свет 3,8×1014 8·10 -7   Глаз. Фотографические. Фотоэлек-трческие (жизнь на Земле)
  Ультрафиолетовое излучение и мягкое рентгеновское излучение 7,5·1014 3·1017 4·10 -7 10-9 Излучение атомов при воздействии ускоренных электронов Фотографические. Фотоэлектрические (медицина)
  Рентгеновское и лекция 9 - student2.ru -излучение 3·1020 10-12 Атомные процессы при воздействии ускоренных заряженных частиц Фотографические. Ионизационные (медицина, металлургия)
  лекция 9 - student2.ru -излучение 1023 3·10 -15 Ядерные процессы Радиоактивный распад. Космические процессы. Ионизационные (метод меченых атомов)
Раздел 5.ОПТИКА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА ЛЕКЦИЯ 10  
Тема 9 ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА  
- раздел физики, в котором изучаются явления и закономерности, связанные с возникнове-нием, распространением и взаимодействием с веществом световых электромагнитных волн.  
Источники света ➨ тела, которые излучают свет. При излучении источник света теряет часть своей энергии, а поглощая свет увеличивает внутреннюю энергию. Таким образом, распространение света сопровождается переносом энергии.    
· виды источников света ➨ u температурные – излучение света происходит в результате нагревания тела до высокой температуры; v люминесцентные (холодное свечение) – тела излу-чают свет при облучении их светом (фотолюминесцен-ция), рентгеновскими лучами, катодными лучами, радио-активным излучением, при окислительно-восстановитель-ных процессах (хемилюминесценция).  
· точечный источник света ➨ источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до освещаемого предмета (Солнце, звезды).  
· световой луч ➨ линия, вдоль которой распространяется энергия свето-вых электромагнитных волн.  
Закон прямолинейного распространение света ➨ в оптически однородной прозрачной среде (показа-тель преломления которой везде одинаков) свет распро-страняется по прямым линиям.  
· экспериментальные доказательства лекция 9 - student2.ru ➨ если расстояние между источником света и экраном значительно больше размеров источника, то на экране образуется четкая тень предмета.  
лекция 9 - student2.ru ➨ если тело (2) поместить ближе к источнику (1), то его уже нельзя считать точечным; на экране образуются областитени (3) и полутени(4).  
· тень ➨ область пространства за предметом, куда не попадает свет от источника.  
· полутень ➨ область, в которую попадает свет от части источника.  
· ограничения закона прямолинейного распространения света ➨ закон нарушается, если свет проходит через очень малые отверстия, причем отклонение от прямолинейного распространения тем больше, чем меньше отверстие.  
Закон независимости световых пучков ➨ распространение световых лучей в среде происходит независимо друг от друга: отдельные лучи света, пере-секаясь не взаимодействуют.  
                                 
Законы отражения света ➨ луч падающий лекция 9 - student2.ru и луч отражен-ный лекция 9 - student2.ru лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения; лекция 9 - student2.ru     лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru  
➨ угол падения равен углу отражения: лекция 9 - student2.ru  
Законы преломления света лекция 9 - student2.ru среда среда ➨ луч падающий и луч преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения;  
➨ отношение синуса угла падения лекция 9 - student2.ru к синусу угла преломления лекция 9 - student2.ru есть величина постоянная для данных двух сред и равная относительному показателю преломления двух сред лекция 9 - student2.ru : лекция 9 - student2.ru  
· относительный показатель преломления лекция 9 - student2.ru ➨ равен отношению абсолютного показателя преломления второй среды лекция 9 - student2.ru к абсолютному показателю преломления первой среды лекция 9 - student2.ru ; ➨ показывает, во сколько раз скорость света в первой среде лекция 9 - student2.ru больше скорости света во второй среде лекция 9 - student2.ru  
· абсолютный показатель преломления лекция 9 - student2.ru ➨ показывает, во сколько раз скорость света в вакууме лекция 9 - student2.ru больше скорости света лекция 9 - student2.ru ср в данной среде;  
· следствия закона преломления ➨ если свет переходит из среды оптически более плотной лекция 9 - student2.ru (например, стекло nст=1,5 ) в среду оптически менее плотную лекция 9 - student2.ru (например, воздух nвоздуха≈1,0), то угол преломления лекция 9 - student2.ru больше угла падения лекция 9 - student2.ru (и наоборот);    
лекция 9 - student2.ru   n1 стекло n2 вoздух   лекция 9 - student2.ru > лекция 9 - student2.ru   лекция 9 - student2.ru  
Полное отражение iпред n1- стекло   n2 -вoздух лекция 9 - student2.ru = 900 лекция 9 - student2.ru > лекция 9 - student2.ru - условие полного отражения ➨ отражение света при его падении из среды оптически более плотной лекция 9 - student2.ru в среду оптически менее плотную лекция 9 - student2.ru ; ➨ с увеличением угла падения лекция 9 - student2.ru увеличивается угол преломления лекция 9 - student2.ru и при некотором угле падения лекция 9 - student2.ru = лекция 9 - student2.ru угол преломления лекция 9 - student2.ru окажется равным 900 и будет сколь-зить по поверхности раздела двух сред;  
· предельный угол полного отражения лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru ➨ угол падения лекция 9 - student2.ru , при котором угол преломления лекция 9 - student2.ru равен лекция 9 - student2.ru ( лекция 9 - student2.ru ); Согласно закону преломления света: лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru  
лекция 9 - student2.ru ·применение явления полного отражения рис. 1 лекция 9 - student2.ru рис. 2 лекция 9 - student2.ru рис. 3 ➨ явление полного отражения используется в призмах полного отражения.  
Показатель преломления стекла равен 1,5, поэтому предельный угол для границы стекло-воздух равен: лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru  
Поэтому при падении света на границу стекло-воздух при лекция 9 - student2.ru всегда будет иметь место полное отражение.    
➨ призмы полного отражения позволяют: 1) повернуть луч на лекция 9 - student2.ru (поворотная призма) – исполь-зуют в перископах - рис.1; 2) изменить направление светового луча на лекция 9 - student2.ru (оборачивающая призма) – используют в призматическом бинокле - рис. 2; 3) изменить порядок следования световых лучей (верхний луч становится нижним и наоборот)- рис. 3.    
лекция 9 - student2.ru Призма ➨ прозрачное тело, ограниченное с трех сторон плоскими поверхностями, пересекающимися так, что линии их пересечения лекция 9 - student2.ru взаимно параллельны.    
· треугольная призма  
· лекция 9 - student2.ru ход лучей в призме M N   ➨ от источника S луч падает на грань АС трехгранной призмы АВС, переходя из оптически менее плотной среды (воздух) в оптически более плотную среду (стекло). ➨ в точке М луч преломляется и идет в призме по прямой МN. При выходе из призмы в точке N через грань СВ луч еще раз преломляется, отклоняясь к основанию призмы. Для наблюдателя действительное изображение источника Sсдвинуто на уголлекция 9 - student2.ruипредставлено как мнимое лекция 9 - student2.ru .  
· угол лекция 9 - student2.ru отклонения луча призмой лекция 9 - student2.ru , где: лекция 9 - student2.ru - угол падения луча на грань АС, лекция 9 - student2.ru - угол преломления на грани ВС.    
· преломляющий угол лекция 9 - student2.ru призмы. ➨ угол между гранями АС и ВС.  
Построение изображений в плоском зеркале ➨ основано на соблюдении закона отражения: угол паде-ния лекция 9 - student2.ru равен углу отражения лекция 9 - student2.ru . Изображение в плоском зеркале мнимое лекция 9 - student2.ru , располо-жено симметрично относительно поверхности зеркала ( лекция 9 - student2.ru ) и равно по размерам самому предмету.      
лекция 9 - student2.ru  
ЛИНЗЫ линзы делятся: ➨ прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими или сферической и плоской поверхностями и преобразующее форму светового пучка;  
· по оптическим свойствам ➨ линзы, превращающие входя-щий параллельный пучок све-товых лучей в пучок сходящихся лучей; лекция 9 - student2.ru  
- собирающие  
- рассеивающие ➨ линзы, превращающие входя-щий параллельный пучок свето-вых лучей в пучок расходящихся лучей; лекция 9 - student2.ru  
· по внешней форме    
- выпуклые линзы лекция 9 - student2.ru (собирающие линзы) лекция 9 - student2.ru ➨ линзы, у которых середина толще, чем края.  
Условное обозначение собирающей линзы
 
  Двояко- выпуклая Плоско- выпуклая Вогнуто-выпуклая    
- вогнутые линзы (рассеивающие линзы) лекция 9 - student2.ru лекция 9 - student2.ru ➨ линзы, у которых края толще, чем середина.
Условное обозначение рассеивающей линзы

Наши рекомендации