Расположение клеммных реек на тепловозе ТЭМ18

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

КУЛУНДИНСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по теме: «ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ТЕПЛОВОЗА ТЭМ18ДМ с №492»

Предназначена для использования в учебном процессе

по предмету «Электрооборудование тепловозов» для обучающихся по профессии машинист тепловоза на курсах профессиональной подготовки/повышения квалификации

Кулунда 2014г.

Рассмотрено и принято на заседании цикловой комиссии   Протокол № __ от _______20__г     Заместитель начальника подразделения   ____________ А.В.Герасимчук (подпись)     Заместитель начальника Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций   __________ Ю.С.Романюк (подпись)

Автор: Пуликов Петр Владимирович

Преподаватель (в системе специального образования) высшей

категории _________

(подпись)

Содержание

Назначение реле и контакторов
Расположение клеммных реек на тепловозе ТЭМ18
Питание цепей управления и освещения
Пуск дизеля
Возбуждение синхронного возбудителя и подзарядка аккумуляторной батареи
Выбор пульта управления
Работа схемы при движении тепловоза
Возбуждение тягового генератора
Силовая цепь
Управление ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей
Управление вентилятором и жалюзи холодильной камеры
Работа схемы по системе двух единиц
Включение прожекторов
Контроль сопротивления изоляции низковольтной цепи
Защита тягового генератора по максимальному току
Защита дизеля от снижения давления масла
Защита генератора от замыкания на корпус
Защита от трогания тепловоза на позиции выше первой
Защита от перегрева воды и масла дизеля
Ослабление искрения поездных контакторов
Отключение цепи с неисправным тяговым электродвигателем
Ослабление искрения шунтировочных контактов
Электростеклоочистители
Защита от запуска дизеля при зарядке аккумуляторной батареи
Работа гребнесмазывателя
Защита от боксования
Электрический реостатный тормоз
Включение, режимы и особенности работы электрического тормоза
Возможные неисправности в работе тепловоза, их причины и методы устранения
РЕЛЕ и КОНТАКТОРЫ
ВВ Электромагнитный контактор типа МК1-10 с.к подключает обмотку возбуждения ВСТ к + АБ или +150А МУВ  
Д1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 с.к- подключает якорь тягового генератора к АБ. с.к -подключает пусковую обмотку возбуждения тягового генератора к АБ. 1н.з.к между проводами 183 и 198 не позволяет включиться контактору КВпри замкнутых силовых контактах контактора Д1, предохраняя тем самым аккумуляторную батарею и низковольтные цепи тепловоза от высокого напряжения тягового генератора. 1н.р.кмежду проводами 575 и 133 обеспечивает питание катушки реле РЭРво время пуска дизеля. 1н.з.к между проводами 111 и 112 обеспечивает по окончании пуска включение контактора КУ17.
КБУ Электромагнитный контактор типа МК1-10 с.к- подключает удерживающую катушку реле РЗ и подает + на клеммы 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 14/9, 14/10
КВ Электромагнитный контактор типа МК1-10 с.кподключает обмотку возбуждения тягового генератора к +200А МУВ 1н.з.к между проводами 425 и 337 не позволяет пустить дизель (или провернуть коленчатый вал без пуска) в случае приваривания силовых контактов контактора КВ. 1н.р.кмежду проводами 2844 и 189, до 2-й позиции создает цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ.
КВТ1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 2с.кподключают обмотки возбуждения ТЭД к генератору 1н.р.к между проводами 3081 и 3052 подает сигнал на блок управления ЭРЧО при реостатном торможении 1н.з.к между проводами 2590 и 1730 не допускает включения РВ4 приреостатном торможении 1н.р.кмежду проводами 5115 и 4040 подает сигнал на УСТА о сборе схемы реостатного торможении 1н.р.кмежду проводами 1624 и 1625 создает цепь на катушку КТ1
КМ1 Электромагнитный контактор типа МК1-20 1с.к.(провода 6063 и 6068) создает минусовую цепь на обмотку возбуждения ВСТ 1с.к.(провода 6042 и 6032, 6033) подает «+» на ключи ШИМ УСТА
КМН Электромагнитный контактор типа МК1-10 С.к подключает электродвигатель маслопрокачивающего насоса
КТ1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 2с.кподключают обмотки якоря ТЭД к блоку тормозных резисторов БТР 1н.р.кмежду проводами 2722 и 2721 подает сигнал на отключение гребнесмазывателя
КТН Электромагнитный контактор типа МК1-10 С.к подключает электродвигатель топливоподкачивающего насоса 1н.з.к.- между проводами 250 и 2781 в цепи питания катушек пусковых контакторов Д1 и Д2 используется для проворота коленчатого вала без пуска дизеля. 1н.р.к- между проводами 148 и 150 при пуске дизеля создает цепь питания катушки реле РУ7.
КУ10 Электромагнитный контактор типа МК1-11 1с.н.р.к.(провода 341—716) и 1с.н.з.к (провода 338—600) используются при работе по системе двух единиц для включения на втором тепловозе только одного переднего прожектора. 1н.р.к. между проводами 344 и 610 обеспечивает питание катушки вентиля «Назад» привода реверсора. 1н.з.к между проводами 173-174 не допускает включение катушки вентиля «Вперед» привода реверсора
КУ17 Электромагнитный контактор типа МК1-10 1с.н.р.к.(провода 6043—6044) создает питание на катушку контактора КМ1 при нормальном возбуждении и ВВ и РКМ1 при аварийном возбуждении 1н.з.к. между проводами 150 и 1723 при пуске дизеля собирается цепь питания катушки реле РУ28. 1н.р.к. между проводами 136 и 805 шунтирует контакты задатчика, замкнутые только на нулевой позиции, обеспечивая питание катушки РЭР на всех рабочих позициях 1н.з.к. между проводами 393 и 2595 не допускает включение контактора КМН при работающем дизеле 1н.р.к. между проводами 576 и 219 допускает включение вентилятора холодильника ВП4 только при работающем дизеле
П1, П2 Электропневматический контактор типа ПК-1146А с.к.-подключает якорь ТЭД к + ГГ н.з.к. между проводами 722—723 (П1) и 723—4220 (П2) включены в минусовую цепь катушек вентилей привода реверсора и не позволяют переключать реверсор под током. н.р.к. проводами 563—182 (П1) и 182—183 (П2) обеспечивают включение контактора КВ и реле РКВ только при собранной силовой цепи движения тепловоза.
Ш1,Ш2 Электропневматический контактор типа ПКГ-525МР С.к.- подключает параллельно обмоткам возбуждения ТЭД резисторы СШ 1-й и 2-йступеней ослабления возбуждения 1н.з.к. контактора Ш2 между проводами 242—248 не допускает включение реле РУ7. 1н.з.к. контактора Ш1 между проводами 4035—4037 не допускает включение реле РЭТ при включенном контакторе Ш1
РВ2 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 1н.р.к. между проводами 1724,1512 и 883 свыдержкой времени 6 с на размыкание отключает РУ5, чем обеспечивает устойчивый запуск дизеля
РВЗ 1н.р.к. между проводами 1511 и 1512 с выдержкой времени 36 с на замыкание поставлен в цепь питания катушки реле РУ29.
РВ4 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 1н.з.к. между проводами 2073 и 2074 с выдержкой времени 1,5-2с на замыкание не допускает включение реле электрического тормоза РЭТ. 1н.р.к. между проводами 197 и 193 с выдержкой времени 1,5-2 с на размыкание задерживает отключение поездных контакторов П1 и П2.
РВ5 1н.р.к. между проводами 1514 и 1513 с выдержкой времени 17 с на замыкание, собирающий цепь питания катушки реле РУ30 для прекращения пуска дизеля
РВ6 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 1н.р.к. между проводами 2000,2003 и 2001с выдержкой времени 1,5-2 с на размыкание задерживает отключение шунтировочных контакторов Ш1 для ослабление искрения
РУ2 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.з.к между проводами 181 и 178,189 не позволяет собрать цепь питания контактора КВ и реле РВ4 и РКВ, т. е. не допускает трогания тепловоза с места при случайном включении тумблера ВЗ «Управление машинами», если в это. время дизель работает на 2-й и выше позициях задатчика. 1н.з.к между проводами 220 и 279 включен в минусовую цепь катушек вентилей привода автосцепок ВАП и ВАЗ, что позволяет автоматически расцеплять автосцепку только на нулевой или 1-й позиции, не допуская саморасцеп при движении тепловоза с поездом. 1н.р.кмежду проводами 132 и 6029, подает сигнал на БАВ о включении 2-й позиции
РУ4 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т   1н.з.к между проводами 453 и 248 вовремя пуска дизеля питает катушки реле РУ7 и контактора КМН. 1н.р.кмежду проводами 596 и 581 не допускает включение контактора КТН при включении SA15 1н.р.кмежду проводами 577 и 560 обеспечивает подпитку собственной катушки после включения реле РУ4.
РУ5 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.р.к. между проводами 885 и 165 при пуске дизеля собирает цепь питания катушки реле времени РВ5. 1н.р.к. между проводами 454 и 425 собирает цепь питания катушки пускового контактора Д1
РУ7 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.кмежду проводами 1717 и 1563,1565 создает цепь питания на катушку РВ2
РУ12 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.р.к. между проводами 734 и 2782 шунтирует контакты кнопки «Пуск дизеля», обеспечивая подпитку собственной катушки. 1н.р.к. между проводами 561 и 575 создает цепь питания на катушку КТН
РУ14 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.з.кмежду проводами 198 и 685 при срабатывании электропневматического клапана автостопа разрывает цепь питания катушки контактора КВ и реле РКВ (с дизеля снимается нагрузка). 1н.р.к. между проводами 903 и 902 включает вентиль передней или задней песочницы, обеспечивая подачу песка под колеса.
РУ15 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.к. между проводами 1955 и 5150 подает сигнал на УСТА при обрыве ТМ 1н.р.к. между проводами 1966 и 180 разрывает цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ
РУ28 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.к.между проводами 1517 и 1723 создает цепь питания на катушку РВ3 1н.р.к.между проводами 298и 417 создает цепь питания на катушку КМН
РУ29 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.к.между проводами 449 и 603 создает цепь питания на катушку РУ5
РУ30 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.к. между проводами 469 и 582 создает цепь питания на катушку РУ4
РУ31 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т 1н.з.к.между проводами 4841 и 4827 не допускает включение реле РУ32; 1н.з.к.между проводами 4822 и 4828,4826 не допускает подачу питания на кран №205 на ПУ2; 1н.р.к.между проводами 4863и 4864 подготавливает цепь питания на реле РКА (реле крана аварийное); 1н.р.к.между проводами 4826 и 4834, 4835 подготавливает цепь питания на катушку Ов; 1н.р.к.между проводами 4826 и 4831, 4832 подготавливает цепь питания на катушку Тв; 1н.р.к. между проводами 428 и 4001 подает сигнал на БЭЛ о включении задатчика основного пульта управления
РУ32 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т 1н.з.к.между проводами 4823 и 4840 не допускает включение реле РУ31; 1н.з.к.между проводами 4880 и 4863 не допускает включение реле РКА(реле крана аварийное); 1н.р.к.между проводами 4836 и 4834 подготавливает цепь питания на катушку Ов; 1н.р.к.между проводами 4833 и 4831 подготавливает цепь питания на катушку Тв; 1н.р.к. между проводами 2757 и 4002 подает сигнал на БЭЛ о включении задатчика второго пульта управления
РЭТ Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.р.к. между проводами 1630 и 1632 собирает цепь питания катушки КВТ1 1н.з.к.между проводами (615-616) не допускает подачу дискретного сигнала на УСТА с клеммы 14/3 о сборе схемы тяги
РЭР 1н.р.к. между проводами 3090 и 3048 подает сигнал на 9-й контакт « Стоп/Работа» блока управления ЭРЧО
КЭО1 электропневматический вентиль Обеспечивает подачу воздуха на свисток при нажатии кнопок SВ5
КЭО электропневматический вентиль Обеспечивает подачу воздуха на свисток при нажатии кнопок SВ5
РДД 1н.р.к. между проводами 2800,2808 и 2801,2807 шунтирует контакты тумблера SA9 «Отпуск тормозов», создавая цепь питания на КБ электроблокировочного клапана, блокирующего магистраль крана вспомогательного тормоза № 254 и отключающего пневматические тормоза тепловоза
РЗ Электромагнитное реле типа РМ-1100 0,04А 1н.з.к. между проводами 185 и 1966, разрывающий цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ при пробое на корпус в силовой цепи.
РК Электромагнитное реле крана 1н.з.к между проводами 4880 и 4862,4860 не допускает включение РКА 1н.р.к. между проводами 4821 и 4822 создает цепь питания на К205
РКА Электромагнитное реле крана аварийное 1н.р.к. между проводами 2801 и 4867 шунтирует нрк РПР, ставя себя на самопитание 1н.р.к. между проводами 4860 и 4861 подключает РУ14
РКВ Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.р.к. между проводами 6026 и 6027 подает сигнал на БАВ о сборе схемы приведения тепловоза в движение 1н.р.к. между проводами 226 и 604 сохраняет минусовую цепь реверсора
РКМ1 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 2н.р.к. между проводами 6024 и 6053, 6025 и 6054 подключает БАВ на МУВ 1н.з.к. между проводами 117 и 6017 подключает обмотку возбуждения F1F2 ВСТ к БРН 1н.з.к между проводами 6022 и 6023 подключает БАВ к минусу 150А МУВ
РММ1 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т 1н.з.к. между проводами 7330 и 7331 отключает ПУ2 управление холодильником 1н.р.к. между проводами 899,7351 и 2591 подготавливает цепь питания на тумблера SA2 и SA3 на ПУ1 1н.з.к. между проводами 309 и 342 не допускает включение РММ2
РММ2 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т 1н.з.к. между проводами 521,7331 и 638 отключает ПУ1 управление холодильником 1н.р.к. между проводами 7351 и 7350 подготавливает цепь питания на тумблера SA2 и SA3 на ПУ2 1н.з.к. между проводами 319 и 352 не допускает включение РММ1
РНР Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.з.к. между проводами 2825 и 2828 не допускает включение электроблокировочного клапана КБ
РПР Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.кмежду проводами 4828,4872 и 4874 создает цепь питания на катушку ЭТ 1н.р.кмежду проводами 4890,2801и 4867 создает цепь на катушку РКА
РТ реле перегрузки Электромагнитное реле типа РМ-2010 2,5В 1н.з.к.разрывает цепь питания КВ и РКВ при превышении тока ГГ 1900-2100А, при аварийном возбуждении

Расположение клеммных реек на тепловозе ТЭМ18

В высоковольтной камере расположено 8 клеммных реек 1 – 6, 14 и 15.

Клеммные рейки 8,9 и 10 расположены в холодильной камере.

на 1 рейке 1, 2, 3, 4, 5 клеммы общий плюс цепей управления тепловозом;

на 14 рейке 1- 2, 4 клеммы общий плюс цепей управления тепловозом;

на 4 рейке 1-8 клеммы общий минус цепей управления тепловозом;

на12 рейке 1-4 клеммы общий минус цепей управления тепловозом

Наши рекомендации