Расчет состава рабочего тела
ЗАДАНИЕ
Рассчитать идеальный цикл ГТД тягой R при полете с числом М за время τ (час) по заданной высоте Н при температуре Т3 газа перед турбиной. Исходные данные приведены в табл.1, 2, 3, 4, 5. Масса воздуха G = 1 кг. Топливо –Т-1.
Таблица 1 - Исходные данные
Высота полета H, м | Число М | Время t, ч | Температура Т, К | Тяга R, Н |
0,5 |
Таблица 2 - Данные МСА
Н, м | Т0, К | ρ0 , кг/м3 |
262,7 | 0,467 |
Таблица 3 - Состав топлива
Марка топлива | Химическая формула | Плотность при 20ºС | Низшая теплота сгорания Нu, кДж/кг |
Т-6 | С6,8H13,3 | 0,84 |
Таблица 4 - Молярная масса и мольная теплоемкость воздушной смеси
Компонент | μ, кг/кмоль |
N2 | 27,9943 |
O2 | 31,9781 |
CO2 | 43,991 |
H2O | 18,0354 |
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 25 страниц, 3 рисунка, 9 таблиц,7 источников.
АДИАБАТНЫЙ ПРОЦЕСС, УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГАЗОВАЯ ПОСТОЯННАЯ, ИЗОБАРНЫЙ ПРОЦЕСС, ЭНТАЛЬПИЯ, ЭНТРОПИЯ, ТЕПЛОЕМКОСТЬ, ЦИКЛ ГТД, ТЕПЛОТА, ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ.
Определены массовые доли, молекулярные массы, мольные доли, изохорные теплоемкости компонентов воздуха, поступающего в диффузор, газовая постоянная, показатель адиабаты, характеризующие воздух в точке 0 цикла ГТД. Рассчитано оптимальное значение степени сжатия воздуха в компрессоре, обеспечивающее максимально полезную работу цикла для заданного значения температуры Т3. Вычислен потребный коэффициент избытка воздуха a в камере сгорания. Найдены значения массовых и мольных долей компонентов рабочего тела, как смеси продуктов сгорания и избыточного воздуха; молекулярная масса смеси, плотность, теплоемкость, газовая постоянная и показатель адиабаты, характеризующие смесь при температуре Т3. Результаты расчетов сведены в таблицы.
Рассчитаны параметры состояния в характерных и нескольких промежуточных точках идеализированного цикла ГТД, определены изменения внутренней энергии, энтальпии, энтропии, теплоты, удельные работы процессов и за цикл. Изображен идеальный цикл в p-v и T-S координатах. Рассчитаны энергетические характеристики ГТД.
.
СОДЕРЖАНИЕ
Задание………………………………………………………………………………...2
Список условных обозначений, индексы…………………………………………5
1.Введение…………………………………………………………………………......6
2.Расчет состава рабочего тела цикла…………………………………………….8
2.1 Предварительный расчет состава…………………………………………8
2.2 Определение оптимальной степени сжатия в компрессоре…………...10
2.3 Определение коэффициента избытка воздуха………………………….11
2.4 Расчет состава продуктов сгорания……………………………………..12
Расчет параметров состояния рабочего тела и энергетических
характеристик двигателя……………………………………………………...15
3.1 Расчет параметров состояния в характерных точках цикла………….15
3.2 Определение калорических величин цикла в его процессах………….17
3.3 Определение параметров состояния в промежуточных точках……....20
3.4 Построение идеального цикла ГТД в p-v и Т-S координатах………...22
3.5 Расчет энергетических характеристик ГТД…………………………....24
3.6 Определение работы цикла графическим путем…………………...….26
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………28
Условные обозначения и индексы
C0 — скорость набегающего потока, м/с
C5 — скорость истечения газа, м/с
Cp — изобарная теплоемкость, Дж/кг×К
Cv — изохорная теплоемкость, Дж/кг×К
G — масса, кг
H — высота, м
k — показатель адиабаты
M — молярная масса, моль
p — давление, Па
q — теплота, Дж/кг
Rμ - удельная газовая постоянная,
R - универсальная газовая постоянная, Дж/кг×К
Rуд - удельная тяга двигателя, м/с
L – удельная работа;
S — энтропия, Дж/кг
T — температура, К
U — внутренняя энергия, Дж/кг
v — удельный объем, м3/кг
a — коэффициент избытка воздуха
D — изменение параметра
ht — термический к. п. д., %
r0 — плотность воздуха, кг/м3
t — время, ч
¢ — параметр (характеристика) относится к воздуху
¢¢ — параметр (характеристика) относится к продуктам сгорания
opt – оптимальный;
i – номер компонента, процесса;
ц – цикл;
к – компрессор;
О – точка О процесса;
Введение
Авиационный газотурбинный двигатель является сложной технической системой с высокими удельными параметрами. Конструкция доводилась до совершенства на основе большого объема экспериментальных исследований, накопленной статистики. Технические достижения в области конструкции, материалов, технологии, различных методов повышения нагрузочной способности, усталостной прочности, нашли в современном двигателе самое непосредственное воплощение. В мировой практике разработаны и освоены в производстве двигатели новых поколений, где в конструкцию привнесены качественные изменения, приведшие к существенному повышению удельных эксплуатационных параметров. Продолжающие находиться в эксплуатации и выпускаться, проверенные временем и доведенные на основе анализа результатов практического использования до высокого уровня совершенства ряд моделей ГТД сформировали большой объем практической информации. Данная информация должна использоваться для дальнейшего совершенствования авиационных ГТД подобного класса, а также для разработки новых конструкций двигателей, в том числе последующих поколений. Современные инструментальные средства технической подготовки производства, инженерного анализа обладают широкими возможностями, но не всегда способны обеспечить решение всего круга практических задач, возникающих в течении жизненного цикла изделий. Весьма опасным является также не вполне квалифицированное использование современных средств инженерного анализа, способного дать ненадежные результаты, которые в дальнейшем будут воплощены в конструкции, в технологии.
Рис.2 Устройство газотурбинного двигателя (на примере ТРД).
1 — входное устройство; 2 — компрессор; 3 — камера сгорания; 4 — газовая турбина; 5 — выходной канал; 6 — сопло
Расчет состава рабочего тела
2.1 Предварительный расчёт состава воздуха
Расчёт массовых и мольных долей компонентов и теплоёмкости производится для воздуха, потребляемого двигателем самолёта на высоте полёта Н = 6000м
При постоянном давлении, используя формулу:
СρN2= 1024
СρO2= 868
СρCO2= 650
СρH2O= 1825
При постоянном объеме:
СvN2=727
СvO2=609
СvCO2=461
СvH2O=1363
; ;
для газовой смеси:
i ( );
µN2=
µO2=
µCO2=
µH2O=
Gвоздуха=1 кг; µвоздуха=28,7597 ;
М0,1кг возд = = ∑Мi=0,0348 кмоль;
Мi=ri ∙∑ Мi ;
MN2=0,7531 ∙0,0348=0,027 кмоль;
MO2=0,2251∙ 0,0348=0,0071 кмоль;
МCO2=0,0115∙0,0348=0,0001 кмоль;
МH2O=0,01035∙0,0348=0,0004 кмоль;
Gi = µi ∙ Mi gi =
GN2=0,027∙27,9943=0,7572 кг gN2=0,7572
GO2=0,0071∙31,9781=0,2295 кг gO2= 0,2295
GCO2=0,0001∙43,991=0,0053 кг gCO2=0,0053
GH2O=0,0004∙18,0354=0,0078 кг gH2O= 0,0078
Рассчитаем изобарную теплоемкость:
изохорную теплоемкость:
Тогда показатель адиабаты:
2. 2 Расчет значения оптимальной степени сжатия в компрессоре
Для заданного числа М полета оптимальное значение можно получить аналитически из условия, что при его значении полезная работа цикла ГТД наибольшая. Решение сводится к отысканию максимума функции .
Этот максимум в идеальном цикле достигается при значении:
2.3 Определение коэффициента избытка воздуха a для заданного вида топлива
Основано на обеспечении заданной температуры перед турбиной.
Для расчета примем соотношение для данного вида топлива :
,где n=6,8, m=13,3
;
;
Коэффициент избытка воздуха определяется по формуле:
Промежуточные расчеты :
;
;
Коэффициент избытка воздуха:
2.4 Расчет основных параметров состояния рабочего тела в узловых точках цикла ГТД
Массы продуктов сгорания:
Массовые доли компонентов:
;
;
Количество топлива, сгорающего в 1кг воздуха:
;
Масса рабочей смеси:
Теплоемкости рабочей смеси:
Газовая постоянная:
Результаты расчета сведем в Таблицы 5 и 6:
Таблица 5 - Параметры воздуха и смеси:
Характеристика | Компонент | ||||
N2 | O2 | CO2 | H2O | ||
Воздух | |||||
Воздух | |||||
27,9943 | 31,9781 | 43,991 | 18,0354 | ||
mi, кг | Воздух | 0.757 | 0.229 | 0.005 | 0.007 |
Пр. сгор. | 0.757 | 0.151 | 0.301 | 0.036 | |
Mi, моль | Воздух | 0,027 | 0,0078 | 0,0004 | 0.0004 |
Пр. сгор. | 0,026 | 0,0056 | 0,0019 | 0,0018 | |
gi | Воздух | 0.757 | 0.229 | 0.005 | 0.008 |
Пр. сгор. | 0.607 | 0.122 | 0.242 | 0.029 | |
ri | воздух | 0,777 | 0,206 | 0,003 | 0,012 |
Пр.сгор. | 0,738 | 0,1577 | 0,0535 | 0,0507 |
Таблица 6 - Характеристики рабочего тела в цикле ГТД
Смесь | G, кг | ||||
Воздух | 992,4 | 703,3 | 289,1 | 1,41 | |
Продукты сгорания | 938,1 | 666,9 | 271,15 | 1,41 | 1,0228 |