Принцип действия

Действие индуктивно-емкостного фильтра основано на свойстве конден­сатора легко пропускать переменный ток и не пропускать постоянный. Ка­тушка индуктивности, наоборот, не оказывает сопротивления постоянному току и является большим сопротивле­нием для переменного. Радиопомехи вызываются высокочастотными пуль­сирующими токами, имеющими посто­янную и переменную составляющие. Постоянная составляющая (как и тяго­вые токи) свободно проходит через ка­тушку индуктивности, переменная со­ставляющая ответвляется в конденса­тор и возвращается обратно к источни­ку, т.е. эти токи замыкаются в пределах электропоезда. Чем больше индуктив­ность катушки, тем больше ее сопро­тивление переменному току; чем выше емкость конденсатора, тем большая часть переменного тока будет протекать через него, и тем лучше будет работать фильтр. Колебания напряжения в сило­вой схеме не передаются на выход схе­мы, поэтому больших пульсаций напря­жения в контактной сети не происходит и электропоезд не создает радиопомех в окружающем пространстве.


Принцип действия - student2.ru     Электрические машины
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ  
Тяговыедвигатели Особенности устройства Технические характеристики тягового двигателя 1ДТ-003.5У1, .6У1, .7У1
Тяговые двигатели электропоезда служат для преобразования электричес­кой энергии в механическую, необходи-   Номинальное напряжение, В . .............. ...................................... 750
Минимальная степень возбуждения, %..................... ........................................ 20
Мощность, кВт . ................................... ...................................... 235
мую для вращения колесных пар мо-   Сила тока, А . ........................ ............................. ...................................... 345
торного вагона. На электропоезда серии ЭТ2М уста-   Число полюсов: главных .... .................................................. ........................................... 4
навливают тяговые двигатели ТЭД-   дополнительных.............................. .......................... __________________ 4
2У1, на электропоездах остальных се­рий могут быть установлены тяговые Частота вращения, мин ' . . .................................... 1250
Масса, кг ... ....................................... . .2300
двигатели 1ДТ-003.3У1, 1ДТ-003.4У1,   Марка щеток . ................................... ................................ ЭГ-2А
1ДТ-003.5У1, 1ДТ-003.6У1, 1ДТ-0037У1 и 1ДТ-003.8У1. Принцип рабо-   Высота щетки, мм: номинальная . . ........................................ 50
ты и устройство всех модификаций тя­говых двигателей одинаковые, отличие в классе применяемой изоляции и раз-   допустимая . . 28
Величина усилия нажатия на щетку, Н (кгс)................. Количество щеток . . ... 22,5 - 24,0 (2,2 - 2,4) .......................................... 8
мерах щеткодержателей.      

Принцип действия - student2.ru

Рис. 3.1. Тяговый двигатель:

1 - вентилятор; 2 - задний подшипниковый щит; 3 - задняя крышка подшипника; 4 - подшипник; 5 - вал якоря; 6 - трубка смазки подшипника; 7 - вентиляционная ре­шетка; 8 - остов (станина); 9 - якорь; 10 - кронштейн щеткодержателя; 11 - щеткодержатель; 12 - передняя крышка подшипника; 13 - передний подшипниковый щит; 14 - катушка главного полюса; 15 - сердечник главного полюса; 16 - сердечник дополнительного полюса; 17 - катушка дополнительного полюса

Принцип действия - student2.ru 49


Принцип действия - student2.ru

подводящие трубки 6 в крышках 3 и 12 подшипников. Щеткодержатели 11 из­готовлены из латуни. Регулируют уси­лие нажатия пружины на щетку пово­ротом регулировочного винта нажим­ного устройства. Кронштейны 10 щет­кодержателя выполнены из пластмас­сы, армированной в резьбовой и кон­тактной частях кронштейнов металли­ческими деталями. Кабели для подклю­чения электродвигателя изготовлены из многожильного провода с резиновой изоляцией, снаружи двигателя они за­щищены рукавами. Маркировка прово­дов выполнена на станине и наконечни­ках следующим образом: Я1 и Я2 - со­ответственно начало и конец обмоток якоря и дополнительных полюсов; С1 и С2 - начало и конец обмотки возбуждения.

Рис. 3.2. Якорь тягового двигателя:    
1- обмоткодержатель с вентилятором; 2 - втулка якоря ; 3 - вал; 4 - бандаж; 5 - коллектор; 6 - нажимной конус  
коллектора; 7 - изоляционные манжеты; 8 - пластина коллектора; 9 - втулка коллектора; 10 - клин; 11 - обмотка Особенности эксплуатации
якоря; 12 - сердечник якоря    
    Ненормальными условиями эксплуа-
Во время работы двигателя в режиме ную конструкцию. Устанавливают до- тации являются перегрузка двигателей
тяги его обмотка возбуждения соедине- полнительные полюсы в нейтральных по току, допущение буксования колес-
на последовательно с обмоткой якоря, а плоскостях между главными полюсами. ных пар и юза при электродинамичес-
при электрическом торможении созда- Все основные детали якоря собраны ком торможении, неправильное приме-
ется независимое возбуждение от спе- на втулке 2 (рис. 3.2), напрессованной нение рекуперативного и реостатного
циального статического возбудителя. на вал 3. Благодаря этому в случае не- торможения. Во всех этих случаях, а
Основными частями тягового двига- обходимости можно заменить вал без также при несвоевременной подготовке
теля являются станина 8 (рис. 3.1) и нарушения целостности других элемен- к работе в зимних условиях возможно
якорь 9. тов якоря. Сердечник 12 якоря набран повреждение тяговых двигателей.
Станина имеет кронштейны для за- из лакированных листов электротехни-  
крепления двигателя на тележке вагона ческой стали, спрессованных между Электродвигатель компрессора
и люки для входа и выхода охлаждаю- обмоткодержателем 1 и втулкой 9 кол- усл. № 548А
щего воздуха, а также для осмотра и лектора. Обмоткодержатель 1 отлит из Назначение
профилактики щеточно-коллекторного стали совместно с крыльчаткой венти-  
узла. В станине установлены главные лятора. Катушка 11 якоря состоит из се- Для снабжения пневматических сетей
полюсы 15 для создания основного маг- ми одновитковых секций. Катушки и электропоезда сжатым воздухом приме-
нитного потока и дополнительные по- уравнители изолированы стеклослюди- няют воздушные компрессоры, валы
люсы 16 для создания магнитного поля нитовой и стеклянной лентами. В пазо- которых приводятся во вращение спе-
в коммутационной зоне с целью улуч- вой части якоря обмотка удерживается циальными электродвигателями. Для
шения коммутации тягового двигателя. клиньями 10, в лобовых частях - банда- этой цели на электропоездах устанав-
Сердечники 15 главных полюсов собра- жом 4 из стеклобандажной ленты. Кол- ливают асинхронный, трехфазный дви-
ны из фасонных листов, отштампован- лектор 5 имеет арочную конструкцию. гатель переменного тока усл. № 548А.
ных из электротехнической стали, ка- Нажимной конус 6 армирован стекло-  
тушки 14 полюсов двухслойные, с об- бандажной лентой для создания необ- Устройство и принцип действия
мотками из медной ленты. Сердечники ходимой изолирующей поверхности  
16 дополнительных полюсов отлиты из между токоведущими и заземленными Статор асинхронного двигателя усл.
стали с последующей механической об- частями. Изоляционные манжеты 7 вы- № 548А (рис. 3.3) изготовлен из листов
работкой, а обмотки 17 катушек выпол- полнены из стеклослюдопласта. Якорь электротехнической стали, покрытых
нены из медной проволоки и установ- 9 (см. рис. 3.1) вращается в роликовых лаком. В пазах статора расположены
лены на специальных планках. Изоля- подшипниках 4, наружные кольца кото- три обмотки, сдвинутые на 120° отно-
цией катушек главных и дополнитель- рых запрессованы в отлитые из стали сительно друг друга и соединенные
ных полюсов служат стеклослюдинито- подшипниковые щиты 2 и 13. Эти щи- "звездой". Концы обмоток выведены в
вая лента и стеклолента. Катушки в ты монтируют в горловину станины 8 зажимную коробку. Якорь также выпол-
сборе с полюсами пропитаны эпоксид- при сборке двигателя. Для добавления нен из стальных листов и имеет обмот-
ным компаундом и образуют монолит- смазки в подшипники служат масло- ку в виде беличьей клетки.
Электрические машины
Возможные неисправности тяговых двигателей, их причины и способы устранения
Причина неисправности Способ устранения
Круговой огонь по коллектору или чрезмерное искрение под щетками, подгар коллектора
Щетки неплотно прилегают к коллекторным пластинам, так как плохо притерты к коллектору Приработать щетки к коллектору при малых скоростях движения
Изоляция между коллекторными пластинами выступает над их Углубить изоляцию, прорезав ее вдоль канавок коллектора,
поверхностью, коллектор плохо прошлифован зачистить и отшлифовать коллектор
Недопустимый износ щеток Заменить щетки
Недостаточное или неравномерное усилие прижима щеток Отрегулировать усилие прижима щеток
Биение коллектора Проточить и отшлифовать коллектор
Низкое качество материала щеток, коллектора и изоляторов Заменить щетки, коллектор и изоляторы
Обрыв в обмотке якоря Отремонтировать двигатель в условиях депо
Короткое замыкание в обмотке дополнительных полюсов Выявить поврежденную катушку дополнительного полюса и заменить ее (в депо)
Заклинивает щетка Восстановить свободное перемещение щетки
Загрязнен коллектор Очистить коллектор
Межвитковое замыкание в обмотках якоря или отпаивание секции Отремонтировать якорь в депо
обмотки якоря от пластин коллектора  
Потеки смазки внутри тягового двигателя
Избыток смазки в подшипнике или подшипник имеет дефект Удалить лишнюю смазку из подшипника и протереть потеки. Если
  дефект повторится, снять тяговый двигатель с тележки, разобрать
  подшипниковый узел и заменить подшипник
Перекос подшипника Устранить перекос, подтянув болты крепления крышки подшипника
Перегрев подшипника
Недостаточное количество смазки в подшипнике Добавить смазку
Дефект подшипника Снять тяговый двигатель с тележки, разобрать подшипниковый узел,
  заменить подшипник
Перекрытие током или пробой кронштейна щеткодержателя
Попадание влаги в тяговый двигатель, перенапряжение, чрезмерно Протереть тяговый двигатель чистой салфеткой, смоченной
загрязнены изолятор или кронштейн щеткодержателя бензином, заменить изолятор или кронштейн щеткодержателя
Провой изоляции обмоток якорей и полюсов
Механическое повреждение изоляции, резкое снижение Отремонтировать двигатель в депо
сопротивления изоляции вследствие частых перенапряжении на  
двигателях, попадания влаги, пыли и т. д.  
Сильное искрение под щетками и срабатывание токовой защиты
Механическое повреждение изоляции, старение изоляции, снижение Отключить тяговый двигатель, по прибытии в депо устранить дефект
сопротивления изоляции вследствие частых перенапряжении  
Чрезмерное нагревание коллектора
Щетки слишком сильно прижаты к коллекторным пластинам Отрегулировать усилие прижима щеток
Марка щеток не соответствует предписанной Заменить щетки
Чрезмерное нагревание якоря
Замыкание между секциями обмоток якоря или коллекторными пластинами Отключить тяговый двигатель, по прибытии в депо отремонтировать якорь
Сетки в вентиляционных отверстиях станины порваны, в отверстиях застряли остатки бандажей якоря
Размотались бандажи якоря и часть обломков отброшена в вентиляционные отверстия Отключить тяговый двигатель, по прибытии в депо отремонтировать его
На моторном вагоне срабатывает реле перегрузки или быстродействующий выключатель, через коллекторный люк или на станине со стороны вентиляционных отверстий видна копоть
Пробой изоляции соединительных проводов катушек главных и дополнительных полюсов Отключить тяговый двигатель, по прибытии в депо отремонтировать его
На моторном вагоне срабатывает реле перегрузки или быстродействующий выключатель во время первой поездки после замены тягового двигателя
Неправильный монтаж проводов подключения двигателя Перемонтировать провода подключения тягового двигателя
Переменный трехфазный ток, проходя При взаимодействии тока стержней двух подшипниках, один из которых ус-
по обмотке статора, создает вращающе- якоря с вращающимся магнитным по- тановлен в подшипниковом щите, дру-
еся магнитное поле, которое, пересекая лем статора возникают силы, создаю- гой - непосредственно в корпусе двига-
стержни якоря, индуктирует в них элек- щие вращающий момент ротора. теля. Подшипники закрыты крышками,
тродвижущую силу (ЭДС). Под ее вли- Двигатель полностью закрыт и защи- имеющими лабиринтные уплотнения.
янием в стержнях якоря появляется ток. щен от влаги. Вал якоря вращается в  
 
 
 
 
       

Принцип действия - student2.ru

Наши рекомендации

  ческую машину постоянного тока со  
  смешанным возбуждением и самовен-  
  тиляцией. Двигатель питается от кон-  
  тактной сети и рассчитан на номиналь-  
  ное напряжение 3000 В. Его мощность  
  44 (50) кВт, при номинальном токе 18,4  
  (19,2) А. Частота вращения якоря дви-  
  гателя 1000 мин '.  
  Стальная станина (остов) 9 (рис. 3.4)  
  двигателя имеет цилиндрическую фор-  
  му. Четыре лапы остова служат для под-  
  вески двигателя под вагоном. Со сторо-  
  ны коллектора в остове имеются смот-  
  ровые люки, закрытые съемными  
  крышками 8. С противоположной сто-  
  роны остова выполнены отверстия 13  
  для выхода вентилирующего воздуха,  
  закрытые сетками.  
  В горловинах остова установлены  
  подшипниковые щиты 3 и 27, в гнезда  
  которых запрессованы наружные обой-  
  мы роликовых подшипников 4 и 26.  
  Внутренние кольца подшипников на-  
  прессованы на вал 6 якоря. Радиально-  
  упорный подшипник 4 со стороны кол-  
      лектора закреплен жестко, а радиаль-
Рис. 3.3. Электродвигатель компрессора усл. № 548А: ный подшипник 26 со стороны вентиля-
1- корпус; 2 - коробка выводов; 3 - кронштейн крепления; 4 - вал ротора  
    тора может несколько перемещаться в
    осевом направлении при температур-
Технические характеристики электродвигателя компрессора усл. № 548А ных изменениях длины вала. Подшип-
    ники заполняют смазкой ЖРО (Буксол). Со стороны, противоположной коллек-
Номинальное напряжение, В 220/380