Подшипник силового ротора
Корпус и крышка подшипника стальные литые с горизонтальным разъемом. У крышки имеется дополнительный вертикальный разъем. В нижней половине корпуса выполнены фланцы, которыми подшипник устанавливается на фундаментную раму. Приливы на крышке подшипника над вкладышами служат для установки вибродатчиков, а два люка, закрытых крышками, – для настройки автомата безопасности.
В корпусе подшипника установлены (рис. 58): опорный и опорно-упорный вкладыши, насос-импеллер, масляный выключатель автомата безопасности, реле осевого сдвига, датчик электротахометра, переднее и задние маслозащитные кольца, втулка лабиринтная, уплотнение крылатки, кольцо из двух половин, отбойный лист и система масляных трубок для подвода масла на смазку и к регуляторам.
Рис. 58. Подшипники силового ротора
1 – корпус; 2 – крышка; 3 – опорный вкладыш; 4 – опорно-упорный вкладыш;
5 – импеллер, 6 – ротор турбины, 7 – трубка
Опорный и опорно-упорный вкладыш установлены в расточках корпуса подшипника. Оба вкладыша фиксируются в горизонтальном разъеме корпуса стопорными шайбами. Опорно-упорный вкладыш в осевом направлении удерживается буртами расточки.
Насос импеллер служит датчиком регулятора скорости. Колесо насоса выполнено за одно целое с валом и представляет собой диск с радиальными отверстиями. Корпус насоса имеет горизонтальный разъем, нижняя половина его крепится входным и нагнетательным патрубками к приливам в корпусе.
В корпусе импеллера установлено три уплотнительных кольца, два из которых уплотняют колесо, а одно – предотвращает протечки масла со стороны входа.
Все уплотнительные кольца выполнены разъемными и скреплены болтами и гайками: от проворота кольца удерживаются штифтами.
В уплотнительном кольце, установленном со стороны зубчатой муфты, имеются отверстия для подачи масла на смазку муфты.
Масляный выключатель автомата безопасности силового ротора установлен на боковой стенке корпуса подшипника. На противоположной стенке корпуса установлено реле осевого сдвига ротора.
Датчик электротахометра аналогичен установленному в переднем блоке. Провода от него выведены через штепсельный разъем на задний торец корпуса подшипника.
В корпусе подшипника установлено два маслозащитных кольца. Переднее кольцо имеет две камеры-ловушки, расположенные между уплотнительными кольцами, а заднее – одну камеру. Верхние половины маслозащитных колец крепятся в крышке подшипника винтами с шайбами. На крышке подшипника имеется резьбовое отверстие под болт, сжимающий обе половины переднего маслозащитного кольца для предотвращения протечки масла по его разъему.
Лабиринтная втулка служит для предотвращения протечек газа между ротором силовой турбины и корпусом подшипника, и она установлена в передней расточке корпуса. Втулка устанавливается на лапках в разъеме корпуса и в поперечном направлении фиксируется шпонкой в крышке и полым штифтом, подводящим воздух к уплотнению, в нижней половине корпуса.
По горизонтальному разъему лабиринтная втулка соединена при помощи шпилек с гайками, контрящимися стопорными шайбами. Для фиксации положения половин втулки между собой в разъеме установлены штифты.
Уплотнение камеры крылатки установлено в расточке корпуса подшипника и представляет собой обойму из2-х половин, в которой закреплены два уплотнительных кольца. Верхняя половина уплотнения крепится к корпусу подшипника винтами с шайбами.
Кольцо из 2-х половин, установленное в расточке корпуса подшипника, служит для предотвращения подсоса масла крылаткой из маслозащитного кольца. Верхняя половина кольца крепится к корпусу подшипника винтами с шайбами.
В передней части корпуса подшипника на небольшом расстоянии от днища установлен перфорированный лист, под которым проходит масло, сливающееся из переднего опорного вкладыша. Лист закреплен в корпусе при помощи болтов с пружинными шайбами.
Подвод масла к подшипнику и слив из подшипника организованы на задней торцевой стенке, к которой подводится масло из системы смазки и из системы регулирования, масло отводится на слив в масляный бак. Подвод масла к импеллеру и опорно-упорному вкладышу осуществлен при помощи двух трубок, которые уплотнены резиновыми кольцами. От опорно-упорного вкладыша масло подводится к опорному вкладышу при помощи трубки с двумя штуцерными соединениями. Масло со стороны нагнетания импеллера подводится к задней стенке при помощи трубки, уплотненной двумя резиновыми кольцами. Подвод масла к реле осевого сдвига и выключателю автомата безопасности осуществляется трубками со штуцерами, которые подводят масло от задней стенки подшипника.