Система маслоснабжения ГТУ, назначение, функции и состав
Газотурбинные ГПА со стационарными ГТУ имеют, как правило, общую масляную систему для ГТУ и нагнетателя, использующую один тип масла. ГГПА с транспортными ГТД – две масляные системы, а иногда даже три: для ГТД, силовой турбины и нагнетателя.
В зависимости от назначения давление масла имеет следующие значения: для смазки опорных подшипников 0, 05-0, 1 МПа (по манометру); для опорных подшипников – 0, 5-0, 7 МПа; для уплотнений нагнетателя – 1, 2-7 МПа (в зависимости от схемы); для систем регулирования и защиты – 0, 5-1, 5 МПа. Это влияет на сложность схемы маслоснабжения и число насосов.
Применяемые схемы отличаются большим разнообразием, но основным требованием к ним является надежность маслоснабжения. Кроме этого, устройство масляной системы значительно влияет на пожаробезопасность агрегата. В общем случае масляная система ГГПА состоит из масляного бака или рамы-маслобака, насосов, инжекторов, фильтров, охладителей масла, подогревателя масла (перед запуском), органов гидравлического регулирования и защиты, маслопроводов, различной арматуры (запорной, предохранительной, регулирующей).
Маслосистема агрегата в общем случае функционирует следующим образом. Масло, забираемое из бака главным насосом, редуцируется регулятором давления "после себя", охлаждается, фильтруется и с требуемым избыточным давлением поступает на смазку подшипников и к насосам уплотнений.
Назначение маслосистемы – подача необходимого количества масла с заданными эксплуатационными свойствами и параметрами (вязкость, температура, давление) к потребителям и поддержание этих свойств и параметров в допустимых пределах на всех режимах работы ГПА.
Потребляют масло:
- подшипники роторов;
- все зубчатые (шестеренчатые) и шлицевые соединения;
- гидроприводы узлов топливной системы и систем регулирования и защиты.
Основные функции маслосистемы:
- Смазка подшипников, зубчатых и шлицевых передач.
- Охлаждение омываемых маслом деталей.
- Вынос продуктов износа с трущихся поверхностей.
- Суфлирование масляных полостей подшипников.
- Обеспечение работы гидравлических приводов узлов топливной системы и систем регулирования и защиты.
- Обеспечение масляного уплотнения вала нагнетателя.
- Диагностика состояния узлов трения (осмотр фильтров, отбора масла еженедельно для определения мехпримесей и нахождения вязкости).
Для оценки работоспособности жидких высоковязких масел существуют следующие показатели: сопротивление нагрузкам на поверхностях трения; износостойкость; выдавливаемость смазочного материала; толщина смазочной пленки; температура в зоне трения узла; содержание механических примесей в пробах смазочного материала.
По своему типу маслосистемы всех ГПА – циркуляционные под давлением, то есть из-за маслобака ГПА масло подается нагнетающими насосами в систему, после чего возвращается обратно в маслобак.
Потребная прокачка масла через маслосистему определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от трущихся деталей: подшипников, шестерен и т. д.
Большое значение имеет тип и качество применяемого масла. Эксплуатация ГПА допускается только на тех сортах масла, которые разрешены заводом-изготовителем: ТП-22П, МС-8П.
Состав маслосистемы:
- Маслобак.
- Маслонасосы пусковые (с электроприводом) и основные (с приводом от ротора турбокомпрессора), резервные с электроприводом двухступенчатые, импеллер (с приводом от ротора турбокомпрессора), маслонасосы уплотнения (с электроприводом).
- Регулятор давления, инжектор, фильтры, маслоохладитель, подогреватель.
- Редукционные клапаны (для регулирования давления масла в системе, регулирующие дроссели).
- Блоки маслофильтров (для обеспечения чистоты масла).
- Маслоохладители (аппараты воздушного охлаждения масла – для поддержания температуры масла в допустимых пределах).
- Датчики и сигнализаторы давления и температуры масла.
- Запорная арматура.
Вопросы для самопроверки
1. В чем значения масла в зависимости от назначения?
2. В чем назначение маслосистемы?
3. Какие существуют потребители масла?
4. В чем основные функции маслосистемы?
5. Из чего состоит маслосистема?