Работа системы АВS

Для уяснения принципа действия системы автомати­ческой антиблокировки тормозов (АВS) рассмотрим ра­боту трехканальной трехпозиционной электроклапанной АВS с гидронасосом низкого давления (АВS-ТЗ).

Составными компонентами такой системы АВS являются:

1. Датчики вращения колес (КД)

2. Колесные тормозные цилиндры (КТЦ).

3. Центральный гидравлический узел системы АВS (центральный исполнительный механизм — ЦИМ).

4. Главный тормозной цилиндр (ГТЦ).

5. Электронный блок управления (ЭБУ-АВS).

6. Контрольная лампа АВS.

7. Датчик (ДЗ) замедления инерционного типа (для автомобилей 4 WD).

Работа системы АВS - student2.ru

Рисунок 1 Зависимость силы торможения Fт и силы увода FБ

от коэффициента скольжения S

Перечисленные компоненты устанавливаются на автомобилях по-разному. Главным функциональным узлом системы АВS яв­ляется центральный исполнительный механизм (ЦИМ). Он состоит из:

· электрогидронасоса (Н);

· трех редукционных гидроклапанов обратного действия К1, К2, К3;

· трехпозиционного электромагнитного гидро­клапана (ГК), который включает в себя два запорных клапана К4 и К5.

На рисунке 2 приведена функциональная схема системы АВS для одного переднего колеса.

Схема в зависимости от режима торможения мо­жет находиться в пяти состояниях:

1. Режим «торможение без АВS». В этом случае:

а) Vк1 = Vк2 = Vк3 = Vк4 = Vк = Vа. где Vк = (Vк1 + Vк2 + Vк3 + Vк4) / 4;

б) АВS включается педальным датчиком ПД, но не функционирует, так как нет рассогласования скоро­стей вращения колес;

в) тормозная жидкость из ГТЦ поступает в ка­нал М и далее через клапан К4 в колесный тормоз­ной цилиндр КТЦ. Клапаны К1 и К3 закрыты и пере­крывают каналы L и N. Клапан К5 также закрыт. Про­исходит обычное торможение без участия АВS;

г) когда педаль тормоза отпускается, то под обратным давлением жидкости из КТЦ клапан К3 от­крывается и перепускает тормозную жидкость обрат­но в ГТЦ.

Работа системы АВS - student2.ru

Рисунок 2 Функциональная схема системы АВS для одного колеса

2. Режим «снижения давления" в КТЦ (ослабле­ние силы торможения колес).

Этот режим возникает, когда от колесного датчи­ка КД данного колеса в ЭБУ поступает сигнал С о за­медлении вращения (состояние, близкое к блокиров­ке колеса). При этом:

а) Vа = (Vк1 + Vк2 + Vк3 + Vк4) / 4 > Vк1, так как Vк1 < (Vк2 + Vк3 + Vк4) / 4;

б) ЭБУ АВS по сигналу С выдает на контакт А на­пряжение Uк = 10 В, и через соленоид W главного ги­дроклапана ГК начинает протекать ток 5 А (сопротив­ление RW = 2 Ом). Одновременно на контакт В с ЭБУ поступает напряжение Uн = 12 В, от которого прихо­дит во вращение гидронасос Н;

в) под напором гидронасоса Н обратные клапаны К1 и К2 открываются, клапан К5 главного электрогидроклапана ГК также открывается, а клапан К4 закрывается под воздействием керна соленоида W;

г) указанные переключения клапанов открывают обратный канал для тормозной жидкости из КТЦ в ГТЦ: через клапан К5. далее через клапаны К2 и К1 обратно в ГТЦ. При этом часть тормозной жидкости перепускается в бачок Б системы АВS.

3. Режим «удержания давления» в КТЦ.

Этот режим возникает, когда система АВS авто­матически выходит из режима "снижение давле­ния". Это происходит по сигналу С от колесного дат­чика, когда Vк1 снова становится равной Vа;

а) ЭБУ АВS на контакт А выдает напряжение 4 В, и ток в соленоиде W падает до 2 А. Гидронасос Н продолжает работать, так как на контакт В по-прежнему подается напряжение 12 В;

б) при токе 2А (в соленоиде W) электромагнитный
клапан закрывает оба рабочих клапана К4 и К5 и обеспечивает стабилизацию давления тормозной жидкости в КТЦ, так как в этом состоянии клапанов
тормозная жидкость запирается клапанами К3, К4 и К5 в колесном цилиндре КТЦ. Электрогидронасос продолжает работать, создавая противодавление в ГТЦ и удерживая клапан К3 в закрытом состоянии.

4. Режим «увеличения давления» в КТЦ.

Этот режим возникает, когда от колесного датчи­ка КД приходит сигнал С повышенной скорости вра­щения данного колеса, т.е. сигнал, при котором Vк1 > Vа (колеса со скоростью вращения Vк2, Vк3, Vк4 – тормозятся, а со скоростью Vк1 – вращается свободно):

а) ЭБУ АВS по сигналу С выключает напряжение на контакте А (IW = 0), но напряжение Uн = 12 В на гидронасос продолжает поступать с контакта В. При этом ГК выключается, занимает исходное положе­ние, клапан К4 открывается, а К5 закрывается;

б) в колесном тормозном цилиндре КТЦ давление жидкости увеличивается, так как гидронасос Н пода­ет жидкость из бачка Б в КТЦ через клапаны К1, К2 и К4. которые открыты.

5. Во всех четырех состояниях функциональная схема при обратном ходе тормозной педали работа­ет на возврат тормозной жидкости обратно в ГТЦ че­рез обратный клапан К3.

Когда тормозная педаль поднимается вверх до от­каза, концевой выключатель ПД выключает ЭБУ и си­стема АВS перестает функционировать.

Таким обрезом, выключатель ПД является датчи­ком включения и выключения системы АВS.

На некоторых моделях автомобилей дополнитель­но к ПД на шоферском пульте управления устанавли­вают второй выключатель системы АВS, которая в таком случае может быть выключена водителем.

Описанные пять состояний системы (тормо­жение без АВS, снижение давления в КТЦ, удер­жание давления в КТЦ, увеличение давления в КТЦ, возврат тормозной педали) реализуются с по­мощью трехпозиционного гидроклапана (ГК) с эле­ктромагнитным управлением. Работа ГК может быть пояснена с помощью модели показанной на рисунке 3.

Если в соленоиде W ток IW = 0 (торможение без АВS, возврат тормозной педали и увеличение давле­ния в КТЦ), то в ГК клапан К5 закрыт, а клапан К4 – открыт. При токе IW = 5 А (снижение давления в КТЦ) в гидроклапане ГК клапан К5 открыт, а клапан К4 – закрыт. При токе Iи = 2 А (удержание давления в КТЦ) оба клапана К4 и К5 – закрыты.

Работа системы АВS - student2.ru

Рисунок 3 модель трехпозиционного гидроклапана с электромагнитным управлением

В таблице 1 приведены обозначения различных рабочих состояний гидроклапанов и управляющих электрических сигналов для различных режимов функционирования системы АВS.

"+" – открытое состояние клапанов; "–" – за­крытое состояние клапанов; Fк – частота сигнала С, соответствующая скорости колесе Vк; Fа — частота сигнала С, соответствующая скорости Vа.

Табл.1.

Работа системы АВS - student2.ru

Наши рекомендации